Надежда Дида: Почему Челябинск стали называть Танкоградом

Фото Надежда Дида: Почему Челябинск стали называть Танкоградом
Фото: из музея ЧТЗ и Сергея Белковского

Приближается великая дата в истории нашей страны и нашего народа – 80-летие Победы над фашистской Германией. Проводится много мероприятий, много встреч и это понятно. Но приближение такой даты – это еще и необходимость остановиться и оглянуться в прошлое, оценить сделанное в те героические для нашего народа годы.

Это мы постарались сделать с директором Музея ЧТЗ Надеждой Артемьевной Дидой. Говорили об истории Челябинска в годы Великой Отечественной войны, ставшего Танкоградом.

- Надежда Артемьевна, давайте вспомним главное. То, что необходимо знать и помнить каждому уральцу, каждому челябинцу, особенно тем, кто сегодня только заканчивает школу, молодым людям.

- Урал в годы Великой Отечественной войны стал ведущим центром снабжения Красной армии. Он давал сорок процентов всей военной промышленности страны. Уральские заводы поставляли 60 процентов средних и 100 процентов тяжелых танков.

Челябинский тракторный завод имени Сталина занимал ведущее место среди промышленных предприятий Советского Союза.

Завод имел прекрасные возможности для массового производства танков, хотя в тридцатые годы он был построен для массового производства гусеничных тракторов.

Не случайно в первом постановлении Государственного Комитета Обороны говорилось, что на уральских и сибирских заводах необходимо немедленно приступить к прокату специальных марок сталей для танкового производства ЧТЗ. Подчеркивалось: перевозку всех грузов для ЧТЗ производить наравне со срочными воинскими грузами.

- Готовя книгу «По городу, которого нет на карте. Танкоград – в историях и лицах» сделал для себя немало важных открытий. Например, задумался о важности эвакуации промышленных предприятий, которую сумели осуществить наши деды и прадеды. Ведь у фашистской Германии была задача – внезапным ударом уничтожить военную технику Красной Армии, уничтожить заводы, чтобы лишить СССР возможности производить танки, пушки и самолеты. Первая цель была во многом достигнута в начале войны. А вот выполнить вторую врагу не удалось. Началась масштабная эвакуация предприятий на Урал и в Сибирь. Здесь есть своя история у Челябинской области и Челябинска, его тракторного завода. Как это происходило?

- С июля 1941 года в цехах тракторного завода резко изменили ритм работы. Началась перестройка производства. Продолжительность рабочей смены увеличилась до 11 часов.

Перелом на заводе произошел осенью 1941 года, когда на ЧТЗ стали прибывать оборудование и персонал эвакуированных предприятий: Ленинградского Кировского завода, Харьковских – завода №75, дизелестроительного и станкостроительного имени Молотова, московских – станкостроительного завода «Красный пролетарий», завода шлифовальных станков и цеха завода «Динамо».

В 1942 году добавились Сталинградский тракторный и Воронежский завод резинопаранитовых изделий.

С 6 октября 1941 года объединенное предприятие официально стало называться – Кировский завод Наркомтанкопрома в городе Челябинске, получивший всесоюзную известность как «Танкоград».

-Танкоград, как любой город, быстро рос и строился?

- Иначе быть не могло. В Танкограде скоростными методами были построены и введены в действие 17 новых цехов. Также в кратчайшие сроки был проведен монтаж оборудования в этих цехах.

75-тысячный коллектив объединил представителей более сорока национальностей. 44 процента работников завода составляли женщины, шестнадцатилетних подростков среди рабочих было 18 процентов, а в возрасте с 18 до 25 лет – 26 процентов, то есть каждый четвертый рабочий завода.

Директором образованного предприятия стал Исаак Моисеевич Зальцман. Тогда он был достаточно молодым человеком – 36 лет. В этом году «танковому королю», как стали в литературе называть челябинского директора, исполнилось бы 120 лет.

Уже в четвертом квартале 1941 года по сравнению с третьим выпуск тяжелых танков КВ – Клим Ворошилов - увеличился на челябинском заводе более чем в пять раз. В 1942 году завод сумел совместить производство тяжелых и средних танков.

В 1943 году на заводе началось серийное производство САУ – самоходных артиллерийских установок, которые нужны были для борьбы с фашистскими танками «тиграми» и «пантерами». Не случайно вскоре САУ получили свое новое имя «зверобои».

- Надежда Артемьевна, не могу не спросить: почему все же именно Челябинск назвали Танкоградом? Ведь на заводах в Нижнем Тагиле и в Горьком боевых машин произвели в годы войны значительно больше, чем на Южном Урале.

- Знаю, что такой вопрос сейчас задается, значит нужно на него отвечать. Попробуем разобраться.

В 1941-1945 годах Челябинск был монополистом в производстве тяжелых танков и самоходных орудий.

В Челябинске была сосредоточена элита отечественного танкостроения, все выдающиеся конструкторы работали на челябинских заводах.

И, что не менее важно, Челябинск был кузницей кадров для танковых войск страны. Здесь формировались танковые экипажи, здесь обучался командный состав, техники, мотористы и ремонтники.

В Челябинске находилось руководство танковой промышленности страны, о чем напоминает памятная доска на здании «Детского мира» на проспекте Ленина, где оно находилось в годы войны.

