Итоги социально-экономического развития Челябинской области в I квартале и задачах на II квартал 2006 года
Подводя предварительные итоги социально-экономического развития Челябинской области за I квартал 2006 года необходимо отметить, что достигнут рост по ряду основных показателей:
· индекс промышленного производства составил 106,6%;
· грузооборот транспорта вырос на 5,6%;
· объем услуг связи – на 46,5%;
· инвестиции в основной капитал составили более 15 млрд. рублей и выросли на 1,4%;
· оборот розничной торговли вырос на 20%;
· объем платных услуг – на 17,1%;
· введено в действие свыше 184 тыс. кв. метров жилья, что почти
в 1,6 раза (157,8%) превышает уровень I квартала 2005 года.
Устойчивый экономический рост, улучшение финансового положения предприятий способствовали увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет Челябинской области. По оперативным данным в I квартале 2006 года в консолидированный бюджет области поступило около 10,5 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов, прирост в сопоставимых условиях составил 7,7%.
В результате увеличения объемов производства в реальном секторе экономики и улучшения финансовых показателей выросло благосостояние населения Челябинской области:
· за два месяца 2006 года среднемесячная заработная плата по всем отраслям экономики увеличилась на 22,4% и достигла 8 074 рубля;
· реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 20,4%, реальная заработная плата - на 8,4%;
· просроченная задолженность по заработной плате на 1 апреля 2006 года снизилась в 7,7 раза по сравнению с соответствующей датой прошлого года и составила 44,1 млн. рублей.
В I квартале 2006 года Правительством области совместно с органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций в рамках реализации экономической политики были проведены следующие мероприятия.
В целях поддержки товаропроизводителей, продвижения продукции наших предприятий на экспорт и в другие регионы страны, развитию внутриобластной кооперации совместно с Южно-Уральской торгово-промышленной палатой и выставочными центрами было проведено 17 выставочно-ярмарочных мероприятий. Наиболее значимыми событиями прошедшего периода стали визиты в Челябинскую область официальных и деловых кругов Австрийской, Чешской республик, делегации представителей Японской ассоциации по торговле с Россией и Восточной Европой (РОТОБО), состоялось совещание по программе британо-российского партнерства «Атомные города», в начале марта в г. Челябинске прошла Национальная выставка Республики Беларусь.
Для обеспечения гарантированного сбыта и стабильного снабжения потребителей области товарно-сырьевыми ресурсами был сформирован и реализуется территориальный заказ на уголь, продукцию машиностроения.
За два месяца рост промышленного производства отмечен в Карабаше (в 2,6 р.б.), Троицке (в 2,1 р.б.), Верхнем Уфалее (195,5%), Южноуральске (113,8%), Магнитогорске (107,4%), Миассе (105,3%), Троицком (в 2,4 р.б.), Кусинском (131,4%), Катав-Ивановском (128,8%), Еманжелинском (128,1%), Коркинском (125,6%), Пластовском (113,8%), Карталинском (107%), Саткинском (105,3%), Каслинском (102,1%) районах.
Правительство области продолжает оказывать активную поддержку сельским товаропроизводителям. Есть положительная динамика в сельскохозяйственном производстве.
По сравнению с 1 апреля 2005 года увеличили поголовье крупного рогатого скота сельхозорганизации Еткульского, Каслинского, Кунашакского, Нагайбакского Пластовского, Саткинского, Троицкого, Увельского, Чесменского районов.
Поголовье крупного рогатого скота сократилось в 17 муниципальных образованиях, из них более чем на 15% - в хозяйствах Ашинского, Карталинского, Сосновского районов.
Производство молока увеличилось в хозяйствах 14 муниципальных образованиях, из них в Кунашакском районе – на 52,5%, Еткульском – на 30,9%, Каслинском – на 29,2%, Варненском – на 25,1%, Брединском – на 22,9%, Пластовском – на 17,5%, Октябрьском районе – на 16,1%.
