Что кроется за конфликтом в оперном театре?

Фото Что кроется за конфликтом в оперном театре?

В театре оперы и балета имени Глинки 12 марта прошло собрание коллектива с участием министра культуры Челябинской области Алексея Бетехтина. В повестке собрания главным вопросом значилось подписание коллективного договора между работниками театра в лице профсоюза и работодателем. Переговоры зашли в тупик.

«Руководители театра дали понять, что они не хотят подписывать коллективный договор в том виде, в котором он представлен профкомом, - сказал в своем докладе председатель профсоюзного комитета Владимир Колесов. - Подписание договора работодателем срывается с августа 2011 года, так как руководство согласно принять только те пункты договора, которые выгодны работодателю. Разногласий по коллективному договору больше, чем согласованных пунктов этого договора. Поскольку переговоры могут затянуться надолго, профком решил выдвинуть требования в адрес дирекции театра, которые касаются зарплаты, выполнения трудового законодательства и отчетности работодателя перед трудовым коллективом о расходовании средств в части дополнительных доходов театра».

Требования из 13 пунктов были озвучены на собрании и будут переданы в администрацию театра и министерство культуры.

Но обсуждение вышло за обозначенные рамки: проблем в театре множество, в том числе, увольнение двух творческих лидеров театра – главного дирижера Антона Гришанина и главного режиссера Андрея Сергеева. Оба подали заявление об уходе из-за разногласий с директором театра Владимиром Досаевым, который не принял концепцию их постановки оперы «Орфей и Эвридика».

«Уход из театра Антона Гришанина и Андрея Сергеева не мог оставить равнодушными профсоюзный комитет и весь коллектив», - сказал на собрании Владимир Колесов. Причиной их ухода он назвал бесцеремонное вмешательство в творческий процесс директора театра Владимира Досаева.

Комментируя ситуацию в театре, министр культурыобласти Алексей Бетехтин заявил, что требования, выдвинутые профсоюзом «решаются в течение часа нормального рабочего времени с приглашением всех заинтересованных сторон»…Профком же, по мнению Алексея Бетехтина, просто манипулирует коллективом.

Наш корреспондент встретился с председателем профкома оперного театра Владимиром Колесовым, и вот что он сказал:

«К сожалению, мне не дали возможности участвовать в передаче в прямом эфире радио «Эхо Москвы - Челябинск», в которой сразу после собрания свое мнение высказали министр культуры области и директор оперного театра. Хотя я звонил в редакцию и предлагал свой комментарий. Таким образом «последнее» слово предоставили только одной стороне конфликта, а это неправильно. О каких манипуляциях и «профсоюзном пиаре» говорилось в мой адрес? Кроме выговоров и преследований со стороны администрации я не имею от своей профсоюзной деятельности ничего. Но коллектив избрал меня своим профлидером, и я должен защищать его интересы.

С коллективными переговорами мы действительно зашли в тупик. По закону на переговоры отводится три месяца, они прошли, а к единому мнению комиссия по переговорам так и не пришла. Работодатель свою подпись поставил, но мы не можем подписать договор, в котором выхолощены все защитные для работников статьи. Поэтому на собрание вышли с предложением принять требования к работодателю, которые мы составили, - продолжает Колесов. – Собрание 12 марта прошло очень неудачно. Работодатель всячески препятствовал его проведению. Разрешение мы получили только в 5 часов вечера предыдущего дня. И на вечер собрания сделали выходной для коллектива оркестра, а он самый большой, поставили репетицию по цеху балета… Так что прийти они не смогли. Словом, было сделано все, чтобы собрание не состоялось. Но, несмотря на это, около 160 человек на него все-таки пришли.Профсоюзное членство у нас в коллективе составляет более 50 процентов. Это для творческого театрального коллектива цифра, как все понимают, немаленькая… Вот наш директор везде говорит, что он хороший хозяйственник, профессионал. Между тем зарплата в театре упала, как свидетельствуют факты по отдельным работникам, с приходом именно этого директора. На наш запрос о средней зарплате по театру данных руководство не дает. Везде теперь слышно: директор вывел театр из долгов… А за чей счет? За счет работников? Поэтому профком защищал и будет защищать их интересы. Если удастся принять нормальный коллективный договор, он и станет нашей защитой».

Свой комментарий по поводу происходящего нам предоставила председатель областного комитета профсоюза работников культуры Ирина Кузякина:

«К сожалению, прошедшее собрание никак не разрешило указанных проблем. А их в театре накопилось действительно много. Это и заработная плата, и режим рабочего времени, и предоставление социальных гарантий работникам. Проблемы могут быть решены, если администрация театра в лице директора В.А. Досаева и представитель работников – профсоюзный комитет – будут находиться в постоянном взаимодействии, в диалоге. Сегодня, к сожалению, такой диалог отсутствует.

Я бы советовала сторонам социального партнерства повернуться лицом друг к другу, наладить конструктивное сотрудничество. Во многом это зависит от директора театра, В.А. Досаева. К сожалению, он неоднократно говорил, что с этим составом профкома работать не будет. Возможно потому, что профком не желает быть «карманным», занимать соглашательскую позицию. Подобная конфронтация приводит прежде всего к тому, что представители работников вынуждены обращаться в прокуратуру, инспекцию труда. А ведь большинство вопросов могут быть решены и без участия надзорных органов. В театре должен быть принят коллективный договор, который мог бы урегулировать многие проблемы. Но переговоры по проекту коллективного договора, подготовленного профсоюзным комитетом, шли очень сложно, медленно, из проекта КД исключались статьи, касающиеся защиты прав работников, установления дополнительных социальных гарантий. При этом никаких аргументов со стороны представителей работодателя, почему отвергается тот или иной пункт, не приводилось. В результате от проекта коллективного договора, представленного профкомом, практически не осталось ничего. В протоколе разногласий больше пунктов, чем в коллективном договоре.

Я бы предложила вернуться к обсуждению проекта коллективного договора, принять правовой акт, который бы регулировал социально-трудовые отношения в театре. Это выгодно не только работникам, но и работодателю.

Обнадеживает, что достигнута договоренность с министром культуры А.В. Бетехтиным, который готов участвовать в обсуждении и решении проблем, обозначенных профсоюзным комитетом театра. В ближайшее время состоится встреча всех заинтересованных сторон в министерстве культуры области. Очень хочется верить, что совместными усилиями нам удастся найти выход из сложившейся ситуации».

Комментарии 0
    Новости по теме Челябинский театр оперы и балета