<b>Озерск выдержал прессинг разгула демократии, выдержит и нынешний федеральный беспредел<b>
В канун Нового года в закрытом городе атомщиков Озерске Челябинской области осложнилась и без того непростая ситуация.
Как уже сообщало агентство «Урал-пресс-информ», десять депутатов городского Совета добровольно заявили о досрочном сложении своих полномочий.
Своим уходом депутаты сделали Озерский Совет недееспособным, лишили его необходимого кворума для проведения заседаний, а значит, и полномочий по принятию любых решений. Фактически в Озерске в течение трех месяцев, до проведения новых выборов не будет своего полнокровного представительного органа местного самоуправления.
Без Совета невозможно принятие никаких общегородских положений и программ. Невозможно корректировать текущее исполнение бюджета, что может остановить часть реальных и необходимых работ.
А ведь именно вопрос финансирования до предела обострил ситуацию в этом закрытом административно-территориальном образовании (как, впрочем, и в других ЗАТО) в уходящем 2004 году.
Из-за объявленного заранее депутатского демарша могло даже не состояться принятие бюджета Озерска на 2005 год. Это означало бы для города полный паралич. Были предприняты попытки достижения компромисса. Администрация приняла и учла в окончательном варианте бюджета значительную часть корректировок, предложенных депутатами. И бюджет под занавес года все-таки успели принять.
Не затрагивая более тему депутатской отставки, которая все же состоялась, представители «Урал-пресс-информа» в Озерске взяли интервью у главы города Владимира Малкова, где основной темой стала именно бюджетная, финансовая проблема.
- Заканчивается 2004 год. Каким он был для города?
- Сложным, неоднозначным, но и не безрезультатным. Город – серьезный организм, в котором каждая часть должна работать без сбоев и во взаимосвязи с другими.
Баланс интересов отражает городской бюджет, и в этом плане 2004 год был очень сложным в финансовом отношении. Еще в конце предыдущего 2003 года, проанализировав все возможности бюджета, мы были вынуждены пойти на проведение непопулярных мер. Иначе могла бы возникнуть напряженная обстановка с выплатой заработной платы, отпускных работникам бюджетной сферы.
Одновременно мы считали, что Федерация выполнит свои обязательства в тех же объемах, что и в 2003 году. Но именно 2004 год стал в Минфине переломным по отношению к закрытым городам. Был взят курс на выравнивание бюджетной обеспеченности ЗАТО в сравнении с другими городами страны.
Я оцениваю это как пример политики «двойных стандартов». Нам говорят: пришло время атомным городам стать такими, как все. Мол, ищите инвесторов для развития, в том числе и для обеспечения нормальных потребностей социальной сферы, чтобы люди отсюда не уезжали! А с другой стороны, только специалисты могут представить, какие должны быть инвестиции, в первую очередь для градообразующего предприятия, чтобы все сферы ЗАТО развивались органично и стабильно. И как быстро будет отдача от инвестиций? Надо быть реалистами.
2004 год стал пиком снижения финансовой помощи ЗАТО. Хотя еще большой вопрос, кто кому помогает. За 2001-2003 годы Озерск направил в Москву в виде налогов почти два миллиарда рублей. В этой ситуации я взял на себя ответственность за непопулярные меры вместе с группой депутатов, реально оценивающих все обстоятельства, сложившиеся при формировании бюджета. И знаю, какова эта мера ответственности.
- А как же деятельность Ассоциаций ЗАТО в последние годы по защите интересов наших городов? Вы ведь активно участвовали в этой работе.
- Главы всех «запреток», объединившихся в две Ассоциации – Минатома и Минобороны, в течение четырех лет пытались отстоять режим благоприятного финансирования ЗАТО. Это был последовательный шаг в нашей политике после того, как в нескольких закрытых городах оффшор привел к самым противоречивым результатам: кому-то - пусто, кому-то - густо.
После отмены оффшора правительство пошло на то, чтобы сформировать Программу развития ЗАТО на 2001-2004 годы. По сути, это было возвращением некоторой части налогов, которые атомные ЗАТО щедро платили в федеральную казну в это четырехлетие. Но профинансированы эти программы были только на 20-25 процентов от уровня, утвержденного самим же правительством РФ.
Затем политика складывалась таким образом, что всякий раз при согласовании протоколов бюджетов ЗАТО в Москве Минфин завышал нам собственные доходы и снижал свои расходы, подчас необоснованно. К примеру, нам запланировали на 2004 год налог на прибыль по городу в объеме 325 миллионов рублей, а реально выполнен это план только наполовину.
Я не думаю, что уплата налогов – это проблема только нашего города и именно в этом году. Поэтому, еще раз повторюсь, мы не имели права надеяться на предложенные нам цифры и сокращали расходы бюджета.
