В Челябинске прошёл премьерный показ спектакля «Сны моего Отца»

Фото В Челябинске прошёл премьерный показ спектакля «Сны моего Отца»
Фото: Мария Кущиди

В прошедшую пятницу, восьмого ноября, в стенах Нового Художественного театра города Челябинска состоялся показ философского спектакля «Сны моего Отца», в котором оказались задействованы практически все актеры труппы.

Удивительным в этом спектакле кажется всё – и сюжет, и музыка, и декорации, и костюмы… А насколько продуманными оказались мельчайшие детали, вносящие в постановку определённый шарм и глубину.

Таинственная рыба, которая приходит к чуткому к окружающей реальности и наивному душой Семёну, едва не сводит его с ума, заставляет задуматься о смысле снов, делающих человека либо счастливым, либо несчастным. Семёна никто не в силах понять, как и идейного музыканта Васю, воспитывающуюся матерью Улю и слышавшего голоса ангелов Пошу, для которого весь мир становится заботливой и умеющей выслушать мамой.

Их не понять тем, кто видит кошмары, сны, в которых нет ни света, ни единого намека на хорошую жизнь. В их числе – Сергей Петрович, начальник и лучший друг Семёна, а также его жена Соня. Они оба устали от жизни и от того, что не могут выспаться. А если нет и здорового сна, значит, о возможности быть счастливыми говорить не приходится. Сергея пилит жена, он же постоянно заигрывает с другими женщинами, буквально не давая им прохода. Это система несчастных людей, которыми переполнен наш реальный мир. Такие люди не смогут поверить Семену, пытающемуся рассказать о волшебной рыбе, которая буквально освещает его путь в сонной мгле.

Идея о поисках сказочного Тибета, которым бредит музыкант Василий, заставляет задуматься о смысле человеческой жизни и о счастье, которое мы часто ищем не там, где оно обычно бывает.

Мечту Василия не может понять никто, кроме сумасшедших Ули и Поши, которые тоже хотят вырваться из реальности, где они – психи, и стать по-настоящему свободными людьми.

Разговор с Отцом рано или поздно становится возможным для каждого из жителей города, который Соня считает отвратительным, так как её системное мышление не вписывается в счастливый мир её психически больных пациентов.

Простота диалогов с Отцом удивляет: они построены так, словно жители вымышленного (но такого реального!) мира разговаривают не с Творцом, а с самым обычным человеком, который даже одет по-простому. Единственное, что бросается в глаза, что отличает его от остальных людей, – это его возможность выключить надоедливого водителя-хама, подарить человеку, измученному кошмарами, волшебную игрушку, которая наконец даст ему возможность видеть только хорошие сны.

У Отца настолько много детей, видящих ужасные сны, что ему никак нельзя хандрить, ведь о них никто, кроме него, не сможет больше позаботиться.

И эта идея прослеживается в течение всего спектакля – нежные чувства Отца абсолютно ко всем его детям не угасают ни на мгновение.

Переосмысливается в его словах и факт сумасшествия. Кого мы называем психически нестабильными? Тех, кого не можем понять, кто отличается от нас. Но друг для друга они абсолютно нормальные – Уля, считающая себя птицами и животными, горячо любима Пошей, который не видит в ней изъянов.

Уютная атмосфера царит на протяжении всей постановки. Зрители не отрывают восторженных глаз от сцены, на которой – абсолютный минимум декораций, которых оказывается достаточно, чтобы раскрыть комедийный смысл жизни – правда в том, что счастливыми могут быть только те, кто выходят из системы, живут так, как велит им сердце.

Живая музыка вводит в какой-то транс, в котором всё чувствуется иначе. Когда она звучит, ты начинаешь дышать тише, пристально наблюдать за всем хаосом, который происходит на сцене в момент её проигрывания.

«Сны моего Отца» – комедия, в которой есть и над чем посмеяться (сюжетная линия дерзкого водителя, непростая семейная жизнь Сергея Петровича и Сони), и над чем серьёзно задуматься (тема настоящего облика сумасшествия). Эта постановка о нашей с вами жизни, о повседневности и о снах, через которые можно попасть к Отцу, поговорить с ним о наболевшем, пожаловаться на свои кошмары и, конечно, получить от него ту саму волшебную игру, с которой будет не так страшно жить.

