Яндекс.Метрика
  • Крупным планом

Победить браконьерство можно только сообща

Фото Победить браконьерство можно только сообща

В конце прошлой недели Общественная палата Челябинской области провела круглый стол, посвященный проблемам массового браконьерства.

Тему разговора обозначил председатель Общественной палаты региона Олег Дубровин: «Егеря охотхозяйств уверяют: на Южном Урале процветает незаконный отстрел диких животных. При этом бороться с браконьерами становится все сложнее. На сегодняшний день егеря не имеют полномочий на составление протокола при поимке нарушителя. Поэтому большая часть браконьеров остается безнаказанными. Как можно исправить ситуацию?».

Сначала слово взяли охотоведы. За последние годы, по их словам, браконьерство сильно изменилось. У нарушителей появилась новая техника – снегоходы, квадроциклы, современные прицелы, оптика, а животные по-прежнему остаются беззащитны. Сил государственной охраны, мягко говоря, не хватает: на 7,5 миллиона гектаров угодий Челябинской области приходится всего 22 государственных инспектора! А егеря никакими полномочиями при задержании браконьеров не обладают. Даже обыскать машину не имеют права.

Охотоведы, конечно, борются как могут. Только в 2016 году было зафиксировано более 700 нарушений, изъяты сотни единиц оружия, возбуждено 85 уголовных дел, однако до логического конца вопрос о наказании преступников доводится крайне редко – закон, как ни странно, работает на браконьеров.

Примеров тому – множество. Порой доходит до абсурда. Скажем, ловят инспекторы на месте преступления людей, которые обдирают шкуру свежеубитой косули. А те говорят: мол, это не наша добыча, мы ее… нашли, у нас даже оружия-то при себе нет! А рядом, метрах в ста, еще одна компания «охотников» – с ружьями, прицелами, в камуфляже. Но – без добычи: мол, мы просто так тут, воздухом свежим дышим. И ведь ничего поделать охотоведы с ними не могут – закон не позволяет.

Правоохранительные органы, следуя общероссийскому тренду на гуманизацию уголовной системы, браконьерство серьезным преступлением, похоже, не считают, поэтому до суда доходят единицы уголовных дел. Да и Фемида, уповая на загруженность исправительных учреждений, либо ограничивается мелкими, чаще условными сроками для браконьеров, либо вовсе освобождает их в зале суда.

В районах Челябинской области госинспекторы лесной охраны всех нарушителей знают в лицо, те ухмыляются в ответ и иногда даже стреляют по машинам, но уголовные дела никто не возбуждает. Зато к охотоведам нынешнее законодательство относится предельно жестко, и на экзаменах их гоняют по полной программе, заставляя даже отвечать на вопрос, например, об особенностях правил рыболовства на подмосковном Рыбинском водохранилище. Егеря только руками разводят: зачем им знать эти животрепещущие детали, если они живут за две тысячи километров от Рыбинска и к рыбе не имеют никакого отношения?

Впрочем, назревшая в области проблема все же заставляет чиновников взглянуть на положение дел со всей серьезностью. Как заявил на круглом столе начальник Управления охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и их среды обитания Министерства экологии Челябинской области Андрей Питовин, уже в ближайшее время егеря охотничьих хозяйств, каковых в Челябинской области сегодня насчитывается 116, смогут получить полномочия для задержания браконьеров. «Для этого нужно будет сдать экзамен на знание федеральных и региональных законов, а также правил оформления актов. Первый экзамен состоится уже 15 марта этого года. Те, кто пройдет его, получат удостоверения охотничьего инспектора», – пояснил чиновник.

Но одних удостоверений будет недостаточно. Необходима помощь тех, кого браконьеры по-настоящему боятся – силовых структур. Но с этим пока есть некоторые проблемы. Как рассказал присутствующим заместитель начальника ГУ МВД по Челябинской области Вячеслав Ботов, до принятия в 2011 году закона о полиции с браконьерами бороться было проще – многие вопросы решались на областном уровне. Теперь же полиция стала сугубо федеральной структурой, которую потрясли серьезные кадровые сокращения. На сегодняшний день в структуре областной полиции осталось всего 1115 участковых, а именно в их обязанности входит работа с гражданами, в том числе и рейды против браконьеров.

