К празднику российского студенчества – Татьяниному Дню – лаборатория прикладной политологии и социологии Челябинского института УрАГС провела анкетный опрос в 11-ти вузах Челябинска, где численность студентов превышает три тысячи человек: ЮУрГУ, ЧелГУ, ЧГПУ, ЧГМА, ЧГАКИ, УрСЭИ, ЧИ УрАГС, УрГУФК, ЧФ РГТЭУ, ЧЮИ МВД, ЧГАУ. Было опрошено 504 респондента, в их числе – 45 процентов юношей и 55 процентов девушек.
К празднику российского студенчества – Татьяниному Дню – лаборатория прикладной политологии и социологии Челябинского института УрАГС провела анкетный опрос в 11-ти вузах Челябинска, где численность студентов превышает три тысячи человек: ЮУрГУ, ЧелГУ, ЧГПУ, ЧГМА, ЧГАКИ, УрСЭИ, ЧИ УрАГС, УрГУФК, ЧФ РГТЭУ, ЧЮИ МВД, ЧГАУ. Было опрошено 504 респондента, в их числе – 45 процентов юношей и 55 процентов девушек.
Более трех четвертей опрошенных студентов (79 процентов) знают, что Татьянин день – это их праздник, и в большей степени в этом уверены студенты четвертого и пятого курсов (на восемь процентов больше, чем в среднем). Каждый десятый (10 процентов) воспринимает день 25 января как православный праздник великомученицы Татьяны, четыре процента респондентов полагают, что это День молодежи, а шесть процентов затруднились с ответом.
Какие проблемы, связанные с обучением в вузе, беспокоят студентов Челябинска?
К наиболее значимым они относят высокую стоимость обучения (29 процентов) и необходимость совмещать работу с учебой (22 процента).
Следующая по рейтингу группа проблем – значимые проблемы – состоит из перегруженности учебными занятиями (18 процентов), низкий размер стипендии (16 процентов), неудобный график учебных занятий (14 процентов), незаинтересованность преподавателей (12 процентов).
Проблемы, имеющие относительно невысокую значимость: неудовлетворительное отношение администрации вузов к студентам (девять процентов), сокращение количества часов по отдельным дисциплинам (восемь процентов), плохая организация учебного процесса (восемь процентов), неудовлетворительное состояние аудиторий (семь процентов), необходимость оплаты дополнительных услуг (семь процентов), несоответствие получаемых в вузе знаний требованиям рынка (пять процентов), неудовлетворительный уровень преподавания (четыре процента), взяточничество (четыре процента), отсутствие технических средств обучения (три процента).
Как варьируется значимость проблем для студентов различных курсов?
Студенты первого курса чаще, чем в среднем по выборке, отмечают, что их беспокоит незаинтересованность в учебном процессе преподавателей (на пять процентов больше, чем в среднем).
Второкурсники отмечают такие «узкие места», как высокая стоимость обучения (на шесть процентов больше среднего показателя), неудовлетворительное состояние учебных аудиторий (на три процента больше), сокращение количества часов по отдельным дисциплинам (на четыре процента больше).
Среди студентов-третьекурсников больше доля тех, у кого беспокойство вызывает высокая стоимость обучения (на четыре процента больше), перегруженность учебными занятиями (на шесть процентов больше). На перегруженность учебными занятиями также указывают и четверокурсники (на четыре процента больше).
Для студентов пятого курса значимыми проблемами в большей степени являются: необходимость совмещения учебы с работой (на восемь процентов больше среднего показателя), несоответствие получаемых знаний требованиям рынка (на семь процентов больше), низкий размер стипендии (на четыре процента больше), плохая организация учебного процесса (на восемь процентов больше), сокращение количества часов по отдельным дисциплинам (на шесть процентов больше).
Более половины опрошенных студентов (60 процентов) не пожалели о своем выборе вуза и специальности. Это мнение больше распространено среди студентов первого и третьего курсов (на 15 процентов и на три процента больше среднего показателя). Доля тех, кто выбрал бы тот же вуз, но другую специальность, составляет 11 процентов. Такой же процент респондентов (11 процентов) признались, что при возможности изменили бы выбор в пользу другого вуза и другой специальности, и это чаще отмечают студенты четвертого и пятого курсов (на пять процентов и на семь процентов больше соответственно).
Уверенными в правильности выбора специальности оказались четыре процента студентов, но вуз при этом они бы поменяли, что в большей степени характеризует позицию пятикурсников (на восемь процентов больше). Доля студентов, которые вообще бы не пошли учиться в вуз, – три процента.
Студентам был предложен вопрос о том, в какой сфере деятельности молодежи представляются наилучшие возможности для самореализации и карьерного роста.
Итак, по мнению более 30 процентов студентов, лидирующие позиции в этом рейтинге заняли такие сферы деятельности, как финансы (37 процентов), программное и компьютерное обслуживание (33 процента), СМИ (31 процент). В диапазоне от 20 до 30 процентов разместились торговля (27 процентов), спорт (27 процентов) и туризм (25 процентов).
Средние по значимости позиции – от 10 до 20 процентов – отданы службе в армии, МВД (18 процентов), работе в сфере связи (18 процентов), в области культуры и искусства (14 процентов), в органах государственного управления (14 процентов), органах юстиции (12 процентов), в строительстве (11 процентов), в образовании (11 процентов).
В меньшей степени (менее 10 процентов голосов) оценены перспективы деятельности в промышленности (10 процентов), науке (10 процентов), здравоохранении (шесть процентов), в транспортной сфере (три процента), в сфере бытового обслуживания (три процента).
Самыми невостребованными оказались сферы общественного питания (два процента), деятельности в благотворительных организациях (1,5 процента), ЖКХ (1,3 процента), производство и переработка сельскохозяйственной продукции (один процент).
Особую гордость могут испытать челябинцы за отношение студентов к учебе, выразившееся в том, как оценивают они результаты своего умственного труда.
Почти десятая часть участвующих в опросе студентов учится на «отлично», больше половины (65,7 процента) в основном на «хорошо». Менее одной четверти респондентов (22,3 процента) признались, что учатся в основном «удовлетворительно», остальным студентам (3,8 процента), преодолевающим трудности в учебе, пожелаем успехов в овладении профессиональными знаниями и больше уверенности в своих силах.
Среди студентов, участвующих в опросе, 86,8 процента обучаются на очной форме 13,2 процента – на заочной.
Каковы финансовые условия их обучения? С учетом современных реалий приходится констатировать, что в поле опроса попали в основном студенты, обучающиеся на коммерческой основе, таких оказалось 68,3 процента. Возможно, именно этим можно объяснить высокий уровень требований, предъявляемых студентами к организации обучения.