По этапам цифровой жизни: чем соцсети и новые технологии могут навредить или помочь детям
Знакомая картинка, не правда ли? У вас в гостях семья друзей с детьми,
весёлое застолье, казалось бы, общий разговор. Но в какой-то момент вы замечаете, что дети в разговоре не участвуют, даже во время еды они умудряются «сидеть в телефоне». Требуется немало усилий, чтобы вытащить их в реальную жизнь, сначала заставив их просто поесть, а потом вовлечь в игру - хотя бы в «глухой телефон»…
Как-то, давая интервью одному изданию, глава Минпросвещения Сергей Кравцов назвал планшеты у детей вызовом для государства. По его словам, родители не должны давать детям играть на планшете или телефоне, так как это влияет на психику ребёнка. Это довольно распространенная практика среди родителей – дать детям телефон, чтобы они «не мешали», но взрослые, уверен Кравцов, должны чаще общаться с детьми. Иначе количество детей «с отклонениями от нормы» будет увеличиваться. Корреспондент «Урал-пресс-информ» вместе с экспертами разобрался, как раннее взаимодействие с гаджетом способно повлиять на детей и подростков.
«Дети цифровой среды».
Дети, рождаясь, сразу же попадают в цифровую, информационную среду. Они как будто бы кожей начинают впитывать навыки владения гаджетом. Для них цифровизация – естественна. Так, полуторогодовалый ребёнок «методом тыка» точно найдёт какой-то свой мультик на видеоплатформе, что для взрослых – удивительно.
Психолог для семей с детьми, член областной общественной организации «Объединение профессиональных психологов», мама двоих детей Галина Ковальчук уверена, что давать ребёнку телефон лучше как можно позже. Однако и к цифровой культуре и безопасности его тоже надо приучать. Ведь сегодня вся жизнь людей завязана на диджитал возможностях смартфона.
«До школьного возраста в телефоне ребёнок точно не нуждается, – заявляет психолог. – А вот с поступлением в первый класс уже появляется необходимость быть на связи. Не хочется демонизировать цифровое пространство, в нём есть свои преимущества и недостатки. Если в развлечения ребёнка входят исключительно телефон, планшет и мультики, то родителям стоит подумать о разнообразии досуга. Совместные занятия могут стать хорошим началом».

По словам Галины Ковальчук, если мама даёт ребёнку планшет с мультиками на некоторое время, чтобы просто прийти в себя, восстановить свой ресурс, то в этом нет ничего плохого. Вопрос только в количестве и качестве контента.
«Если родитель даёт ребёнку планшет, чтобы не мешал, то проблема здесь именно в родителе. Если ребёнок длительное время сидит в телефоне, у него может подмениться вкус реальной жизни на альтернативную цифровую реальность. Это может отразиться на его развитии: если мы отведём ребёнка к окулисту, то первое что скажет врач – нужно сокращать количество времени, проведенного в сети, поскольку это влияет на зрение», – объясняет Галина.
По словам специалиста, ребёнок в телефоне получает много быстрого дофамина и нередко бывает, что пойти поиграть в мяч с ребятами во дворе ему уже не интересно. Так появляется искаженное представление о настоящей жизни.
«Сейчас есть дети, которые после школы все оставшееся время проводят в сети. Родителям же нужно найти в себе силы заинтересовать ребёнка, предложить ему сделать что-то такое в реальной жизни, чего невозможно в виртуальной. Нужно помогать ребенку знакомиться с самим собой, говорить: «Смотри, ты, оказывается, любишь петь!», «Ты хорошо играешь в мяч!». Затем ребёнок подрастает, и мы ему предлагаем различные кружки и секции. Так у него появится пространство выбора и возможность социализации», – рекомендует психолог.
При этом стоит помнить, что ребёнку предстоит жить и развиваться в мире, в который вплетена цифровизация. И в этом кроется плюс раннего использования гаджета и взаимодействия с технологиями. Вот только здесь, по мнению психолога, нужно обращать внимание на цифровую гигиену и баланс: предлагать ребёнку прогулки по паркам, либо вводить лимиты пользования технологиями. Важно, чтобы ребёнок, откладывая смартфон знал, чем ему заняться в реальной жизни.
«Если у одного ребёнка появится смартфон к первому классу, то способность к восприятию технологий не будет отличаться от способности ребёнка, который взял в руки гаджет в полтора года. Полтора года – это как раз-таки слишком рано. Неплохо, если ребенок дошкольного возраста посмотрит сам или вместе с родителями мультфильм на телефоне или планшете. Перебор – это когда доступ к девайсу с раннего возраста у ребёнка на постоянной основе», – отмечает психолог.
Кибер-вайб.
Повзрослев, ребята осваивают навыки компьютерных игр. У этого также есть свои преимущества и недостатки. При помощи компьютерных игр дети обучаются креативу и пространственному мышлению.
«В майнкрафт дети строят дома, бассейны, занимаются архитектурой. Иногда ребята объединяются в команды и проходят игры совместно. Они коммуницируют, обмениваются эмоциями в процессе игры», – отмечает Галина.