Более чем на 15% снизили производство молока хозяйства Агаповского и Кизильского районов.
Развитие малого предпринимательства в соответствии с 131 федеральным законом отнесено к полномочиям муниципальных образований. И Большинство глав работают, понимая важность его развития.
На сегодняшний день:
в 34 муниципальных образованиях созданы постоянно действующие общественные координационные советы по малому бизнесу;
в 24 городах и районах приняты программы поддержки малого предпринимательства.
Однако не все главы заинтересованы в развитии малого бизнеса – основном источнике создания новых рабочих мест и пополнения местного бюджета, так:
в Верхнеуральском районе, Верхнеуфалейском и Локомотивном городских округах нет и проектов программ поддержки малого бизнеса;
общественные координационные советы не созданы в Верхнеуральском, Нязепетровском районах и Локомотивном городском округе;
не устранены нарушения, выявленные в результате анализа нормативных правовых актов по регулированию предпринимательской деятельности, в 12 муниципальных образованиях (Магнитогорский Миасский, Челябинский городские округа, Аргаяшский, Брединский, Верхнеуральский, Еманжелинский, Карталинский, Каслинский, Катав-Ивановский, Нязепетровский, Уйский муниципальные районы).
Активно велась работа по переводу экономики области на инновационный путь развития. В рамках реализации областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности» принят порядок возмещения субъектам инновационной деятельности части процентной ставки за пользование кредитами банков, части расходов на участие в выставках и на получение патентов на изобретение. Утверждено положение об аккредитации инновационных технопарков. Стартовал первый областной конкурс «Изобретатель Южного Урала». На VI Московском Международном Салоне инноваций и инвестиций делегацией Челябинской области получено 22 медали, 14 дипломов.
Одним из важнейших направлений в деятельности Правительства является создание благоприятного инвестиционного климата на территории области и привлечение инвестиций.
В настоящее время ведутся переговоры с министерством здравоохранения Венгерской Республики о размещении на территории области предприятия по производству вакцины от птичьего гриппа.
Предоставляется господдержка предприятиям по возмещению части процентной ставки за пользование кредитами банков, полученных на реализацию инвестиционных проектов, в I квартале ее получили семь предприятий на сумму 4 млн. рублей.
Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства области и органов местного самоуправления является содействие строительству доступного жилья на территории области.
В 1 квартале построено 184 тыс. кв. метров жилья, рост к уровню аналогичного периода прошлого года составил 157,8%.
В расчёте на 1000 жителей наибольший ввод жилья наблюдался в следующих муниципальных образованиях: Челябинск – 105 квадратных метров, Еткульский район – 101 кв. метр, Чесменский район – 79,5 кв. метра, Кусинский район – 71 кв. метр, Варненский район – 68 кв. метров.
Меньше всего (из расчета на 1000 человек населения) введено жилья в следующих муниципальных образованиях: г.Озёрск – 3 кв. метра, Нязепетровский район – 6, г.Касли – 7, г.Златоуст, Агаповский район – 8 кв. метров.
Правительство области продолжало работу по обеспечению полноты и своевременности налоговых поступлений и эффективному использованию бюджетных средств:
- создана рабочая группа по обеспечению полноты и своевременности поступлений налогов и сборов в областной бюджет и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, исполнения трудового законодательства в части своевременности и полноты выплаты заработной платы;
- принят порядок реализации на территории области Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- проведена оценка выполнения в 2005 году индикативных показателей и эффективности использования бюджетных средств органами исполнительной власти области.
Рост доходов местных бюджетов наблюдался в 10 городах и 22 районах. Наиболее существенный рост доходов (более чем на треть) произошел в Верхнем Уфалее, Карабаше, Копейске, Кыштыме, Миассе, Чебаркуле, Южноуральске, Агаповском, Аргаяшском, Еманжелинском, Каслинском, Катав-Ивановском, Коркинском, Красноармейском, Кунашакском, Кусинском, Нязепетровском, Пластовском и Уйском районах.
