Татьяна Доцко: «Раскрашенное яйцо – это письмо Богу»

Фото Татьяна Доцко: «Раскрашенное яйцо – это письмо Богу»

Наступил Чистый четверг – время уборки в доме, приготовления праздничных блюд. Одним из главных украшений стола являются пасхальные яйца – писанки. Для православных христиан Воскресение Христово – главный праздник, а свои истоки он берет у древнеславянского обряда писания яиц. Этой традиции насчитывается уже около восьми тысяч лет. О секретах окрашивания, корреспонденту агентства «Урал-пресс-информ» рассказала педагог дополнительного образования 153-ей школы Челябинска Татьяна Доцко.

– Татьяна, символом чего является яйцо?

– Предания разных народов сохранили древний миф о сотворении мира. Согласно этим сказаниям, мир произошел из яйца. Оно раскололось пополам, одна половина стала небом, другая – землей.

Для наших предков яйцо служило символом жизни. В нем хранится зародыш солнечной птицы – Петуха, будившего утро.

– Чем отличается славянская писанка от пасхального яйца?

– Писанки делали из сырых яиц, снесенных «первенками» (курами, которые только начали нестись между двумя лунными месяцами), христиане же расписывают вареные яйца. Отличаются они и по цвету. У славян было четыре основных цвета: черный – цвет земли, красный – Великдень, Егорий – зеленый, желтый символизировал солнце, Купалу. У православных христиан основной цвет – красный, который символизирует кровь Христову.

– Мы привыкли видеть яйца окрашенные в один цвет, роспись имела какой-то сакральный смысл?

– Писанки писались и дарились любимым людям, детям, родственникам. Пожелания зашифровывались в рисунках. Вообще раскрашенное яйцо – письмо Богу. У каждой мастерицы был свой репертуар божественного письма, который она передавала из поколения в поколение.

– О чем обычно просили наши предки с помощью писанки?

– Просили о здоровье, счастье, богатстве, детях, красоте и молодости.

Раньше писанки сопровождали человека от рождения до смерти. Ее клали в колыбель к младенцу, как символ начала новой жизни, в гроб умершему, как знак надежды на его воскрешение.

Писанки с пожеланием плодородия ставили на зерно, которое потом высевали, после уборки хлебов прятали в последний сноп в надежде на новый урожай. Две писанки клали под улей чтобы они охраняли пчел, а те приносили больше меда. Писанку катали по телам животных, когда тех выводили впервые на пастбище.

Девушки умывались водой, в которую на ночь клали писанку, считалось, что таким образом можно преумножить красоту и молодость. Страдающие бесплодием женщины дарили писанки детям в надежде, что Господь пошлет им ребенка.

– То есть писанка – своеобразный талисман?

– Да, правильно написанная писанка в старину считалась мощным оберегом, который защищал человека от огня, грома, неурожая, бездетности, болезней и других несчастий. Хвостики символизировали мужское спокойствие, то есть силы, которая охраняет женщину в беременности. Разного рода пятнышки тоже имели смысл: зеленые – на здоровье, на жизнь, красные – на радость. Яйцо, расписанное с нарушением законов письма, называлось уже не писанкой, а малеванкой.

– Для создания оберега, наверное, существуют определенные правила?

– Чтобы писанка имела магическую силу, ее следует расписывать в соответствующее время. Краски надлежало брать у радуги, а она прятала их в цветах, травах, кореньях, коре, листьях деревьев.

Из коры, снятой с побегов молодой дикой яблони или березы, получалась желтая краска. Всевозможные оттенки желтого цвета добывали также из молочая, горицвета, зверобоя, луковой шелухи, молодых побегов тополя, цветков бузины, купавок, шафрана, моркови.

Оранжевый оттенок давала луковая шелуха.

Зеленая краска получалась из зелени ржи, коры крушины, шелухи черных семечек подсолнуха, листьев шпината, крапивы, березы, а также из сочетания красок желтого и синего цветов.

