Над Златоустовским городским прудом 60 лет назад поднялся в небо самолёт «Малыш»

Фото Над Златоустовским городским прудом 60 лет назад поднялся в небо самолёт «Малыш»
Фото: Владимир и Сергей Белковский

Самый легкий в мире самолёт взлетел в небо над городом Златоустом (Челябинская область) в День космонавтики.

Эта история достойна стать отдельной страницей в летописи российской авиации. Самый легкий в мире самолет по имени Малыш был родом из Златоуста и свой первый полет в небо он совершил в этот знаковый день - 12 апреля – в День космонавтики. Было это давно – в далёком 1964 году.

«Малыш» был сконструирован и построен златоустовским самоучкой Львом Александровичем Комаровым и его помощниками – мальчишками из авиамодельного кружка, которым он тогда руководил во Дворце пионеров.

Одноместный «Малыш» оказался по тем временам самым лёгким в мире самолётом. Известие о нём облетело страницы многих центральных изданий, а сам самолёт совершил более 800 полётов.

«Взметнулся от пропеллера снежный вихрь, они, двенадцать юных конструкторов, ждали этой последней минуты, - писала в те годы газета «Комсомольская правда». - И раньше далеко улетали их модели, им приходилось даже парить на планерах. Но эта машина, любовно окрещенная «Малышом», не была ни моделью, ни планером. Это был их первый «взрослый самолет». Как-то, когда самолёт уже был готов, во Дворец пионеров приехал знаменитый лётчик Водопьянов. А потом слух о самолёте-малютке долетел до конструкторского бюро Антонова».

В конструкторском бюро Антонова заинтересовались уральской новинкой: один из самых лёгких в мире самолётов, легче мотоцикла, а мотор целых 32 лошадиные силы.

Для взлёта самолету требуется всего 50 метров. Управление простое. Конструкторы написали в Златоуст письмо, пригласили Комарова для консультации.

Ему приходило много писем – спрашивали, как мотоцикл переделать в вертолёт. А из Америки златоустовский мастер получил письмо от астронавта – тот хотел приобрести «Малыша» для личного пользования.

«Малыш» - одноместный моноплан. Он был предназначен для спортивно-тренировочных полетов в пределах радиуса ста километров от аэродрома. Размеры кабины были как у учебного планера. Сиденье летчика взято со списанного самолёта ЯК-18. На самолёте был использован двигатель ЛК-2 собственной конструкции. Размах крыла – 6,9 метра, длина самолета – 4,75 метра.

Весил пустой самолет – 110 кг, взлетный вес его был 200 кг. Максимальная скорость – 110 км/час.

Льва Комарова взяли – без тогда ещё специального образования – в конструкторское бюро Антонова. Он экстерном закончил авиационный институт, что само по себе было случаем уникальным. Потом Комаров работал консультантом по авиационной технике в Польше, где под его руководством проектировались и строились самолеты АН-2, «Искра», АН-28. Он стал почётным гражданином Польши и заслуженным деятелем науки и техники Польши. А когда вернулся в Советский Союз, выйдя на пенсию, жил в Челябинске, где возобновил движение самодельщиков на Южном Урале.


Лев Александрович работал директором клуба «Юный техник» производственного объединения «Полёт». Зимой Комаров неоднократно приглашал меня посмотреть на полёты. Один раз совершил полёт на планере и сам. Правда, в качестве второго члена экипажа вместе с Комаровым.

Полёт длился секунд десять, высота – на уровне макушек деревьев. Полёты проходили на берегу Шершневского водохранилища. Лёд на нём использовался в качестве лётного поля – такая возможность была только зимой и ранней весной.

«Пролетают над Златоустом большие самолёты, пролетают, но никогда не садятся – в уральском городе среди гор нет и ровной площадки для аэродрома. Но каждый год разлетаются по белу свету на больших и маленьких крыльях златоустовские мальчишки. Каждый ли наставник может похвастать, что воспитанники избрали его предмет делом жизни?», - писала тогда «Комсомолка».

Льва Александровича давно нет с нами. Экспозиция о нём создана в Златоусте, где он работал во Дворце пионеров. А ещё в этом городе проводится конкурс среди юных техников из Златоуста и Миасса, носящий имя Льва Комарова.

Как-то его сын - Александр Комаров - показал мне самолёт «Малыш», выгравированный на сувенирном топорике. Тогда же увидел «Малыша» в виде небольшой деревянной модели-копии, сделал её сам Лев Комаров. На борту той модели было изображение бегущего Буратино.

«Мне было четыре года, когда отец построил «Малыша», — рассказал Александр Львович, — я был малышом и самолет так получил свое имя».

В вышедшей как-то энциклопедии «Челябинск» не встретил статьи про Комарова. А жаль.

Недавно у меня вышло дополненное издание книги «Разные судьбы». Есть в ней и глава «Крылья Комарова», иллюстрируют которую эти фотографии.

Комментарии 0
    Новости по теме День космонавтики