Подушевое финансирование медицины сократит очереди и повысит качество лечения
Как сообщила журналистам исполняющая обязанности директора ЧОФОМС Светлана Устьянцева, пилотный проект стартовал с 1 декабря в пятнадцати лечебных учреждениях области. Среди них центральная больница Варненского муниципального района, центральная городская больница Верхнеуфалейского городского округа, четыре лечебных учреждения Коркинского муниципального района, все больницы и поликлиники Копейска и Южноуральская центральная городская больница.
По словам Светланы Устьянцевой, выбор пал на те медицинские учреждения, где работают грамотные руководители и созданы хорошие условия для внедрения новой системы финансирования. Медицинские учреждения крупных городов в пилотном проекте не задействованы. Руководство челябинского ФОМС посчитало, что система должна быть опробована в небольших муниципальных образованиях, а уже потом с учетом всех замечаний внедряться в больших городах. «Это произойдет не раньше второго полугодия будущего года», - отметила руководитель ФОМС.
Сегодня, как рассказали представители Фонда, зарабатываемые больницами и поликлиниками суммы зависят от объемов оказываемой помощи. А потому для медицинских учреждений главная задача - наращивать посещаемость. Система подушевого финансирования включает другие экономические рычаги. Каждому медицинскому учреждению выделяются средства в соответствии с плановыми объемами, которые зависят от количества «прикрепленных» пациентов.
Для того чтобы деньги тратились эффективно, нужно качественно пролечивать больного. Иначе он снова придет к врачу или будет направлен в стационар. Соответственно и затраты на его лечение возрастут. В то же время, если помощь оказана грамотно, то деньги удается «экономить». Появляется так называемый положительный финансовый результат. Оставшиеся от плановых сумм средства можно направлять в резерв медицинского учреждения или использовать на доплату персоналу.
«Мы привыкли работать в условиях вала, - отметил начальник управления здравоохранения Копейска Сергей Уфимцев. – Врач сегодня не заинтересован в результатах лечения. Даже в простых случаях он направляет больного к специалистам, поэтому конкретной ответственности за пациента никто не несет. Это породило проблему очередей. Теперь мы вводим в медицинскую среду механизм конкуренции, когда пациенты будут нужны и в их притоке будут заинтересованы врачи и лечебное учреждение. Для меня положительный финансовый результат – это не остаток на счете, а возможность обеспечит населению качественную помощь». Кстати, в первые месяцы запуска пилотного проекта от его участников не ждут колоссальных финансовых успехов.
Сезон гриппа и ОРВИ продолжается, а значит, работы медикам и затрат медучреждениям хватает. Гораздо больше информации для размышления и окончательных выводов об эффективности новой системы финансирования дадут весенние и летние месяцы.
В то же время, чтобы не допустить «экономии на качестве», предусмотрено множество мер. Например, сами жители теперь имеют реальную возможность выбирать лечебное учреждение, а оно, в свою очередь, заинтересовано в притоке пациентов. Чтобы встать на учет в поликлинике, сегодня достаточно предъявить паспорт и страховой полис и заполнить заявление. Брать открепительный талон теперь не обязательно. Кроме того, пациент вправе выбрать и врача, у которого он будет наблюдаться.
Что касается обслуживания на дому, то здесь, по словам заместителя исполнительного директора ЧОФОМС по организационным вопросам Татьяны Тереховой, возможны два варианта. В небольших муниципальных образованиях при большом притоке пациентов возможно открытие дополнительных участков по их обслуживанию. В крупных городах этот вопрос может быть решен на усмотрение поликлиники. Некоторые главврачи берутся за обслуживание на дому пациентов из отдаленных районов. Либо можно вызывать участкового врача из поликлиники по месту жительства, а на прием приходить в выбранное медицинское учреждение. Тогда между двумя поликлиниками будут идти перерасчеты.
Кроме того, постоянный контроль качества лечения будет осуществляться со стороны страховых медицинских организаций. И если выяснится, что медицинская помощь оказана неправильно, то в отношении больниц и поликлиник будут применены финансовые санкции.