У православных важный церковный праздник – Духов день
В понедельник, 24 июня 2024 года, у православных Челябинской области важный церковный переходящий праздник – Духов день, день сошествия Святого Духа на апостолов. Он отмечается на 51-й день после Пасхи и на следующий день после Святой Троицы.
В этот день церковь чествует Третье Лицо Пресвятой Троицы, утверждая Его равенство и единосущие с Богом Отцом и Богом Сыном.
«По учению Церкви, Святой Дух является Третьим Лицом Пресвятой Троицы, то есть Он обладает такой же Божественной сущностью как Бог Отец и Бог Сын. На иконах Святой Дух изображается символически – в виде голубя или огненных языков», - пояснили в Челябинской епархии.
Именно сошествие Святого Духа на апостолов явило попечение всех Лиц Триединого Бога о мире: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, а Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви.
Каждый из нас получает благодать Святого Духа во время Миропомазания, которое совершается после Крещения. Если Крещение смывает с нас печать первородного греха, то Миропомазание дает силы для того, чтобы жить праведно, без греха. Если Святое Крещение сравнить с удалением язвы, то Миропомазание - с целебной мазью, которая позволяет ране затянуться, а человеку – скорее выздороветь, пояснили в Челябинской епархии.
В евангельской традиции сошествие Святого Духа описывается как появление пламени, всполохи которого окружили каждого из апостолов, после чего они обрели «дар языков» – стали говорить на разных, не известных им ранее языках – и таким образом получили возможность проповедовать веру Христову по всему миру.
Свой престольный праздник сегодня отметит Духосошественский храм в Кыштыме и в селе Теренкуль Красноармейского района.
В Духов день в народе развивали Троицкие березки, иногда саму березку топили в воде. Вся неделя называлась русальной, так как считалось, что с этот день русалки выходят из воды. На Троицу и в Духов день остерегались купаться, быть около воды. Иногда особым обрядом осуществляли «проводы русалки» с ряжеными. Последний день русальной недели назывался русальным заговеньем.
У славянских народов еще в дохристианские времена этот день был связан с почитанием земли-кормилицы. Считалось, что земля справляет именины, и все работы с землей считались святотатством. Этот обычай - не нарушать покой земли - вошел и в православные традиции.
Считалось, что в этот день тепло идет не только от неба, но и от земли.