Отметая обвинения в коррупции, высокий милицейский чин отрапортовал, что речь, в худшем случае, может идти только о недобросовестности участковых, за что таких работников сразу отчисляют из органов. «В системе МВД в каждом районе Челябинской области еще работает отдел организации дознания, – информировал Вячеслав Викторович. – В прошлом году дознаватели расследовали 17 дел по браконьерству в отношении занесенных в Красную книгу России животных. Все эти дела ушли в суды. А если суды по этим делам вынесут оправдательные приговоры, то дознаватели, которые вели расследование, будут мгновенно уволены как несоответствующие занимаемой должности».

При этом полицейский, кстати, сам заядлый охотник, обратился к собранию с предложением подключить к рейдам против браконьеров общественные добровольные народные дружины. Причем, рейды ДНД с участием представителей силовых структур необходимо активно проводить именно в «межсезонье», когда дороги и леса после сезона охоты уже не контролируют сотрудники полиции, ГИБДД, отряды егерей.

С этой идеей согласился и представитель недавно созданной указом президента Росгвардии. «Мы готовы взять на себя контроль за оборотом оружия, – заявил замначальника Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Челябинской области Александр Лоскутов. – Только за последние несколько месяцев мы аннулировали 304 лицензии и разрешения на владение охотничьим оружием. Лично я поддерживаю предложение о проведении рейдов после завершения сезона охоты, Росгвардия готова присоединиться к этой работе». Остальные участники круглого стола тоже согласились с таким подходом, но добавили: в рейдах против браконьеров обязательно должны также участвовать полиция и ОМОН. Возражений не последовало.

Неожиданный поворот дискуссии придал заместитель руководителя регионального Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Виктор Мацепа, который заявил, что далеко не все браконьеры добывают дичь в личных интересах; многие поставили этот процесс на коммерческий поток. «Не секрет, что в меню многих ресторанов и кафе, особенно придорожных, значатся блюда с мясом диких животных – зайца, косули, медведя, оленя, лося, – отметил Виктор Владимирович. – А как начинаешь проверять, вдруг оказывается, что все оформлено законно, по лицензии. Но к нашим проверкам такие заведения почти всегда готовы, поскольку по закону мы имеем право проверять их один раз в три-четыре года. Внеплановые проверки возможны только при наличии жалобы. Нужно продумать и этот вопрос. Тогда, возможно, нечистым на руку владельцам кафе будет неповадно приобретать незаконно добытое мясо диких животных и птиц».

Хотя, признаться, и в этом аспекте закон почему-то весьма лоялен к нарушителям: штраф за незаконную продажу мяса сегодня составляет всего 500-1000 рублей. а изъять его у владельца чиновники не имеют права.

В качестве примера, на который надо равняться, участники круглого стола привели соседнюю Курганскую область. Конечно, и там вопрос браконьерства с повестки дня окончательно не снят, но положение дел с этой напастью у соседей на порядок лучше. В Курганской области даже существует и работает программа охотничьего туризма, которая в прошлом году принесла в бюджет области 350 миллионов рублей.

Одной из причин такого процветания охоты и борьбы с браконьерами участники дискуссии в Общественной палате Челябинской области назвали систему общественных инспекторов, действующую в Курганской области. Участники круглого стола выступили с инициативой распространить этот опыт на Челябинскую область. Вариант сделать это на местном уровне лежит на поверхности.

«Можно поступить так же, как с «законом о тишине», – подсказал ход председатель Общественной палаты Олег Дубровин. – Можно выйти с предложением к губернатору и назначить на областном уровне уполномоченного, который, как и в вопросах с тишиной, будет рассматривать жалобы общественных структур и направлять дела в суды. А когда браконьерам пойдут серьезные штрафы – за ту же косулю сегодня штраф предусматривает 130 тысяч рублей, уверен, число желающих незаконно пострелять существенно уменьшится».

На том и порешили.

Комментарии 0
    Новости по теме браконьеры