Юрий Федоров: Прощание с «Вечеркой»

Фото Юрий Федоров: Прощание с «Вечеркой»

Лет десять тому назад я уже писал материал с таким названием. Газета «Вечерний Челябинск» оказалась тем изданием, которое наряду со всеми печатными СМИ почти идеально повторило великие перемены всей отечественной журналистики. Потому и интересна как объект анализа – что было, что есть и что будет с городской газетой.

В декабре 2008 года «Вечёрка» отметила своё сорокалетие. Финансовый кризис не повлиял на уровень застолья, которым отметили бабий век своей газеты ветераны и действующие сотрудники. Но никто из них и подумать не мог, что через полгода они получат извещение о том, что с пятого августа все они увольняются из редакции. И не факт, что большинство из них продолжит работу в новой конторе. Пришла пора прощания.

Теперь понятно, почему то юбилейное застолье не посетили первые лица мэрии и особенно Олег Грачёв, когда-то бывший её редактором. Неудобно делать праздничные лица, зная, что находишься на похоронах.

Первый редактор «Вечёрки» Михаил Аношкин закладывал в коллективе добрые традиции. Тогдашняя партийная журналистика не отрицала ни оперативности, ни яркости, ни броскости. Всё это множилось на прекрасные журналистские перья, которыми в то время была богата газета. Вот почему выстраивались очереди у газетных киосков, чтобы заглянуть в «Вечёрку», узнать, чем живёт город.

Геннадий Дмитрин принял газету в сложное время. Хороший журналист и добрый человек, он оказался не готов к тому валу перемен, который обрушился на страну в конце 80-х. Перестройка, по сути, сломила Дмитрина, чего нельзя сказать о коллективе редакции.

В 1991-м в разгар августовского путча, когда коммунисты попытались отстоять ускользающую из рук власть, «Вечёрка» на первой полосе чётко обозначила свою позицию: «Наше дело правое – победа будет за нами!». И это в то время, когда некоторые другие газеты дисциплинированно публиковали все документы мятежных коммунистов.

Выдержав политическую и профессиональную проверку временем, газета задрейфовала в неведомом море новой капиталистической экономики. К этому времени Дмитрина сменил Александр Драгунов – человек, наделённый даром коммерсанта. Он быстро разобрался в смене финансовых приоритетов, акционировал газету и уже через несколько лет начал прикидывать, кто мог бы купить необычный тогда ещё медийный актив. И нашел. Покупателем оказался владелец «Макфы», будущий мэр Челябинска Михаил Юревич.

Продавал газету сам Драгунов. Рассчитывался с сотрудниками черным налом, причем каждому платил за акции по-разному, как удавалось сторговаться. Дело в том, что продажа газеты велась незаконно, так как у акционерного общества, коим являлась газета, на тот момент не было зарегистрированного реестра акционеров. По сути, от сотрудников просто откупались.

Ни у кого после этой процедуры не было сомнений в том, что Драгунов продолжит свою редакторскую функцию. Но когда он ушёл в отпуск, на его место был назначен… Олег Грачёв. Теперь уже можно уверенно предположить, что идеологом продажи «Вечёрки» был Грачев, нынешнее его вице-мэрское положение – серьёзное тому подтверждение.

С момента продажи начался уход журналистов из газеты – кто-то уходил от Драгунова, кто-то – чуть позднее –
от Грачева. Люди понимали, что придется не служить читателям и своей профессии, а прислуживать не всегда высоким интересам хозяина.

Новое руководство не задерживало никого их желающих уволиться, считая, что несложно набрать новых журналистов. Это действительно несложно, если стоять на позиции временщиков. Как веками формируется культурный слой общества, так годами, десятилетиями создается зрелый творческий коллектив с традициями преемственности. Ушли те, кто составлял основу коллектива, кто учил молодых, передавал им свой опыт. Вчерашним студентам было не по силам враз набраться журналистского мастерства, тем более, что их вынуждали работать на политический заказ, вести информационные войны. Так из «Вечёрки» ушел дух самой «Вечёрки» – острой, смелой, откликающейся на любую несправедливость газеты.

«Вечёрка» грачёвского разлива – это нескончаемая череда информационных войн, которые вела газета, обслуживая политическую линию своего патрона. А поскольку эта линия была извилиста и причудлива, то и газета колебалась по самой необычной траектории.

Пожалуй, тот период был отмечен последним всплеском бесцензурной печати. Богатые рвались во власть. Те, кто её имел, отбивались, как могли. И для этого нужны были послушные СМИ. Им разрешали вести огонь по самым высоким штабам. И они делали эту вроде бы свободную, но, по сути, очень грязную работу.

Та «Вечёрка» стреляла по правительству и губернатору области. Снарядики были невысокого качества, вроде подробного перечисления марок и количества автомашин в гараже правительства. Но рвались они на страницах газеты регулярно, что не могло не раздражать самых высоких чиновников.

Долго это продолжаться не могло. И однажды два вице-губернатора Андрей Косилов и покойный ныне Константин Бочкарёв подали в суд на журналиста Германа Галкина. История получилась занятная и почти детективная.

Галкин, не желая париться в кутузке, бросился из Челябинска в Екатеринбург, как предположили все, искать справедливость у полномочного представителя президента в УрФО. Этой самой справедливости он не нашёл и был этапирован обратно в СИЗО.

Дальше дело пошло как-то вяло и негромко. Галкин сидел на нарах, писал о том заметки и публиковал их в «Вечёрке». Известные адвокаты вице-губернаторов давали многоречивые пресс-конференции. Суд присудил в итоге журналисту срок с отбыванием его на поселении, но вскоре истцы пожалели Галкина, и ему через небольшой отрезок времени был определен условный срок. Первым вышедшего на свободу журналиста с огромным букетом цветов встречал Олег Грачёв и телекамеры со всех возможных точек снимали обнимающихся соратников.

А вскоре Галкин получил главную награду за свою тюремную маету – стал редактором «Вечёрки». Этот факт как бы подытожил бурный период в истории «Вечёрки» и вверг её в эпоху застоя. Юревич – мэр Челябинска, в городе тишь и божья благодать, с оппозицией разобрались быстро. И газета превратилась в сплошное бесконечное интервью, за исключением первой полосы, где обязателен портрет мэра, а на второй – сообщения о многотрудной работе городского головы. В период брежневского застоя «Правда» давала меньше фотографий любимого Леонида Ильича.

Сейчас мэрия проводит процедуру ликвидации газеты, сокращая весь «вечерошный» штат, в том числе и редактора Галкина, и обещая погасить невыплаченную в течение нескольких месяцев зарплату только через два месяца.

Судя по всему, история газеты «Вечерний Челябинск» закончилась. Сорок лет пролетели как один миг, оставив в памяти имена многих прекрасных журналистов, читательское признание, ту самую обратную связь, которой «Вечерка» всегда гордилась. Это издание могло бы претендовать на лучшую жизнь, не попади оно в руки политиканов и карьеристов.

Говорят, уже в ближайший понедельник в новое помещение «Вечёрки» придёт бригада, которая ранее выпускала некое издание под названием то ли «Три копейки», то ли «Три рубля». Она будет выпускать новую «Вечёрку» два раза в неделю и вряд ли от прежней «Вечёрки» в ней что-то останется.

Жалко «Вечёрку».

Комментарии 0