По словам эксперта, в компьютерных играх ключевых минусов два – киберзависимость, когда ребенок не может перестать играть и возможность нарваться на некачественный игровой контент.
Если в первой ситуации взрослому нужно проявить родительский контроль, то во втором случае нужно ребёнка научить критическому мышлению, чтобы он обращал внимание на отзывы и рейтинг игры. И в этом кроется своё преимущество – ребёнок перенимает навык критической оценки медиапродукта.
По данным статистики сайтов Superjob и Работа.ру, половина россиян уверенно причисляют себя к интернет-зависимым – по 47% и 53% опрошенных с каждого сервиса соответственно. В первом случае данные опубликованы в июне 2024 года, во втором – в конце сентября 2024 года.
По данным ВЦИОМ на 2023 год, 74% россиян ежедневно заходят в глобальную сеть, при этом доля тех, кто в интернете проводит более четырех часов в день составила 35%, это каждый третий. За пять лет доля ежедневных пользователей выросла: в 2018 году – 23%, в 2020 была 27%.
Социальные животные пользователи.
Известно, что сегодня подростки социализируются через сети. Однако полноценная ли это социализация? Психолог Галина Ковальчук уверена, что интернет-общение не способно заменить живое, а значит и в полной мере социализировать.
Эксперт видит два вектора развития. Когда у ребёнка уже есть окружение в жизни, и он поддерживает общение с ним в социальной сети – в этом проблемы нет. «Ребята погуляли, потом пообщались в сети, создали группу, где поздравляют друг друга с днем рождения, кидают мемы. Это окей. Это нормальная история», – говорит Галина Ковальчук.
Если же у ребёнка нет круга общения в реальности, по каким-то причинам не получается строить отношения и ребёнок только в сети – это уже проблема. Общением в сети ребёнок не может заменить коммуникацию реальную и восполнить тот опыт, который даёт живое общение.
«Когда мы общаемся через мессенджер, мы используем только текст. При живом разговоре ребёнок включает жесты, мимику, язык тела и считывает невербалику окружающих. Наконец, находясь в определенной ситуации, он считывает ее контекст: учитывает, что происходит, и выполняет определенные действия. Если перед ребёнком стоит задача решить проблему в группе – будь то школьный коллектив, студенческий или трудовой, не имея хорошего опыта живого общения, он не сориентируется. Мессенджер же даёт возможность подождать, сформулировать мысль, тем самым лишает спонтанности и необходимости реагировать в моменте», – объясняет эксперт.
Психолог уверен, если у ребёнка по каким-то причинам нет опыта взаимодействия в его возрастной группе, тогда полноценную социализацию только через интернет, получить не удастся.
«Это как замкнутый круг. Ребёнок не может настраивать социальные связи и заводить друзей, потому что как-то сразу не сложилось. Дальше он ушёл в социальные сети, а как оттуда выйти? Чем дольше ребёнок общается только в сети, тем меньше шансов, что он сможет выйти во двор и завязать знакомства», – отмечает Галина Ковальчук.
Нейро-знания – ключ к образованию?
Сегодня нейросети, такие как ChatGPT, становятся мощным инструментом для образования, который может адаптироваться к потребностям как детей, так и взрослых, утверждает руководитель направления разработки портала с искусственным интеллектом компании «Ростелеком» Софья Искандарова.

По её словам, для детей нейросеть даёт возможность получить мгновенные разъяснения сложных тем, подобрать интерактивные задания и даже создать персонализированный образовательный план. Искусственный интеллект может рекомендовать книги, игры, упражнения, объяснять материал понятным языком и помогать в освоении школьной программы, выступая своего рода цифровым наставником.
«Для взрослых — это удобный способ обучения в формате «по запросу». Человек может моментально получить доступ к нужной информации, будь то изучение иностранных языков, программирование или подготовка к профессиональным экзаменам. Также нейросети помогают структурировать знания, давать обратную связь и формировать практические навыки через интерактивное взаимодействие. Однако важно понимать, что ИИ не заменяет традиционные методы обучения, а дополняет их, делая образовательный процесс более персонализированным, доступным и увлекательным», – отмечает Софья Искандарова.
Подростки, выросшие в эпоху цифровизации, с одной стороны, способны усваивать новые знания и вникать в технологии быстрее, чем взрослые. Однако с другой стороны – они подвержены информационной перегрузке. Выступает ли нейросеть с её способностью комбинировать информацию фильтром инфошума? Эксперт подтверждает, действительно в условиях информационной перегрузки искусственный интеллект может стать инструментом фильтрации и структурирования данных. Современные нейросети анализируют большие объемы информации, выделяют ключевые тезисы и помогают человеку быстро находить суть, исключая лишний контент. Но есть нюанс, на который родителям и самим юным пользователям стоит обратить внимание.
«Нейросеть — не абсолютная истина. Она компилирует информацию, но ответственность за ее критическое осмысление остается за пользователем. В этом смысле ИИ — это не «спасение» от инфошума, а скорее помощник, который позволяет сэкономить время и сделать поток информации более управляемым, – разъясняет эксперт. – При правильном использовании нейросети помогают людям меньше тратить время на поиск и обработку данных, концентрироваться на главном и принимать более взвешенные решения».