Юбилеи двух знаменитых скульпторов отмечают челябинцы в этом году
У Челябинска нынешний год связан с двумя юбилеями скульпторов, вписавших свои страницы в историю Южного Урала, – Виталия Зайкова и Льва Головницкого.
Это неслучайно, что слова память и памятники – однокоренные, несущие единый смысл. Поэтому помнить о тех, кто создает памятники в городе и регионе, важно, как, впрочем, важно и для тех людей, кто каждый день встречает их творения в родном городе.
В областном архиве открылась выставка работ скульптора Виталия Зайкова (1924-2020), которому исполнилось бы сто лет.
Как известно, его «Сказ об Урале» теперь знает вся Россия благодаря новой 5000-й купюре. В экспозицию в архиве вошли графические работы, недавно переданные в фонд семьей художника, а также фотографии из семейного архива и скульптуры из коллекции Челябинского государственного музея искусств.
«Я бы хотел, чтобы челябинцы знали этого художника и помнили о нем. И чтобы экскурсии, которые проходят по городу, обязательно останавливались возле его памятников», — отметил директор музея искусств Станислав Ткаченко.
Что касается пятитысячной «уральской» купюры, то памятник работы Зайкова размещен на оборотной ее стороне.
На открытии выставки в архиве было замечено, что челябинскому краеведу Юрию Латышеву в свое время повезло попасть в рабочую группу по разработке дизайна новой банкноты, и он сумел убедить Центробанк, что ее украшением должна стать именно скульптура челябинского мастера.
К открытию выставки из Крыма, куда Виталий Зайков с семьей переехал в начале 80-х, внук скульптора Федор Бирючев, ставший пианистом и композитором, прислал видеоприветствие, в котором отметил: «Челябинск — очень родное место для меня. Четыре года назад я приезжал туда с концертом и видел, насколько „Сказ об Урале“ — правдивый и мощный символ края. Я видел отношение челябинцев и гостей города к этому памятнику. Спасибо всем, благодаря кому стала возможна эта выставка».
Для автора этих строк есть свой Зайков, встречи с ним. Когда-то в детстве с друзьями по двору мы оказались у скульптора в мастерской, и это событие запомнилось на всю жизнь.
А недавно, оцифровывая пленки отца, фотохудожника Владимира Белковского, встретил десяток кадров, сделанных в середине шестидесятых годов в мастерской Зайкова. Некоторые из них вы видите в этой публикации.
А в декабре культурная общественность Челябинска и Магнитогорска отметит, надеюсь на это, 95-летний юбилей Льва Головницкого. Он автор «Орленка» и памятника «Танкисты-добровольцы» в Челябинске, монумента «Тыл-фронту» и «Первая палатка» в Магнитогорске.
Около двадцати пленок, сделанных Владимиром Белковским в середине семидесятых годов в мастерской Головницкого, было найдено этим летом и оцифровано в госархиве Челябинской области. Из этого наследия можно было бы создать фотовыставку «Неизвестный Головницкий», а потом, может быть, и книгу о знаменитом скульпторе.