Синюю, лиловую, голубую, фиолетовую можно было приготовить из сушеных ягод бузины или черники, из всего первого весеннего голубоцветья.

Густые отвары коры дуба или яблони, листьев грецкого ореха или конского каштана, луковой шелухи были превосходной коричневой краской. Черную делали из молодых листьев черноклена, корня крапивы, коры ольхи.

Красную краску делали из сока свеклы, засушенных самочек кошенили (насекомое из семейства червецов), растворенных в дождевой воде.

Эти натуральные краски настаивались на живой воде, взятой из семи родников или на слиянии трех ручьев, в печи. Воду следовало брать из семи родников и нести ее домой молча в тайне.

Каждому оберегу соответствовал определенный узор. Произвольная смена орнамента осуждалась.

– Имеют ли силу оберега купленные писанки?

– Писанки предназначались лишь для дарения, а силу имели только те, что сделаны руками дарителя. Не разрешалось дарить писанки тем, кто ведет кочевой образ жизни, не дарились писанки и тем, с кем семья не желала иметь родства. Писанками нельзя было поминать мертвых. Для разговения и поминовения усопших, для ритуальных игр в «битка» и «катка» служили крашенки.

С возрождением забытых традиций мастера опасаются, что найдутся люди, желающие заработать на этом деньги.

– Какие способы окрашивания яиц существуют?

– Существует несколько способов. Крашенками называли вареные яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей в один цвет.

Если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, мраморный рисунок крапинки другого цвета – это была крапанка. Их красили при помощи цветных красящих ниток или разноцветных лоскутков.

Малеванки – яйца, расписанные с нарушением законов письма.

Писанкой в старину называли сырые яйца, которые можно было красить любыми красителями. На них выводились символические знаки, рисовались узоры и даже пейзажи.

– Сколько стилей писания существует?

– Стилей множество. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым – крестильная сорочка писанки.

Конструкция орнамента писанки отражает строение Вселенной по вертикали. В ее основе лежат три кардинальных символа: круг, квадрат и мировая ось в виде креста или дерева.

Помимо ломаных крестов и роз, на писанке изображались зашифрованные в свастике славянские божества: Перун – покровитель мужчин-воинов, Макошь – богиня судьбы. Жены, желающие вернуть мужа в семью, дарили ему писанку с русалкой, змея означала потусторонний мир, на здоровье рисовали сосну, на богатство – солнце.

Знаки стихий, лекарственных растений, всевозможных колючек, орудий труда, причислялись к святости и также могли иметь место в писанке. Также рисовались зерна, колоски, гвоздичка, василек, маки.

– Что нужно для того, чтобы самому расписать яйцо?

– Необходимые материалы: свежие белые куриные яйца, пчелиный воск, свеча, мягкий карандаш, спички, бумажные и хлопковые салфетки, специальные красители для пасхальных яиц уксусная кислота, пластиковая ложка.

Также потребуется кистка (инструмент которым пишут писанки). Его можно сделать самим. Из фольги или тонкой жести нужно свернуть конусообразную трубочку и закрепить ее на палочке.

Писанку пишут так: в левой руке держат яйцо, в правой – кистку с растопленным воском, который наносят на разметку сделанную карандашом. При росписи вращают яйцо, то есть пишут левой рукой, самим яйцом.

Нанесение воска чередуется с постепенным окрашиванием яйца («купанием» яйца в краске) от светлого к темному.

Завершив крашение и роспись, поместите яйцо в теплую духовку или нагрейте его над пламенем свечи. Когда воск на скорлупе растает, сотрите его полотняной салфеткой.

Для придания блеска яйцо протирают растительным маслом.

– Сколько требуется времени, чтобы сделать писанку?

– Процесс писания сравним с медитацией. Главное – не торопиться в работе. На одно яйцо можно потратить два часа.

Комментарии 0