Яндекс.Метрика

Один из миражей реформы ЖКХ

Фото Один из миражей реформы ЖКХ

Посмотрите внимательно квитанцию за коммунальные услуги: узнайте, кому и за что вы платите. Взгляните, может быть, в квитанцию закралось странное несоответствие? Вы уверены, что всегда оплачивали счета именно этой организации? Вашей юридической безграмотностью и невнимательностью могут воспользоваться предприятия жилищно-коммунального комплекса, создающие дочерние организации, которые ни за что не отвечают.
Новый Жилищный Кодекс РФ подарил возможность собственникам жилых помещений избавиться от закостенелых муниципальных предприятий ЖКХ и самостоятельно выбрать способ управления своим домом.
Предложено три варианта: отдать право управления многоквартирным домом управляющей компании, создать товарищество собственников жилья или выбрать непосредственное управление.
Первые две формы начали активно появляться с момента вступления в силу Жилищного Кодекса, а вот последняя форма управления недооценивалась собственниками, зато через какое-то время стала весьма удобной для управляющих компаний.
Как сообщил корреспонденту «Урал-пресс-информ» начальник Челябинского отдела Государственной жилищной инспекции Челябинской области Николай Гашков, сегодня форма непосредственного управления делает первые шаги. При этом способе управления жильцы заключают договоры с подрядчиками на содержание жилья и оказание коммунальных услуг напрямую. На практике в чистом виде аналогичную форму управления не найти. Управляющие компании ее умело модифицировали с целью ухода от ответственности за неудовлетворительное предоставление коммунальных услуг.
Схема проста: управляющие компании проводят заочное голосование среди собственников жилищного фонда, которые в силу незнания и невнимательности выбирают непосредственное управление. Но среди собственников нет людей, которые смогут выполнять необходимые работы – вести экономические расчеты, контактировать с подрядными организациями, решать юридические вопросы. Желающих взять на себя ответственность не находится, жильцам предлагается выбрать полномочного представителя. Управляющая компания создает организацию с юридическим статусом – общество с ограниченной ответственностью, которое и представляет интересы жильцов на рынке жилищно-коммунальных услуг. На деле в уполномоченной организации работают те же лица, что и в управляющей компании, то есть «свои люди». ООО выполняет функции нанимателя, создавшей его управляющей компании, которая продолжает рассматривать и выполнять заявки жильцов.
Государственная жилищная инспекция уже не раз сталкивалась с жалобами собственников жилья, которые выбрали непосредственную форму, но, по-прежнему, считают, что их обслуживает управляющая компания, так как даже название «дочек УК» не меняется, появляется только другой юридический статус. Такое положение вещей говорит о юридической неграмотности собственников, которая приводит к неприятностям. Когда ГЖИ рассматривает претензию, выясняется, что управляющая компания никакой ответственности за оказываемые через подставного представителя услуги не несет. «Стрелки» переводятся на собственников, которые избрали форму непосредственного управления.
С помощью спекуляции на нечеткой формулировке Жилищного Кодекса, создается пирамида, которую венчают управляющие компании. В чистом виде непосредственное управление должно исключить бюрократизацию, посредников, и напрямую включить собственников в структуру менеджмента. А получается, что самый демократичный вариант управления работает против собственников.
Применяется и другая схема отношений, когда управляющая компания выступает агентом, и на основании агентского договора по поручению собственников жилых помещений организует поиск подрядчиков для обслуживания домов. В данном случае, опять же, управляющая компания не несет юридической ответственности перед жильцами за выполняемые работы, получая при этом причитающееся ей агентское вознаграждение.
На этом минусы искаженной формы непосредственного управления не заканчиваются. По Федеральному закону «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в случае выбора собственниками помещений многоквартирного дома способа непосредственного управления, финансовая помощь на осуществление некоторых коммунальных услуг производиться не будет. В перечне нефинансируемых статей - капитальные ремонты внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе, установка приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, кровли, фасадов, подвальных помещений.
Как пояснил корреспонденту «Урал-пресс-информ» Николай Гашков, закон о Фонде принят недавно, возможны корректировки. Никто не оставит жилищный фонд, выбравший форму непосредственного управления, без поддержки в проведении капитальных ремонтов. Это ведь третья часть жилфонда Челябинска!
Правда, у челябинских собственников, выбравших непосредственное управление, есть еще время изменить решение, желательно до первого ноября, а по Жилищному Кодексу до 1 мая 2008 года. Дату - 1 ноября - определил начальник управления жилищно-коммунального хозяйства города Челябинска Александр Любимов. В письме руководителям УК сказано: «Если до 1 ноября жильцы не определятся, то многоквартирные дома не смогут получить бюджетные средства на капитальный ремонт ни в текущем году, ни в последующих годах».
Причина поторопить неопределившихся собственников вполне объективна: до первого января необходимо провести всю организационную работу и предоставить списки домов, которые нуждаются в финансовой поддержке Фонда.

Комментарии 0