Яндекс.Метрика
  • Крупным планом

Дефицит бюджета Челябинской области не является критичным для региона

Фото Дефицит бюджета Челябинской области не является критичным для региона

Депутаты Законодательного собрания Челябинской области на августовском заседании внесли поправки в главный финансовый документ региона, которые  увеличили доходы областного бюджета на 2013 год 2,3 миллиарда рублей (до 94 миллиардов 244,8 миллиона рублей), расходы – на 5,3 миллиарда рублей (до 111 миллиардов 362 миллиарда рублей). При этом дефицит достиг 17 миллиардов 117,2 миллиона рублей.

Последний показатель вызвал критику в ряде средств  массовой информации. Некоторые даже говорят о возможном банкротстве региона в связи с такой высокой долговой нагрузкой. На самом деле, как считают эксперты–экономисты, размер дефицита не является критичным для Челябинской области.

Согласно статье 107 Бюджетного кодекса РФ, предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

По данным агентства РИАрейтинг, Челябинская область занимает лишь 23 позицию (из 83-х) в рейтинге субъектов России по уровню долговой нагрузки. Госдолг региона по отношению к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений составлял 21,7% при среднероссийском показателе 26,1% (в ряде регионов он приближается к 100%). 

Но и высокий уровень долга сам по себе, по мнению экспертов РИАрейтинг, не является однозначным свидетельством предбанкротного состояния того или иного региона, поскольку роль здесь играет не  только абсолютное значение долга, но и его временная структура и соотношение требуемых в определенные отрезки времени выплат и возможностей бюджета.

Основная доля в объеме государственного долга Южного Урала – 71% - это условные обязательства по выданным госгарантиям под реализацию инвестпроектов. Эти деньги зарезервированы, но не взяты и не потрачены. Гарантийных случаев при реализации инвестпроектов не наступало. Деньги как лежали в банке, так и лежат.

О достаточно стабильных позициях Челябинской области говорит и тот факт, что регион входит в двадцатку субъектов России (по итогам 2012 года) по показателю отношения дефицита консолидированного бюджета к собственным доходам. В 2013 году по размеру дефицита Южный Урал опережают Свердловская область (дефицит – 28 миллиардов рублей), Башкортостан (18,9 миллиарда рублей), Новосибирская область (18 миллиардов рублей). Да и по показателю размера дефицита на одного жителя наша область неплохо смотрится – 4,9 тысячи рублей на человека при 5,9 тысячи рублей в Пермском крае и 6,6 тысячи рублей – в Свердловской области.

На сегодняшний день объем реальных долговых обязательств по заемным средствам в области составляет чуть более пяти миллиардов рублей.

Одним  из источников покрытия сложившегося дефицита и уже имеющихся долговых обязательств в Челябинской области станут заимствования. Напомним, в июне правительство региона объявило конкурс на открытие банковской кредитной на 7,9 миллиарда рублей.

Практика прошлых лет показывает, что кредитная линия выбирается не в полном объеме. Напомним, первая кредитная линия была открыта правительством области в декабре 2011 года на срок три месяца и сумму 3,5 миллиарда рублей. Из них на покрытие дефицита и выполнение долговых обязательств перед федеральным бюджетом потребовалось привлечь только 1,7 миллиарда рублей. В 2012 году была открыта кредитная линия на 7 миллиардов рублей. По факту привлечено 2,2 миллиарда рублей.

Эксперты уверены, что и в 2013 году Челябинская область не будет иметь проблем с погашением кредитов – у региона есть хорошие перспективы для расчета по будущим заимствованиям.

В области реализуются очень крупные инвестиционные проекты  в горнорудной промышленности (Русская медная компания), в электроэнергетике, которые, по предварительным подсчетам, могут принести в региональный бюджет до пяти миллиардов рублей в год.

Кроме того, на сегодняшний день Челябинская область выглядит значительно лучше многих субъектов РФ по темпам поступления доходов в бюджет. «Многие региональные бюджеты по итогам семи месяцев потеряли 5,2% к уровню прошлого года. Мы в числе немногих, кто имеет плюс», - отметил председатель правительства области Сергей Комяков. По данным минэкономразвития области, собственные (налоговые и неналоговые) доходы областной казны за семь месяцев выросли на 7,2% по сравнению с прошлым годом, консолидированного бюджета – на 7%, местных – на 6,5%.

По данным областного минфина, большая часть августовского прироста дефицита – 1,76 миллиарда рублей – будет дополнительно направлена на повышение зарплат бюджетников. В целом в  2013 году на реализацию указов президента потребуется 21,8 миллиарда рублей. Из них 14,6 миллиарда рублей предусмотрены в бюджете области, семь миллиардов – недостающие средства.

Еще за счет повышения дефицита выделено плюсом 731,1 миллиона рублей на социальную поддержку граждан. Это связано с увеличением числа льготников. Также непредвиденных расходов потребовали мероприятия по ликвидации последствий паводка на юге Челябинской области. По предварительным подсчетам, общий ущерб от наводнения составил 2,5 миллиарда рублей. В настоящее время  региональные власти уже обратились в Правительство РФ с просьбой выделить из резервного фонда один миллиард рублей либо предоставить кредит на такую же сумму сроком на три года.

Кроме того, в феврале в регионе произошло еще одно крупномасштабное чрезвычайное происшествие – падение метеорита, нанеся ущерб более миллиарда рублей.  По закону работы должны быть выполнены либо за счет федерального, либо за счет местного бюджета. Но на тот момент с подрядчиками пришлось расплачиваться из областного бюджета. Таким образом, космический гость «откусил» существенный кусок бюджетного «пирога». Пока в регион не поступали деньги на компенсацию затрат. На этом заострил внимание губернатор Михаил Юревич на совещании под председательством президента Владимира Путина в Хабаровске.

Напомним, в прошлом году максимальный размер дефицита бюджета составлял около 10,2 миллиарда рублей. Но год удалось закончить с плюсом при заимствовании в два раза меньше запланированного.

При принятии августовских поправок в бюджет спикер Владимир Мякуш обратил внимание исполнительной власти на необходимость дальнейшей оптимизации доходной части и поиска дополнительных источников пополнения казны.

Челябинская область изыскивает собственные резервы. Рост налоговых поступлений обеспечивается за счет увеличения поступлений от строительной отрасли (на 22%), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (на 31%), добычи полезных ископаемых (на 60%), сельского хозяйства (на 18%), пищевой промышленности (на 6%), производства машин и оборудования (на 3%).

В муниципальных образованиях проводится оптимизация местных налогов, в том числе и за счет пересмотра налоговых льгот, введения патентной системы для индивидуальных предпринимателей, регистрации строений и земельных участков, легализации заработной платы.

По мнению депутата-коммуниста Константина Нациевского, решение проблемы дефицита бюджета во многом будет зависеть и от поведения федерального правительства. «Теоретически, мы могли бы в конце года выйти на ноль, но нас подкосили непредвиденные ситуации – не только падение метеорита и паводок на юге региона, но и трудности в сельском хозяйстве. С учетом общемирового экономического кризиса, тяжелого положения металлургов, мы и получили дополнительные расходы в размере 10 миллиардов рублей. Остальную сумму, в принципе, можно было как-то погасить. Корень этой проблемы находится не в нашем регионе, а уровнем выше», – полагает Константин Нациевский.

 

Комментарии 0
    Новости по теме Бюджет области