Михаил Львов приравнял перо к своему штыку ещё на фронте
И вновь судьба подарила мне великолепный день: я вновь окунулся в творчество поэта-фронтовика Михаила Львова накануне 80-летия Великой Победы.
В пятницу, четвёртого апреля, в рабочем посёлке Межевой Саткинского района Челябинской области прошли уже VIII межрегиональные литературно-краеведческие «Львовские чтения». В местном, великолепно отреставрированном ДК «Горняк» собрались дети поселковой средней школы и санаторного интерната, медицинского колледжа города Сатка, гости и педагоги, родители и учащиеся окрестных деревень. В течение двух часов со сцены звучали стихи земляка, который родился в нескольких километрах от посёлка Межевой Лог. Выступила почти полусотня юных артистов и столько же сидело в зале.
Мне запомнились духоподъёмные выступления гостей: детской писательницы из Челябинска, члена Союза писателей России Нины Пикулевой, которая написала для детей почти 270 книг и которая приезжает на Львовские чтения с первого года; представителя Конгресса татар Челябинской области, кандидата наук Луизы Алмаевой, которая тоже не в первый раз привозит подарки для юных чтецов и певцов, которые пели и читали стихи на русском и татарском языках.
В очередной раз я рассказал детям о маленьком татарчонке, который родился в живописных горах Южного Урала в глухой татарской деревушке Башкирии на границе с Челябинской областью. И Рафкат Габитов – так звали будущего поэта России – с детства мечтал только об одном: выучить русский язык в совершенстве, чтобы прикоснуться к богатствам российской литературы. А когда влюбился в поэзию и прозу своего Отечества, взял псевдоним от имён Лермонтова и Толстого – Михаил Львов.
Я на сцене акцентировал внимание зала на одном факте из жизни поэта-фронтовика. В 1944 году генерал Фомичёв, командир 63-й гвардейской танковой дивизии (Челябинская добровольческая танковая бригада), послал в отпуск на родину офицера-связиста Михаила Львова, чтобы он… издал в Челябинске свои стихи и привёз книжку для танкистов. Беспрецедентный случай в истории войн. И Львову повезло: издательство возглавляла уже известный поэт Людмила Татьяничева, которая оценила талант фронтовика, быстро набрала и издала маленькую книжку «Дорога», но часть тиража оставила для южноуральцев. И наши предки, собирая посылки на фронт, вместе с махоркой и тёплыми носками клали эту книжицу стихов, чтобы согреть не только тело солдата, но и его душу. В конце этой публикации я приведу стихотворение Михаила Львова, которое покорило ещё в 1943 году не только душу генерала танковых войск, но и матерей и жён фронтовиков. Это тот случай, когда русский по духу поэт приравнял к штыку своё поэтическое слово.
Меня удивила и влюбила в эту поэтическую жизнь песня Александры Пахмутовой на стихи Михаила Львова в исполнении под гитару Ольги Никифоровой в составе трио: песня «Сидят в обнимку ветераны» воспринимается как русская народная, если её исполняют от души, как это и случилось на «Львовских чтениях». Заведующая библиотекой рабочего посёлка Ольга Никифорова, которая вместе с писательницей Ниной Пикулевой и задумала «Львовские чтения» почти десять лет назад, вкладывает душу в этот праздник поэзии, определяя интересную судьбу многих детей родного района. Не зря небольшой уральский городок Сатка носит единственное звание в нашем регионе «Литературный город России», которое ему присвоил Союз писателей РФ в Москве.
Меньше, чем через два года, мы будем отмечать 110-летие Михаила Львова (год рождения – четвертое января 1917-го). Не пора ли в Челябинской области создавать комитеты, в том числе и детские, для организации празднования этого великого поэта Урала и России? У нас на Южном Урале нет его бюста и памятника. А «Львовские чтения» достойны, чтобы объявить их всероссийскими и проводить в лучших дворцах культуры и библиотеках по всему Южному Уралу в Башкирии и в Челябинской области.

Чтоб стать мужчиной — мало им родиться,
чтоб стать железом — мало быть рудой.
Ты должен переплавиться, разбиться,
И, как руда, пожертвовать собой.
Как трудно в сапогах шагать в июле,
но ты — солдат, и все сумей принять:
от поцелуя женского до пули,
и научись в бою не отступать.
Готовность к смерти — тоже ведь оружье,
и ты его однажды примени.
Мужчины умирают, если нужно,
и потому живут в веках они.
Михаил Львов