«Неизвестный Головницкий»: неожиданное продолжение

Фото «Неизвестный Головницкий»: неожиданное продолжение
Фото: Владимир Белковский

К 95-летию знаменитого уральского скульптора Льва Головницкого в стенах Законодательного собрания Челябинской области прошла фотовыставка «Неизвестный Головницкий».

Экспозицию составили снимки, отпечатанные с оцифрованных пленок знаменитого челябинского фотомастера Владимира Белковского.

Оцифровка проходила в госархиве Челябинской области. Многие снимки в экспозиции были напечатаны впервые с середины семидесятых годов, когда Владимир Белковский сделал их.

Выставка получила продолжение, о котором стоит сказать особо. Из Екатеринбурга сын фотографа получил письмо от дочери скульптора Наталии Львовны и супруги скульптора Энрики Эмильевны Головницкой, из которого стало ясно, что для них самих снимки оказались «неизвестными».

Тогда им были отправлены по электронной почте фотографии, которые для них - не только память о знаменитом скульпторе, но и фото для семейного архива, мгновения жизни семьи.

Некоторые снимки я попросил прокомментировать Энрику Эмильевну, что она любезно сделала. Ее комментарии дают фотографиям «из семидесятых» важное наполнение, уточнение.

Так, зрители на выставке интересовались, что за карьер на снимке, на котором фотограф запечатлел скульпторов Льва и Энрику Головницких и архитектора Евгения Александрова.

«Гранитный карьер под Челябинском, название его не помню, - пояснила Энрика Эмильевна. - Власти Челябинска предложили нам ознакомиться с гранитом в наших карьерах. Он нужен был для постамента памятника «Добровольцам-танкистам». Вот мы и выбирали вместе с архитектором Александровым».

Снимок, где у памятника «Орленок» запечатлен Лев Головницкий в окружении пионеров, она прокомментировала так:

«Пионеры часто просили организовать встречу с автором, и это одна из таких встреч».

Было интересно узнать про задумки скульптора об образе Икара и композиции с Лениным. Эти образы также остались на фотографиях Владимира Белковского.

«Икар - набросок мыслей скульптора, который остался в стадии эскиза. С Лениным история такая же - осталась на стадии идеи», - уточнила Энрика Эмильевна.

На одной из пленок Владимира Белковского встретил надпись: «Образ Курчатова». Скульптор хотел создать образ знаменитого физика-атомщика?

«Курчатов - нереализованная мысль о памятнике, оставшаяся эскизом. Голова у Льва постоянно была занята новыми идеями, и далеко не все из них осуществились», - пояснила Головницкая.

Считаю важным привести замечание Энрики Головницкой, касающееся названия монумента в Магнитогорске.

«Композиция с мечом пришла после долгих раздумий, и других вариантов не было. Это полное равновесие тыла и фронта, и в этом вся суровость Отечественной войны. И меня сердит, когда, не имея на это никакого права, меняют название и пишут "Тыл - Фронту", а надо "Тыл - Фронт". Это авторское название». Теме Великой Отечественной войны посвящен монумент «Память» на Лесном кладбище в Челябинске. Когда Льву предложили сделать памятник на воинском Лесном кладбище, он быстро сделал эскиз, но потом, поскольку он срочно заканчивал свою выставочную работу и раздвоиться не мог, уговорил меня довести эту работу до конца, то есть вылепить в натуральном размере, что я и сделала, - вспоминает Энрика Головницкая. - Практически я лепила одна. Он приходил, смотрел и давал советы».

Стоит отметить, что среди горожан этот памятник давно именуется «Скорбящие матери», так как запечатлены в нем женские образы.

Один из самых известных снимков Владимира Белковского со Львом Головницким называется «Творчество» - скульптор за работой.

Что же это за работа, которая запечатлена на фотографии?

«На снимке видим Льва Головницкого со скульптурой мальчика со знаменем, поднимающегося по заводской трубе. Это предполагался триптих, посвященный детям революционного и военного времени. Две из скульптур были готовы, а третья - на данном снимке - была в работе. Я не помню, по каким причинам работа остановилась. К сожалению, таких моментов в работе у Льва было достаточно - неосуществленных проектов», - пояснила моя собеседница.

Имя и творения Льва Головницкого – среди культурных кодов Южного Урала. Он автор знаковых монументов – «Орленок», «Добровольцам-танкистам», в соавторстве с Виталием Зайковым – памятника Ленину на площади Революции в центре Челябинска. А в соавторстве с супругой Энрикой Головницкой – монумента «Память» на Лесном кладбище и памятника Александру Пушкину в горсаду Челябинска. Автор монументов «Тыл-Фронт» и «Первая палатка» в Магнитогорске.

На фотовыставке директор музея ЧТЗ Надежда Дида вспомнила:

«Первая моя встреча с Головницким произошла накануне тридцатилетия Победы в Великой Отечественной войне. Мы, комсомольские активисты города, пришли в мастерскую скульптора. Тогда он работал над монументом «Добровольцам-танкистам». Запомнились на всю жизнь его слова о том, что рабочий фартук на танкисте – важная деталь образа. Он еще рабочий, но ему, чтобы стать воином, нужно только снять заводской фартук. И еще тогда Лев Николаевич сказал нам, что «добровольцы-танкисты» – это поколение продолжателей «орлят». Так сам художник расценивал связь своих двух памятников – «Орленка» и памятника танкистам».

В Челябинске есть улица скульптора Головницкого. На проспекте Ленина на доме, где он жил, - памятная доска.

Комментарии 0
    Новости по теме Лев Головницкий