Такого сосредоточения учебных танковых частей, как в Челябинске, не было больше нигде.

После обучения будущие танкисты отбывали на фронт, а их место занимали новые люди. Считается, что около 170 тысяч танкистов подготовил Челябинск в годы войны.

- Танкоград – это ведь не только ЧТЗ…

- С ЧТЗ в начале войны объединились Кировский тракторный завод и Харьковский моторный завод, о чем мы уже говорили.

Также в Челябинске было еще несколько заводов, которые работали на танковую промышленность.

В Челябинске было создано четыре учебных танковых полка. Будущие танкисты участвовали в сборке танков на заводе. Это входило в цикл их обучения, здесь проходили они производственную практику.

Поэтому механики-водители знали танк «в деталях».

Во время формирования маршевых рот был очень важный девятый день, когда будущий экипаж прибывал на завод, где получал корпус будущего танка.

Здесь своими руками члены нового экипажа собирали из корпуса танк, на котором уходили на фронт. Это можно сравнить с укладкой парашюта, ведь десантник сам укладывает его, чтобы обеспечить свою безопасность.

После завершения сборки своего танка экипажу предстояла обкатка машины. Она занимала несколько дней, и нужно было преодолеть около 50 километров. В это время выявлялись разные недочеты, которые затем оперативно устранялись на заводе.

Будущий экипаж собирался в команду именно в Челябинске, откуда он уходил на фронт.

- Давайте снова перенесемся мысленно в цеха завода военных лет. Что еще необходимо вспомнить, говоря о Танкограде?

- Впервые в мировой практике танкостроения в Челябинске началась конвейерная сборка тяжелых танков.

Во втором квартале 1945 года здесь на конвейер был поставлен новый тяжелый танк ИС-3, получивший название «Победа».

Массовым явлением на заводе стала работа под девизом «За себя и за ушедшего на фронт товарища».

В годы войны родилось соревнование комсомольско-молодежных бригад, борющихся за звание «фронтовых». Первая в Танкограде «фронтовая» бригада имени Гастелло возникла в октябре 1942 года по инициативе комсомолки цеха нормалей Анны Пашниной. Бригада состояла из двадцати человек, а работала за 50 квалифицированных рабочих.

Прославилась на заводе «фронтовая» бригада Васи Гусева. За счет внедрения рационализаторских предложений бригада повысила выработку в четыре раза. Бригада Гусева победила во Всесоюзном соревновании фронтовых бригад.

В 1975 году, в год 30-летия Победы, в Советском Союзе родилось движение «За того парня».

Тогда комсомольско-молодежный коллектив дизель-моторного цеха №2 первым на ЧТЗ подхватил призыв москвичей работать «За себя и того парня». Тогда же бригада Шарипова цеха сборки тракторов стала трудиться за героя Челябинского добровольческого танкового корпуса Александра Марченко.

Кстати, именно тогда в стране стала популярной песня «За того парня» в исполнении Льва Лещенко.

За годы войны Танкоград дал фронту 18 тысяч танков и САУ, 48,5 тысячи танковых двигателей-моторов.

В год 20-летия Победы над фашистской Германией, 9 мая 1965 года на Комсомольской площади в Челябинске был открыт памятник – установлен тяжелый танк ИС-3. Он стал символом восхищения мужеством и силой духа танкоградцев, о чем свидетельствует надпись на постаменте: «Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь победу над врагом».

- Подготовка к 80-летию Великой Победы идет полным ходом. Экспонаты музея, его экспозиция востребованы?

- Конечно. Прежде всего скажу, что каждый день в музей приходят люди – взрослые и дети, школьники.

Недавно принимали гостей из Казахстана, Екатеринбурга и Оренбурга. С туроператором «Авиаспектр» подготовили экскурсию «Хроника Танкограда» и с 7 по 14 апреля будем принимать гостей по три экскурсии в день.

А с 14 по 25 апреля для школьников и кадетов Челябинска будут проходить экскурсии «Они защищали Родину».

Центр историко-культурного наследия Челябинска готовит новую книгу дневников, писем и воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны. Войдут в него и хранящиеся у нас материалы об участниках-танкоградцах.

Обратился к нам за фотографиями и альбомами военных лет музей «Россия – моя история».

Обращаются за темами для сюжетов о Танкограде не только местные, но и федеральные телеканалы.

Заканчивается в преддверии Дня Победы грантовая работа, связанная с нашим музеем. Подготовлены и уже работают несколько экскурсий, связанных с маршрутами Танкограда. В экспозиции музея появятся новые модели военной техники, подготовленные школьниками. Заканчивается работа над шестью документальными фильмами о героях ЧТЗ-Танкограда.

История Танкограда – это история Челябинска. Во многом именно этой военной истории города Челябинск стал тем крупным промышленным центром, каким он является сегодня.

- В нашем разговоре вспоминал свою книгу о Танкограде «По городу, которого нет на карте». Ее название подсказало стихотворение Льва Рахлиса, где есть такие слова:

Он на карте не помечен,

Да и нет его сейчас.

Только город этот вечен,

Он живет в душе у нас.

- Важно, чтобы Танкоград жил в душе и у нас, и у тех, кто будет жить в нашем городе после нас.

Комментарии 0
    Новости по теме Танкоград