Первые итоги реализации национальных проектов в Челябинской области

Фото Первые итоги реализации национальных проектов в Челябинской области

Осенью прошлого года Президент России В.В.Путин выступил с масштабными инициативами по повышению качества жизни населения, совершенствованию российского образования и здравоохранения, расширению строительства доступного жилья, обеспечению населения качественными продуктами питания за счет развития агропромышленного комплекса. Эти инициативы получили название приоритетных Национальных проектов.
В нашей области проведена серьезная подготовительная работа по организационному, нормативно-правовому и финансовому обеспечению реализации Национальных проектов. Причем реализация этих мероприятий предусмотрена как на уровне области, так и на уровне муниципалитетов. Разработаны сетевые графики мероприятий, определены конкретные индикативные целевые показатели для каждого города и района.
С целью организационно-контрольного обеспечения реализации Национальных проектов создана система взаимодействия и контроля всех уровней власти области:
- Совет по реализации Национальных проектов на территории Челябинской области при Губернаторе области;
- рабочая группа по контролю за реализацией Национальных проектов на территории Челябинской области под руководством главного федерального инспектора по Челябинской области;
- межведомственная рабочая группа, которая координирует и контролирует деятельность органов всех уровней власти, в том числе рабочих групп по реализации Национальных проектов;
- четыре рабочие группы под руководством министров образования, здравоохранения, сельского хозяйства, строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства, в полномочия которых входит организация работы по реализации конкретного Национального проекта;
- Советы по реализации Национальных проектов созданы при главах муниципальных образований во всех 43-х городских округах и муниципальных районах.
В декабре прошлого года Законодательным Собранием области приняты четыре областные целевые программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», в которых утверждены индикативные показатели и планы мероприятий по их достижению. Кроме того, во всех городах и районах области приняты муниципальные программы по реализации национальных проектов.
В 2006 году на реализацию указанных программ из областного бюджета выделено 3 млрд. руб. дополнительно к уже утвержденным областным бюджетом объемам финансирования. При этом общий объем финансирования мероприятий по реализации Национальных проектов за счет всех источников составит более
50 млрд. рублей.
Если рассматривать цели и задачи каждого Национального проекта, то их можно разделить на две группы:
первая - социальные проекты в области образования и здравоохранения, главной целью которых является повышение качества и доступности образовательных и медицинских услуг;
и вторая – это два национальных проекта, ориентированных на развитие реального сектора экономики – жилищного строительства и агропромышленного комплекса, и в то же время решающих важнейшие социальные задачи в городе и на селе.
Исходя из данного понимания целей и задач Национальных проектов, а также исходя из реальных потребностей региона Правительством области были разработаны и утверждены областные целевые программы по реализации Национальных проектов.
Так, например, в здравоохранении в целях увеличения продолжительности жизни, снижения смертности, повышения качества медицинской помощи будут реализовываться дополнительные к федеральным мероприятия по пяти направлениям: снижение уровня сердечно-сосудистых заболеваний, младенческой и детской смертности, онкологических заболеваний, инфекционных заболеваний, снижение травматизма и случаев отравлений. Это очень актуально для Челябинской области, где ежегодно умирает около 58 тыс. человек, в том числе от болезней системы кровообращения – 53%, несчастных случаев, отравлений и травм – 15,5%, новообразований – 13,5%. Медицинская помощь будет по максимуму территориально приближена к населению за счет более эффективной организации работы скорой помощи, развития более плотной сети фельдшерско-акушерских пунктов.
В целях увеличения доступности жилья и комфортности проживания граждан, областной целевой программой в жилищной сфере дополнительно предусмотрено финансирование мер по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, субсидирование бюджетников и молодых семей при покупке жилья. Кроме этого, для решения задачи по увеличению объемов жилищного строительства нами запланировано прямое финансирование подготовки и оснащения инженерной инфраструктурой земельных участков, тогда как на федеральном уровне предусмотрено только предоставление гарантий и компенсация процентной ставки по кредитам.
В целях повышения компьютерной грамотности учащихся, повышения доступа к информационным базам в образовании заработают новые межшкольные методические центры. Существенно улучшится информатизация и интернетизация школ. Уже в этом году все школы области будут подключены к Интернету. В целях поднятия престижа педагогической деятельности, привлечения в отрасль молодых кадров, моральной и материальной поддержки учителей 200 учителей будут награждены Грантами Губернатора области, 120 педагогических работников премиями Губернатора и Законодательного собрания области.
Кроме того, с целью внедрения инновационных информационно-коммуникационных технологий в Программы включены мероприятия по интернетизации, развитию телемедицины, цифрового телевидения и телефонизации села, которые будут финансироваться в том числе за счет частных инвестиций, в частности, компании «Уралсвязьинформ».