Корреспондент информационного агентства «Урал-пресс-информ» задала вопросы одному из постановщиков спектакля Евгению Гельфонду.

– С чего зародилась идея поставить этот спектакль? Что вас вдохновило?

– Мы, конечно, выбираем авторов, но и авторы «выбирают» нас… Это непостижимый, таинственный, но важный и постоянный процесс. Есть определённые идеи, внутренние символы, смыслы, которые живут во мне и в артистах нашей труппы, преломляются, ищут выхода. И появляется, как я часто говорю – «стучится» - именно тот автор, который наиболее полно на данный момент эти наши человеческие и творческие чаяния выражает. Текущий репертуар НХТ отражает наши общие устремления – ведь у нас театр единомышленников, театр-дом.

Чтобы найти созвучие нашим нынешним мыслям, ощущению времени мы должны обращаться не только к классике, но и обязательно к современной литературе, которая скажет нам о нас самих на сегодняшнем этапе нашей духовной жизни. А что волнует сейчас русского человека, по большому счёту? Вопросы веры, предназначения человека, роль предков, отцов в нашей жизни – это находит отражение в мучительном осмыслении и переосмыслении исторического опыта России… Современная драматургия, к сожалению, не даёт нам материала для таких размышлений, и мы обращаемся к прозе. Благо, в прозе появляются авторы, говорящие с нами на понятном нам в этом контексте языке. И один из таких авторов – Роман Михайлов. К тому же он, будучи известным кинорежиссёром и деятелем театра, отнюдь не чужд драматургическому мышлению. Что облегчает в какой-то степени задачу переведения его прозы на язык сцены.

В труппе появилось достаточно много молодых артистов, которые должны занять в ней своё место. Отбор всегда ведётся тщательно – это должны быть люди одной с нами «крови», то есть приходить в наш театральный дом с открытым, готовым к любви сердцем… Помните, как в спектакле: «Сердцем думать, сердцем помнить, знать, уметь, работать». Вот это кредо – оно как будто прямо для наших молодых.

Спектакль «Сны моего Отца» создан ещё и для того, чтобы ввести молодых артистов в суть и стилистику нашей работы. Как в своё время мы работали с теми, кто сейчас составляет основной костяк труппы, над романом Ф. Достоевского «Бесы». Обучение профессии шло на сложном, «больном» материале – мы вели разговор со зрителем о том, что есть человек сегодня через великое произведение. Этот спектакль стал этапным для роста труппы. Думаю, что спектакль по прозе Р. Михайлова тоже станет такой вехой в становлении труппы.

– В вашем спектакле актеры не только играли, но и пели (не только на русском, а на французском и английском языках!). Как удалось добиться действительно профессионального исполнения?

– Путём длительной работы, которая опять-таки много лет является для нас приоритетной. У нас постоянные тренинги по вокалу, по оркестру. Труппа поющая и играющая! Весь спектакль на сцене – живое музыкальное сопровождение. Конечно, оно в основном поддерживается пока «взрослой» частью коллектива, но молодые активно включаются в этот процесс, что вы видите в спектакле. Причём делается это в ускоренном темпе. Отбор музыки производился в процессе репетиций, обсуждали, что лучше идёт в той или иной сцене, что больше отвечает смыслам – философским, историческим и просто житейском… Насчёт иностранных языков – они же артисты! Должны уметь выучить текст на языке. Что и демонстрируют.

– Долго ли шла работа над выбором декораций и музыки? Что было главным при выборе?

– С художниками тоже всё рождается в непосредственном творческом процессе, в постоянном контакте: что-то приходит сразу – так сказать визуальный образ спектакля, что-то рождается в работе над материалом. Это, как и с музыкой и со всеми другими элементами – живой путь! И этот путь завершается в присутствии зрителя, а в какой-то степени и продолжается. Театр существует в настоящем мгновении. По крайней мере живой театр. А мы творим именно такой!

Комментарии 0
    Новости по теме НХТ