Антикризисное турне губернатора началось с ЧМК
Губернатор Челябинской области Петр Сумин в рамках реализации антикризисного плана начал поездки по крупным промышленным и градообразующим предприятиям области.
Двадцать первого января глава региона посетил ОАО «Челябинский металлургический комбинат», входящий в группу компаний «Мечел».
О ситуации на предприятии Петру Сумину доложил управляющий директор ОАО «ЧМК» Сергей Малышев.
В 2008 году Челябинский металлургический комбинат отгрузил четыре миллиона 100 тысяч тонн металлопроката. В 2008 году на предприятии планировали перешагнуть рубеж 4,5 миллиона тонн отгрузки металлопродукции. Результаты работы в первые девять месяцев года позволяли надеяться на выполнение запланированных показателей, но в четвертом квартале разразившийся кризис резко изменил планы комбината, как и всех предприятий Российской Федерации. В четвертом квартале ЧМК значительно снизил объемы производства. Сокращение составило в среднемесячном измерении 20 процентов, в отдельные месяцы оно доходило до 25 процентов. В итоге за год потери объемов производства к 2007 году составили пять процентов или 224 тысячи тонн. Такие же цифры снижения объемов по производству стали и чугуна на комбинате. Аналогичные темпы спада объемов и по другим металлургическим предприятиям страны.
При этом те объекты, которые были введены предприятием в предыдущие годы, показали хорошие результаты даже в условиях кризиса. Аглофабрика номер два перешагнула объемы производства в четыре миллиона тонн. Прирост к прошлому году составил почти один миллион тонн. На сегодняшний день фабрика обеспечивает стабильную работу доменного цеха. Хорошие показатели дала машина непрерывной разливки стали номер четыре (МНЛЗ) - прирост 200 тысяч тонн к уровню прошлого года.
Средняя цена отгрузки продукции по комбинату составила 19 тысяч рублей, рентабельность по году – 17,4 процента (по результатам девяти месяцев было 25 процентов, картину смазал четвертый квартал). Средняя заработная плата по промышленно-производственному персоналу на конец года была равна 19 тысяч 352 рубля. Рост к 2007 году - 22 процента.
Как работает предприятие в условиях кризиса?
В четвертом квартале на 20 процентов сократились объемы производства. Среднемесячные объемы отгрузки в первые девять месяцев были равны 360 тысяч тонн, в четвертом квартале - 286 тысяч тонн. В настоящее время на предприятии не работает одна доменная печь из трех и аглофабрика номер один. Однако по сравнению с другими предприятиями на ЧМК произошло не такое большое сокращение объемов, как на других металлургических предприятиях страны.
Вместе с резким снижением спроса на металлопродукцию произошло и значительное снижение цен. В среднем по году средняя цена отгруженной продукции составила 19 тысяч рублей, за четвертый квартал – 13 тысяч рублей, в декабре – 10 тысяч рублей. Это заставило перестраивать работу предприятия.
В начале четвертого квартала была разработана антикризисная программа. При отсутствии спроса при таком материалоемком производстве как металлургия все металлургические предприятия шли по пути снижения объемов производства. Были остановлены доменная печь номер четыре и сталеплавильный цех номер шесть.
В антикризисной программе значительное место заняла программа по снижению затрат по всем направлениям деятельности ЧМК. Один пример, если в 2007 году в среднем на тонну товарного проката на комбинате тратили 984 килограмм условного топлива, за девять месяцев этого года – 814 килограмм. Совершенствование технологии, пуск новых объектов позволили даже при снижении объемов в четвертом квартале получить снижение потребления энергоресурсов до 784 килограмм.
На предприятии принимаются дальнейшие меры по снижению затрат. Сергей Малышев уверен, что это приведет к дальнейшему снижению себестоимости производства.
Социальная обстановка на комбинате под контролем.
На комбинате выполняют главную задачу социальной политики –сохранение работоспособного трудового коллектива.
В связи с сокращением объемов производства, приостановкой ряда подразделений были высвобождены часть работников. Их задействовали на других участках работ.
При сокращении объемов производства на 20 процентов средняя заработная плата снизилась на 10 процентов. За четвертый квартал средняя зарплата составила 18,5 тысячи рублей. Это на 10 процентов ниже уровня третьего квартала (тогда рабочие получали в среднем 20,5 тысячи рублей), но на пять процентов выше показателя четвертого квартала 2007 года.