А теперь я подробнее остановлюсь на наших планах по реализации каждого Национального проекта.
Задача повышения качества жизни, особенно будущих поколений, непосредственно касается улучшения ситуации в системе образования. Это идеология Национального проекта «Образование», который в нашей области реализовывается по трем основным направлениям.
Во-первых, материальное обеспечение системы образования на современном уровне. Создается единая автоматизированная система управления образованием и получит развитие сеть межшкольных методических центров. Ввод в прошлом году 50 таких центров и в масштабах области, и в масштабах страны - настоящий информационный прорыв в образовательном процессе. За три года в них пройдут обучение более 30 тысяч учителей, в рамках программы будет дополнительно поставлено около 300 современных компьютерных классов.
Во-вторых, обеспечение обязательного бесплатного общего среднего и начального профессионального образования, улучшение системы образовательных учреждений и содержания образования.
С целью подготовки специалистов в соответствии с потребностью рынка труда планируется создание системы прогнозирования и мониторинга потребности предприятий в кадрах, практика целевой контрактной подготовки специалистов.
Мы планируем существенно повысить качество образования в профессионально-технических училищах. Сегодня просто невозможно подготовить квалифицированного рабочего востребованных рынком профессий на старых методиках и устаревшем оборудовании. Требуется коренная модернизация всего образовательного процесса подготовки специалистов для производства. Поэтому мы на территории области объявили 2006 год «Годом Профтехобразования» и вместе с промышленными предприятиями области намерены добиться его качественного улучшения.
Мы будем содействовать созданию инновационно-технологических центров и центров трансферта технологий на базе вузов Челябинской области в целях коммерциализации передовых технологий. Разрабатываются механизмы частно-государственного партнерства в инновационной сфере, в том числе софинансирования расходов на проведение НИОКР, ведения инновационного рейтинга промышленных организаций Челябинской области, формирования портфеля инновационных проектов вузов в разрезе отраслей, обеспечивающих повышение эффективности коммерциализации инновационных результатов.
В-третьих, материальное стимулирование учителей и преподавателей. За счет средств областного бюджета решен вопрос по выплатам за классное руководство для учителей, «не попавших» в федеральный норматив наполняемости классов. На эти цели из областного бюджета выделено 115 млн. рублей. В текущем году необходимо внедрить нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений: деньги должны идти за конкретным учеником и студентом.
В-четвертых, во всех школах будут созданы попечительские советы для организации общественного контроля за качеством образования.

