Валентин Хорев: Смысл МУП "ГТИ" в том, чтобы деньги зря в землю не закапывать
Шестого августа на аппаратном совещании в администрации Челябинска сити-менеджер Сергей Давыдов заявил о ликвидации муниципального предприятия «Городская техническая инспекция». По словам чиновников, такое решение было принято в связи с разобщенностью контролирующих органов. Поскольку недавно были приняты новые правила благоустройства, назрела необходимость создания управления, которому передали бы функции по их исполнению.
Своим взглядом на ситуацию о ликвидации МУП «ГТИ» с агентством «Урал-пресс-информ» поделился человек, стоявший у истоков ее создания – Валентин Хорев.
- Валентин Александрович, расскажите о предыстории создания Гортехинспекции, как вы оказались ее руководителем?
- После окончания института я уехал на Дальний Восток, работал в дорожном управлении, прошел в нем путь от техника до главного инженера. Потом вернулся в Челябинск, начал работать начальником участка. С партией судьба не свела, потому что я ее не понимал, а она - меня. Поэтому моя карьера замораживалась на начальнике участка. Как только нужно было подавать заявление на главного инженера, мне говорили: ты не коммунист, подожди пока. Словом, 27 лет так и работал. А когда пришло время перестройки, меня как профессионала с многолетним стажем назначили главным инженером дорожного управления. На всех центральных улицах есть отпечатки моих ног – я участвовал в реконструкции проспекта Ленина, улицы Воровского, Дарвина и Свердловского проспекта, весь центр города мы тогда ремонтировали.
- Как дорожное управление следило за благоустройством в советское время?
- По сути, оно работало в системе благоустройства. Такое же управление было и в Перми, и в Свердловске, и в Челябинске. Мы являлись заказчиком у горисполкома, принимали на себя функции строительства, эксплуатации, содержания, озеленения, в общем, всего благоустройства города. Потом появились новые люди и сказали: а зачем нам управление благоустройства, давайте сделаем один большой трест, который будет заказчиком и исполнителем одновременно. То есть получается, сам исполняешь и сам у себя принимаешь. Эту структуру назвали трест дорожного строительства и благоустройства – чисто хозяйственная структура, которая была заинтересована только в объемах и освоении бюджетных средств, а не в том, чтобы заботиться о благоустройстве. Этот процесс пришелся на перестройку и начало 1990-х.
- Как создание треста повлияло на контроль за качеством строительства?
- В конечном итоге в городе началась вакханалия. Контроля ни за строительством, ни за содержанием, ни за озеленением не было. Все это исчезло – остались только доклады, рапорты, мол, столько-то сдали, столько-то освоили. Но у меня душа болела, когда я смотрел, как на моих глазах умирало то, что я всю жизнь строил. Все гнались за результатами, никого не волновали последствия таких действий. Но в то время был такой Василий Федорович Гранин – зампредседателя горисполкома при Тарасове. Я тогда был заместителем управляющего трестом. Вместе с ним решили, что нужно что-то создавать, чтобы остановить эту вакханалию. Полностью пересмотрели правила благоустройства. Вскоре Василий Федорович вошел в Совет местных депутатов и предложил создать городскую техническую инспекцию, которая могла бы отслеживать в городе все строительство, раскопки, озеленение, компенсационные затраты за снос и так далее.
- Как восприняли создание ГТИ строители и руководители города?
- Было очень сложно начинать – районные администрации отказывались с нами работать, говорили, что справятся сами. Вы же понимаете, что, создав такого змея как трест, избавиться от него очень сложно. Но я лично разговаривал с каждым главой района, доказывал, что это и им нужно, и жителям Челябинска. Словом, взаимопонимание было найдено. Тогда появились инженеры в каждом районном штабе. Все вопросы, касающиеся благоустройства, решались на месте. Постепенно нас все строители узнали и признали. Каждое нарушение фиксировалось, люди восстанавливали объект и платили деньги. Мы брались за все абсолютно. Вот идет стройка – значит, должна быть огорожена, подъезд обустроен, а на выезде не должно быть грязи, для этого следили, чтобы на каждой стройке была мойка.
- Какие полномочия были тогда у городской техинспекции?
- Каждый инженер объезжал свой район, а в штате было около 25 человек – специалисты по благоустройству и санитарному состоянию, юристы. Причем, заметьте, мы зарабатывали деньги сами – другого финансирования у нас не было. Весь доход складывался из отчислений от штрафов и ордеров. Но мы не только содержали себя, но и давали дополнительные доходы городу. Первая фреза по снятию асфальта была куплена на наши деньги. Помню, как съездили в Германию, посмотрели современное оборудование. Я сам оформлял документы, перевозил технику, передавал ее в ДРСУ. На ее фоне еще фотографировались Тарасов со своей свитой. «Бродвеи», такие самосвалы с тележками, я в Швеции присмотрел. Их передали в Челябспецтранс.
- Валентин Александрович, что изменилось после вашего ухода из инспекции?
- Знаете, я вижу, что сегодня многое делается для благоустройства города, ремонтируют дорожную сеть – это прекрасно. Выделяются при этом громадные деньги, миллиарды рублей налогоплательщиков. Кто будет следить за тем, как содержатся эти дороги? Вот потратили мы миллиард, а сколько еще придется отдать, чтобы дороги ремонтировать? Опять вернемся в девяностые годы, когда гнались за объемами, тем более что ГТИ больше не будет.
- Вам понятны мотивы такого решения администрации города?
- Мне они непонятны. Если смотреть с точки зрения должностных лиц, то чиновники должны обеспечивать комфортное проживание в городе. Но я удивляюсь, как же они теперь смогут следить за тем же строительством, озеленением, раскопками? Ведь ГТИ была их глазами и ушами! Жалко, что руководители города не хотят видеть четкую картину происходящего. Смысл ГТИ был в том, чтобы деньги в землю зря не закапывали.
- На ваш взгляд, стоило ли создавать новую структуру под принятые в нынешнем году правила благоустройства?
- Так ГТИ и была подстроена под эти правила! Мы же сначала их приняли на депутатском совете. В Екатеринбурге до сих пор работает управление благоустройства, через которое заказывается техническая документация, проводится тендер, отслеживается его выполнение. Да, пусть новая структура будет называться по-другому, но за основу можно было взять московскую модель городской технической инспекции, без нее там ни один шаг никто сделать не может. Можно было ориентироваться на этот опыт. Сейчас в каждом районе будет сидеть чиновник и раздавать штрафы, но это будет очередное княжество – и каждый князь будет на свое усмотрение работать. А город должен держать ситуацию под контролем. Руководители города должны быть заинтересованы в том, чтобы человек мог спокойно выйти из дома и не попасть в яму, которую вырыл какой-то кабельщик. ГТИ была отдельно от глав районов, даже выше их, поэтому они никак на нее не влияли. Сейчас же все связано с освоением. Город миллиарды сегодня осваивает, а раньше 300-400 миллионов были гигантскими суммами. Это огромные денежные потоки, вокруг них всегда кто-то крутится.
-
Часть полномочий мэрии Челябинска передана районным администрациям19 ноября 2024, 15:53
-
Избранный глава Челябинска Алексей Лошкин анонсировал кадровые перестановки в мэрии19 ноября 2024, 13:20
-
В Челябинске 11-летний мальчик угодил в яму с кипятком (ВИДЕО)17 ноября 2024, 22:16
-
Челябинск продолжают избавлять от автохлама15 ноября 2024, 11:44
-
Опять 25: в Челябинске снова остро встал вопрос с работой канализации31 октября 2024, 10:33