Порядка тысячи человек получают две трети среднего заработка во время простоя агрегатов. Порядка 200 человек переведены на работы на объекты капитального строительства, вторым специальностям обучены 300 человек. Инженерно-технические работники и дневной персонал переведены на неполную рабочую неделю. Приказ о неполной рабочей неделе официально подписан с первого февраля 2009 года. На сегодня работники работают неполную рабочую неделю по заявлению. Пересмотрен график очередных отпусков. Часть работников ушло в отпуска сейчас, чтобы летом с увеличением объемов производства комбинат не испытывал нехватки рабочих рук.
Комбинат продолжил выполнение всех социальных гарантий по коллективному договору. Сегодня рассматривается вопрос о продлении коллективного договора на 2009 год.
Меры, принимаемее ЧМК по преодолению последствий кризиса.
Предпринимаются меры по переориентированию продукции комбината на другие рынки сбыта. При снижении спроса на внутреннем рынке идет поиск покупателей на внешнем рынке. Есть первые результаты. Если в ноябре на предприятии было отгружено 280 тысяч тонн товарной продукции, то в декабре уже на 20 тысяч тонн больше. В первом квартале планируется еще увеличить объемы отгрузки.
Через три дня, 24 января 2009 года спустя 2,5 месяца после остановки возобновит выплавку электросталеплавильный цех номер шесть. Задувка доменной печи номер четыре намечена на начало апреля. В весенне-летнее время комбинат прогнозирует увеличение спроса на свою продукцию.
Главный инвестиционный проект комбината – строительство универсального рельсопрокатного стана
Ключевым объектом реконструкции Челябинского металлургического комбината является универсальный стан и его первая очередь – строительство машины непрерывного литья заготовок (МНЛЗ) для этого стана. На сегодня руководство комбината принимает все меры, как с точки зрения финансирования, так и организации работ для продолжения строительства. Поддержку им в этом оказывает и правительство области. Достигнуты договоренности о совместной работе областных властей с федеральными органами для получения инвестиционного налогового кредита для строительства универсального стана. Совместно с представителями области представители группы Мечел будут решать этот вопрос в Москве.
Универсальный рельсобалочный стан - главный проект реконструкции Челябинского металлургического комбината.
В условиях введения новых металлургических мощностей руководством Мечел была поставлена задача модернизации мощностей комбината с целью получения новых видов продукции. В марте 2008 года подготовленная инвестиционная программа была утверждена. Основной ее проект – амбициозная задача строительства комплекса по производству высококачественного фасонного проката, в том числе рельс для высокоскоростных магистралей.
Сегодня в России производят рельсы 25-ти метровой длины Нижнетагильский и Новокузнецкий металлургические комбинаты. По своим качественным характеристикам они не соответствуют современным требования, которые предъявляют РЖД к своим поставщикам. Такие рельсы, которые обирается производить ЧМК, на сегодня производят только в двух странах - в Австрии и в Японии. Комбинат собирается производить продукцию, которая соответствует самым высоким требованиям европейских стандартов. По отдельным показателям продукция челябинских металлургов будет лучше основных мировых аналогов. Кроме того, на стане можно производить не только рельсы, но и балки, швеллеры и другую металлопродукцию. За счет точности проката можно будет получить конкурентную продукцию и для строительной отрасли. По соглашению между Мечелом и РЖД на территории ЧМК железные дороги построят рельсосварочное производство.
Производственная мощность стана – один миллион – 1,1 миллиона тонн в год, в том числе 400-500 тысяч тонн рельс магистральных и другого назначения, до 600 тысяч тонн крупного фасонного сортового проката (швеллер, балка и другие). Разработана уникальная технология термообработки стометровых рельс, которая позволит создать продукцию лучшую по отдельным характеристикам, чем выпускаемая сейчас.
Сроки реализации проекта пока остаются прежними. Горячие испытания должны быть проведены в первом квартале 2011 года, до конца 2011 года нужно будет отработать технологию производства рельс и провести испытания по ресурсу рельс. С 2012 года комбинат готов будет полностью обеспечивать потребности РЖД в рельсах как для высокоскоростных магистралей, так и редбсов низкотемпературной надежности, которые будут работать в условиях Крайнего Севера.
Стоимость этого проекта на сегодняшний день оценивается в 32 миллиарда рублей.
Проект позволит вывести Челябинскую область вывести в лидеры металлургии в сегменте производства высокотехнологичного прокатного продукта, инициировать развитие смежных отраслей, создать новые рабочие места, обеспечить предприятия строительной индустрии качественным и прокатом, обеспечить устойчивое поступление средств в бюджеты различных уровней.
Губернатор высоко оценил работу комбината по строительству универсального стана: «Уникальный стан. Хорошо, что вы продолжаете заниматься этим проектом. Стан чрезвычайно нужен не только для области, но и для России. Будет производиться импортозамещающая, уникальная продукция». Новый полномочный представитель президента в УрФО заинтересовался этим станом.