В рамках реализации Национального проекта «Здоровье» планируется создать 5 травматологических и 5 токсикологичеких межрайонных центров (Златоустовский, Кыштымский, Магнитогорский, Чебаркульский, Троицкий, Миасский городские округа).
Будут организованы дополнительно 12 пунктов скорой медицинской помощи, областной центр по борьбе со СПИДом, межрайонные центры гемодиализа. Планируется открытие в 2007 году детского областного онкогематологического центра с оснащением самым современным медицинским оборудованием. Средства на его приобретение уже выделены из областного бюджета.
Сельские врачебные амбулатории, участковые больницы планируется оснастить современным оборудованием. Служба скорой медицинской помощи получит в текущем году за счет федерального бюджета 200 машин.
Особый упор в программе сделан на диспансеризацию и профилактическое обслуживание населения, формирование здорового образа жизни. В прошлом году из всех бюджетных источников на развитие физкультуры и спорта выделено 1,6 млрд. рублей, построено несколько десятков больших и малых спортивных объектов. В последние годы были построены десятки ФОКов и стадионов, введены десятки горнолыжных и туристических комплексов, в том числе за счет частных инвестиций. Усилия в этом направлении будут наращиваться. Все это приведет не только к повышению числа людей, ведущих здоровый образ жизни, но и отвлечет детей и подростков от «улицы».
В комплексе все эти меры должны положительно сказаться на решении стратегической задачи, которую мы поставили, - увеличении к 2010 году средней продолжительности жизни до 70 лет.
В I квартале текущего года осуществлены дополнительные выплаты медицинскому персоналу, как за счет средств федерального бюджета, так и дополнительным категориям работников за счет средств областного бюджета: врачам и медсестрам первичного звена, работающим в ведомственных и федеральных учреждениях. Успешно реализуется схема дополнительной поддержки учреждений здравоохранения в виде родовых сертификатов. В систему включены 82 лечебно-профилактических учреждения, оплачено 15 тыс. родовых сертификатов на сумму 42 млн. рублей.

Чрезвычайно актуальные задачи стоят перед областью по реализации приоритетного Национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса».
За последние 5 лет объемы производства сельхозпродукции выросли вдвое, восстановлены практически все мощности по производству яиц, мяса птицы, промышленному выращиванию и откорму свиней. В 2005 году производство мяса птицы по сравнению с 2004 годом возросло на 27,5 процентов и превысило 53 тыс. тонн (в 1996 году этот показатель не превышал 12 тыс. тонн). Всего произведено свыше 180 тыс. тонн мяса и свыше 530 тыс. тонн молока.
Область остается крупнейшим инвестором в сельское хозяйство. В прошедшем году на развитие агропромышленного комплекса направлено 1,8 млрд. рублей бюджетных средств. Активно проводится и политика по привлечению частных инвесторов в сельскохозяйственное производство.
Однако в целом ситуация в агропромышленном комплексе области остается достаточно сложной. В 2005 году убыточными были 42 процента сельхозорганизаций, работа с которыми ведется и с использованием механизма регулируемого банкротства, и с помощью слияния маломощных хозяйств с сильными, и путем привлечения инвесторов.
Национальный проект развития АПК, областная целевая программа по его реализации – шанс изменить достаточно сложную ситуацию в сельском хозяйстве.
В рамках согласований с министерством сельского хозяйства РФ на мероприятия проекта в течение двух лет будет выделено около 250 млн. рублей федеральных средств. Из областного бюджета в текущем году сверх бюджетных назначений будет направлено 500 млн. рублей на наиболее важные направления:
Во-первых, ускоренное развитие животноводства и ежегодное увеличение производства мяса на 7 процентов, молока – на 4,5 процента. Планируется провести модернизацию и реконструкцию 120 объектов животноводства и построить 85 новых помещений для скота и птицы. На эти цели в 2006 году планируется привлечь 2,7 миллиарда рублей кредитных ресурсов. Поголовье коров планируется увеличить на 2,5 процента, а также приобрести 4 тысячи голов высокопродуктивного племенного скота. Впервые ожидается не падение, а рост численности дойного стада.
Планируется в 2006 году довести производство мяса птицы до 69 тыс. тонн, а в 2007 году – до 90 тыс. тонн. И, конечно, одной из наиболее актуальных проблем, которую надо нам решать – это борьба с угрозой птичьего гриппа. На эти цели выделены достаточные финансовые ресурсы, подготовлена к работе уникальная лаборатория, которая позволяет диагностировать заболевание в течение 6-8 часов (раньше приходилось отправлять материалы на анализ в Новосибирск).
Для стимулирования увеличения производства продукции животноводства Правительством Челябинской области разработан новый порядок предоставления субсидий из областного бюджета. Создана рабочая группа, которая контролирует и анализирует ход реализации проекта в сельских районах и на предприятиях. Завершается разработка территориальных программ сельских муниципальных образований.
Во-вторых, для стимулирования развития малых форм хозяйствования ведется работа по созданию кредитных и снабженческо-сбытовых кооперативов.
Это должно повысить товарность сельскохозяйственного производства, позволит решить ряд социальных проблем, и, прежде всего, повысить занятость сельского населения. В области уже работают 2 кредитных кооператива, а до конца года должно быть создано еще 8 и столько же снабженческо-сбытовых. В рамках Национального проекта уже прокредитовано 10 фермерских хозяйств и 71 личное подсобное хозяйство. Основной формой государственной поддержки в рамках национального проекта является субсидирование двух третей ставки рефинансирования Центробанка. До конца года для развития малых форм хозяйствования на селе нам предстоит привлечь 517 млн. рублей кредитных средств.