Несмотря на определенные положительные результаты, достигнутые областью в I квартале текущего года, в экономике области существуют нерешенные проблемы, которые сдерживают дальнейшее продвижение вперед.
По итогам за 2 месяца в ряде муниципальных образований снизились объемы промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Снижение было отмечено в Копейске (96,2%), Челябинске (97,4%), Усть-Катаве (97,5%), Чебаркуле (98,1%), Златоусте (99,3%), Кыштыме (99,9%), Ашинском (95,8%) и Верхнеуральском (11,4%) районах.
Проблемой для развития малого предпринимательства остаются не только отсутствие внимания к его нуждам со стороны муниципальных органов управления, но и бюрократические барьеры, непрозрачные процедуры при отводе земельных участков и выделении помещений, огромные платежи за аренду, поборы при различных согласованиях.
С другой стороны, медленно идет трансформация малого бизнеса в цивилизованные бизнес-структуры. Не изжиты выдача зарплаты в «конвертах», что подтверждает статистика по заработной плате, которая на малых предприятиях на треть ниже среднеобластной, а также уклонение от уплаты налогов.
Снижение собственных доходов бюджетов произошло в 11 муниципальных образованиях: Локомотивном (на 72,5% к аналогичному периоду 2005 году в сопоставимых условиях), Трехгорном (на 37,1%), Магнитогорском (на 35,3%), Озерском (на 27,2%), Усть-Катавском (на 3,5%) и Снежинском (на 1,1%) городских округах), Кизильском (на 9 %), Троицком (на 7,2%), Октябрьском (на 4,9%), Нагайбакском (на 3%) и Верхнеуральском (на 2,1%) муниципальных районах.
Сохраняется еще задолженность по заработной плате, которая на 1 апреля 2006 года составила 44,1 млн. рублей. Наибольшая задолженность приходится на Челябинск - 22 млн. рублей (из них 21,8 – Челябинский автоматно-механический завод), районы: Чебаркульский - 3,8 млн., Сосновский и Увельский - по 3,1 млн., Уйский - 2,5 млн. рублей.
В ряде муниципальных образований уровень зарегистрированной безработицы в несколько раз превышает средний по области уровень – 2,0 %. Особенно остро эта проблема стоит в малых городах и на селе. Наиболее высокий уровень безработицы (более 5% от экономически активного населения) отмечен в Усть-Катаве, Карабаше, Варненском, Каслинском, Кизильском, Чебаркульском, Еманжелинском, Ашинском, Аргаяшском, Верхнеуральском, Красноармейском, Брединском, Карталинском, Катав-Ивановском, Октябрьском, Кусинском, Нязепетровском районах.
Уважаемые участники совещания!
Для обеспечения стабильного и поступательного развития экономики Челябинской области, повышения уровня жизни населения области органам исполнительной власти области и главам муниципальных образований необходимо решить во втором квартале 2006 года следующие задачи:
Во-первых, реализовать мероприятия Плана по созданию в 2006 году 20,5 тыс. новых рабочих мест, принятого на февральском заседании Правительства области. На основе предусмотренных этим планом мероприятий и индикативных показателей главы муниципальных образований до 1 апреля должны были разработать конкретные меры по созданию новых рабочих мест на своей территории и приступить к их реализации. Пора подводить первые итоги: Министерству экономического развития необходимо организовать ежеквартальный мониторинг по созданию новых рабочих мест, а главам муниципальных образований - направить в Минэкономразвития информацию по созданию новых производств на своей территории.
Во-вторых, вчера на заседании Правительства области приняты новые редакции четырех областных целевых программ по реализации Национальных проектов на территории Челябинской области. Теперь необходимо внести изменения в муниципальные программы по реализации нацпроектов.