- Но сокращение расходов бюджета коснулось самой незащищенной с точки зрения финансов сферы – социальной.
- Знаете, как легко можно принять бездефицитный бюджет? Просто «срезать» все доплаты работникам бюджетной сферы. Мы это сделали? Нет.
Вместо этого мы прекратили финансирование части необходимых текущих ремонтов за счет средств местного бюджета, уменьшили расходы на ремонт энергосетей. Мы не допускали никаких задержек с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, даже в ущерб работникам предприятий частного бизнеса, выполняющих муниципальный заказ. А ведь перед ними у нас есть долги, хотя бы за текущий ремонт тех же школ. С 1 января 2005 года на 20 процентов будут проиндексированы тарифные ставки бюджетникам, чтобы хоть как-то скомпенсировать рост инфляции.
А вот у наших соседей, в Снежинске, к сожалению, очень серьезная ситуация. Здесь в проекте бюджета на 2005 год вообще не запланировано средств на повышение заработной платы учителям и врачам. И не только в Снежинске.
- Насколько будут защищены интересы жителей Озерска при отказе от федерального финансирования?
- С 1 января 2005 года вступает в силу Федеральный закон № 95, по которому часть обязанностей, полномочий уже передается из федерации в субъект, в нашем случае – в Челябинскую область. И, в соответствии с Федеральным законом № 131, остается только год до окончательного разделения полномочий между местным, региональным и федеральным бюджетами. Поэтому 2005 год для нас – переходный. Переходный, потому что нас обязывают жить по стандартам Большой Земли.
Тем не менее, в Законе «О ЗАТО», который пока еще никто не отменил, остается строка о том, что закрытые города имеют более высокий уровень бюджетной обеспеченности. Вместе с нашими профсоюзами будем влиять на политику государства, обещавшего нам на недавней встрече в Москве сохранить определенную финансовую компенсацию при переходе в подчинение субъекта.
Проблема ближайшего и отдаленного будущего закрытых городов, работающих на оборону и государственную независимость России, должна рассматриваться в контексте всей государственной политики реформ. Что хочет государство от закрытых городов? Какой ценой?
- Если рассматривать бюджет города на 2005 год, что ждет озерчан?
- С 2002 года мы планомерно сокращаем дефицит бюджета, не только за счет уменьшения расходов, но и за счет получения дополнительных доходов от использования муниципального имущества.
На следующий год мы получили на 44 процента больше средств на капстроительство и капремонт из Федерации.
Кстати, за четыре года мы снизили объем незавершенного строительства более чем на миллиард рублей. 10 лет ждали нового родильного дома – достроили и сдали!
Уже почти два десятилетия ДК «Маяк» нуждался в капитальном ремонте – ремонтируем. Медленнее, чем хотелось бы, движется строительство культурно-спортивного комплекса на улице Октябрьской, а он необходим городу, как воздух. В бюджете 2005 года и на тот, и на другой объект выделено по 35 миллионов рублей.
Сохраним 5-процентную доплату из бюджета за услуги ЖКХ, для этого оставили в бюджете 27 миллионов рублей, хотя страна уже платит 100 процентов, как того требует федеральный стандарт.
Как и прежде, родители будут платить за детский сад только 10 процентов от реальных затрат на дошкольников. Неработающие пенсионеры, чей доход меньше, чем 1900 рублей, будут получать дополнительно по 100 рублей. В прежнем объеме сохранятся выплаты комитета по социальной защите населения, кроме тех, которые отменены по закону.
При этом на до помнить, что 2005 год – особенный. Это год 60-летия Великой Победы. А наш город – ее ровесник. Каждый из ветеранов Великой Отечественной войны получит из местного бюджета 500 рублей. Наш городской актив ветеранов провел очень большую работу по изучению потребностей участников войны. На основе этих данных в городском бюджете запланированы средства на замену сантехнического оборудования и небольшой косметический ремонт в квартирах ветеранов.
- Заканчивается срок Ваших полномочий как главы города. Что для Вас было самым важным в эти четыре года?
- Чувство ответственности. Ответственности за целый город, который, вернусь к началу нашего разговора, очень многолик и каждая его сфера – культура, образование, здравоохранение или экономика – требует внимательного и, я бы сказал, особого подхода. Для меня очень важно, что мы выдержали в эти годы прессинг государства, важно, что всегда в первую очередь финансировали социальные статьи бюджета. Объективную оценку того, что сделано в городе за эти четыре года, может дать лишь время. А время нельзя купить.
- Что вы желаете озерчанам?
- Веры в свои силы и уважения к традициям старшего поколения.