Одной из самых сложных задач на ближайшие годы является реализация Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
В прошлом году в области построен миллион кв. метров жилья, рост к уровню 2004 года составил 24,2 процента (в стране 6,5 процента). Выдано 5743 ипотечных кредита. Из ветхого жилья переселено 928 семей, что в 1,6 раза больше предыдущего года.
Тем не менее, проблема жилья остается сложной. Сегодня в улучшении жилищных условий остро нуждаются 118 тыс. семей. А приобрести жилье могут пока только 10 процентов семей от всех желающих. К 2010 году необходимо довести эту цифру до 30 процентов. В рамках Национального проекта надо решить следующие задачи:
1. Построить в 2006 году миллион 200 тыс. кв. метров жилья. Для достижения этой цели направляется 4,2 млрд. рублей из консолидированного бюджета области. Из федерального бюджета мы планируем получить 540 млн. рублей. К 2010 году планируется достичь ежегодной сдачи жилья в объеме 1,8 млн. кв. метров. Задача достаточно сложная!
2. Мы планируем как минимум на 20 процентов, до 6,8 тысячи, увеличить в текущем году выдачу ипотечных кредитов.
3. Предусмотрено ежегодно сносить 60 тыс. кв. метров ветхого жилья и взамен вводить столько же нового с тем, чтобы в течение пяти лет сократить его фонд на треть.
Поставленные задачи требуют серьезных совместных усилий исполнительной и законодательной власти, муниципальных органов, бизнеса и населения. За счет только бюджетных средств проблему жилья не решить, поэтому мы будем поддерживать и частных застройщиков, и такие предприятия, как ММК, ЧТПЗ, КПД СК, Снежинский Федеральный ядерный центр и другие, где эффективно работают программы строительства корпоративного жилья и помощи своим сотрудникам в его приобретении.
Думаю, положительную роль в развитии такого опыта могут и должны сыграть трехсторонние комиссии (правительство, профсоюзы, работодатели), договариваясь о включении в коллективные трудовые договоры положений по решению жилищных вопросов. Бесплатного жилья уже не будет, и людям надо помогать его приобретать.
В неотложном порядке предстоит также:
- провести ревизию ранее выделенных земельных участков. Там, где земля длительное время не осваивается, стоит как объект для перепродажи, она должна быть изъята и выставлена на аукцион с обязательным условием застройки в определенные сроки;
- внести поправки в законодательство области о землепользовании, которые позволят влиять на процессы выделения земли под жилищную застройку муниципальными образованиями;
- разработать и принять на муниципальном уровне градостроительную документацию, правила застройки и землепользования, проведения открытых публичных торгов;
- создать реестр проектов планировки территорий и определить земельные участки под жилищное строительство;
- наконец, принять к осени областную целевую программу производства современных строительных материалов.
Хотя и сегодня область имеет достаточные мощности по стройматериалам. В прошлом году производство цемента, кирпича, железобетонных изделий выросло соответственно на 31, 9,4 и 12,4 процента. В этом году динамика роста производства еще более высокая. Построены и строятся десятки современных заводов, в том числе производящие импортозамещающую строительную продукцию.
Имеющиеся мощности позволяют нарастить производство цемента более чем в два раза , кирпича и стеновых материалов- в 1,5 раза, сборного железобетона – в 2,3 раза. Мы можем не только обеспечить свои потребности, но и заработать дополнительные доходы за счет поставок в соседние регионы.
У нас нет опасений по объемам. Гораздо важнее для нас качество, стоимость материалов и готового жилья. В этом плане предстоит серьезная работа вместе с представителями бизнеса.