В-третьих, перед нами стоит задача обеспечить повышение заработной платы работникам бюджетной сферы на 15% с 1 мая 2006 года.
В-четвертых, для обеспечения экономического роста мы должны постоянно работать над привлечением инвестиций. В первом квартале этого года инвестиции выросли всего на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а надо добиться, чтобы они росли на 7-10 процентов в год. И министрам, и главам муниципальных образований необходимо поработать над поиском резервов по росту инвестиций.
В настоящее время подготовлена и направлена в Минэкономразвития России и профильные министерства бюджетная заявка Челябинской области, в которую включены 23 объекта на сумму 3,6 млрд. рублей, на получение федерального финансирования на строительство объектов и реализацию федеральных целевых программ. Теперь нам необходимо организовать работу по максимальному включению объектов и строек Челябинской области в Федеральную адресную инвестиционную программу.
Во втором квартале текущего года будет объявлен очередной ежегодный конкурс на лучший инвестиционный проект между предприятиями области, и главам муниципальных образований нужно принять активное участие в отборе кандидатов и представить на конкурс действительно интересные проекты.
Необходимо активизировать работу по строительству жилья, объектов социальной инфраструктуры, газификации, развитию дорожной инфраструктуры. Хотя в первом квартале темпы роста ввода жилья - хорошие (157,8%), но введено всего лишь 15% от запланированного на 2006 год, здесь также нужно продолжить целенаправленную работу , особенно в тех городах и районах, в которых отмечен спад по вводу жилья.
В новой программе по поддержке и развитию предпринимательства предусмотрено предоставление муниципальным образованиям на конкурсной основе субсидий на реализацию программ поддержки малого бизнеса. Главам муниципальных образований необходимо до 1 мая предоставить в Министерство экономического развития заявки на предоставление субсидий, а также организовать подачу заявок от субъектов малого предпринимательства на компенсацию процентной ставки по банковским кредитам, предоставление грантов, особенно в депрессивных территориях, по которым предусмотрено приоритетное оказание финансовой поддержки предпринимателям.
Для достижения основных параметров областного бюджета и местных бюджетов на 2006 год нам необходимо реализовать мероприятия по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и сборов.
Кроме того, мы уже приступаем к разработке прогноза и бюджета на следующий, 2007 год. Прошу вас внимательнее отнестись к подготовке этих документов, учитывая, что с 1 января 2007 года все муниципальные образования области начнут работу в соответствии с положениями
131 Закона.
Мы заканчиваем отопительный сезон и сразу начинаем подготовку к следующему.
В заключение я хотел бы остановиться на первоочередных задачах, связанных с весенним периодом.
1. В период паводка главам муниципальных образований необходимо обеспечить координацию деятельности организаций по обеспечению надежного и бесперебойного газо-, тепло- и электроснабжения населения области и объектов коммунально-бытового хозяйства.
2. В настоящее время основной задачей Министерства сельского хозяйства, глав сельских муниципальных образований является содействие проведению весенних полевых работ в оптимальные агротехнические сроки, эффективное использование средств, выделяемых на эти цели из областного бюджета.
3. Актуальной проблемой этого года стала угроза птичьего гриппа. Перед Правительством области и главами муниципальных образований стоит задача не допустить вспышек заболевания на территории области, привести профилактические мероприятия во всех личных подсобных и фермерских хозяйствах. На эти цели выделены достаточные финансовые ресурсы, закуплено необходимое количество вакцины, в г. Челябинске открыта лаборатория, которая позволяет диагностировать заболевание в течение 6-8 часов.
4. Кроме того, органам местного самоуправления до начала мая необходимо организовать работу по уборке мусора на своих территориях.
Только при неукоснительном, четком выполнении всех намеченных мероприятий мы сможем достичь запланированных результатов, и сделать это необходимо при минимальном использовании бюджетных средств.
Доклад первого заместителя Губернатора Челябинской области В.Н.Дятлова на аппаратном совещании 13 апреля 2006 года.