Вместе с тем, при реализации Национальных проектов обозначился ряд проблем, на которые я хотел бы обратить внимание участников форума.
Из-за отсутствия утвержденных на федеральном уровне нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и объемы финансирования по ведущим направлениям, на региональном уровне невозможно определить объем средств, необходимых для реализации этих проектов.
Выделяемое из федерального бюджета финансирование на обеспечение дополнительных выплат за классное руководство не покрывает реальных потребностей региона для целого ряда образовательных учреждений. Пока мы решаем этот вопрос за счет областного бюджета, но уже есть поручение Президента внести поправки в федеральный бюджет и компенсировать регионам эти дополнительные расходы.
Кроме этого, решения федерального Правительства о дополнительных выплатах медицинскому персоналу не коснулись тысяч высококвалифицированных врачей-специалистов и медсестёр, работающих в поликлиниках и стационарах, что является предпосылкой для роста социальной напряженности.
Среди нерешенных вопросов по кредитованию малых сельхозпредприятий, личных подсобных и крестьянских хозяйств необходимо отметить, что многие из них не обладают достаточной залоговой массой, обеспечивающей получение кредитов. И эти вопросы мы должны решить совместно с Россельхозбанком и муниципальными образованиями.
Было бы правильным для развития агропромышленного комплекса:
- разработать программу протекционистских мер по защите отечественных сельских товаропроизводителей от экспансии импортного продовольствия, в том числе по введению единых технических регламентов для ввозимой импортной пищевой продукции животноводства;
- разработать механизм упрощенного кредитования для сельхозпроизводителей, в том числе на приобретение горюче-смазочных материалов, удобрений, средств защиты растений и т.д.
Есть проблемы в проведении прозрачных процедур продажи земельных участков под застройку на аукционах и по перераспределению земель, отведенных, но не используемых под строительство жилья. Но мы нарабатываем опыт и механизмы решения этих вопросов. Да и на федеральном уровне соответствующие поручения уже сделаны.

Для решения проблем по строительству доступного жилья необходимо на федеральном уровне:
- разработать и утвердить механизм финансирования, подготовки и продажи земельных участков для жилищного строительства;
- законодательно закрепить право продажи земельных участков под жилищное строительство за муниципальными образованиями на условиях, определяемых региональным законодательством;
- с целью снижения монополизма ввести в практику продажу на аукционах только небольших земельных участков и утвердить это законодательно;
- дополнить федеральную целевую программу «Жилище» подпрограммой по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья с целью приведения ветхо-аварийного жилья в состояние, пригодное для проживания, либо его сноса и нового строительства взамен сносимого на условиях софинансирования федерального, регионального, местных бюджетов и средств собственников жилья.

Более подробно мы сформулировали наши предложения и рекомендации всем уровням власти в розданном вам проекте Рекомендаций, и я надеюсь, что выступающие на сессиях добавят свои предложения или правки.

В заключение хочу подчеркнуть, что Национальные проекты должны реализовываться не только на уровне Федерации и регионов, но и еще в большей степени – на муниципальном уровне. Мы разрабатывали наши программы в тесной увязке с положениями 131 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Для достижения результатов необходимо разбудить инициативу «снизу» – на уровне муниципальных образований, деловых кругов, крупных, средних и малых предприятий, профсоюзов и других общественных организаций, средств массовой информации, населения. И мы надеемся в ходе нашего форума услышать новые предложения и инициативы.
Результатом реализации мероприятий, заложенных в программах, должно стать реальное повышение качества жизни, и это должен ощутить на себе каждый житель области.

Доклад первого заместителя губернатора Челябинской области Владимира Дятлова на VII Южно-Уральском экономическом форуме «Эффективная реализация приоритетных Национальных проектов - основа для повышения качества жизни населения» (11 апреля 2006г.)

Комментарии 0