В Ленинском районе дорога в частном секторе превратилась в автомагистраль
С прошлого года жители 1-ой Трубосварочной улицы в Ленинском районе Челябинска живут как на вулкане: днем и ночью их дома трясет от пролетающих на большой скорости под окнами гружённых фур, в комнатах постоянная гарь от выхлопных газов, даже при закрытых окнах. Оказывается, Челябинский кузнечно-прессовый завод, не уведомив жителей, так «реконструировал» существовавшую более 60 лет дорогу, что она превратилась в проезжую магистраль.
При этом, удивляет даже не то, что Комитет дорожного хозяйства, КУИЗО, Управление госавтоинспекции вместе с главой района и Уполномоченным по правам человека разводят руками, а то, что ситуация зашла ещё дальше - для того, чтобы обеспечить проезд к заводу, жителей через суд вынуждают убирать преддомовые газоны.
Как рассказывают жители Трубосварочного переулка, они просто оказались перед фактом: улицу, которая всегда была тупиковой, в 2023 году сделали проходной. Убрали знак «жилая зона», подняли теплотрассу, соединили с железнодорожным переездом и с выходом на проходную завода. Со стороны Копейского шоссе – сделали въезд.
- Мы ещё удивились, зачем ремонтируют хорошую дорогу после недавнего ремонта, бордюры новые меняют зачем-то, - рассказывает местный житель Александр Чирков. – Когда под нашими окнами стали возникать нескончаемые пробки грузовиков, мы возмутились. Прошло собрание, на котором нам заявили: не беспокойтесь, у нас есть другая бетонная дорога, грузовики будут ходить там. Спустя время, нас заверяли, что сделают еще одну дорогу – объездную, а на нашей улице установят искусственные неровности, знаки ограничения скоростного режима. Называли сроки – конец 2024 года, но ничего сделано не было, - добавил он.
На состоявшемся позже в марте текущего года собрании представители госорганов прямо заявили, что дорога по данной улице является дорогой общего пользования, запретить или ограничить движение для большегрузов по ней не представляется возможным.
- Дорожный знак «жилая зона» мы установить можем, но он не будет работать, любой водитель скажет: я буду здесь проезжать, потому что для меня это кратчайший путь. И будет прав, исключить законодательное разрешение мы не можем, - пояснил замначальника отдела обеспечения безопасности дорожного движения Комитета дорожного хозяйства администрации города Челябинска Олег Чупрунов.
Бывший глава Ленинского района за день до ухода с поста предложил жителям самим договориться с руководством завода.
- Дорога есть, завод есть… К сожалению, мы с этим машинами ничего не сделаем, - комментирует бывший глава Ленинского района Александр Орел. – Дорогу специально реконструировали для того, чтобы обеспечить загрузку завода. Но завод сам может регулировать, по какой дороге машинам ездить, поэтому давайте разговаривать с заводом, чтобы они регулировали работу большегрузных машин.
Представитель ЧКПЗ однако заявила, что грузовые фуры, гарь и грязь никуда не денутся, а жителям частных домов еще и придётся поужаться - их преддомовые газоны и клумбы нужно будет снести для расширения дороги.
- Мы действуем исключительно в законном поле, - пояснила директор по персоналу ЧКПЗ Наталья Гречищева. – Мы заказали и оплатили обследование участков по соответствию кадастровым номерам, выявили расхождения. Эти данные мы передадим в администрацию города, где уже и будут производить с собственниками земельных участков определенную работу. Как только решится вопрос с этими «выносами», дорога будет расширена.
- И, действительно, уже в августе 2024 года Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям» (КУИЗО) администрации Челябинска в отношении сразу шести собственников частных домов подал иски в суд с требованиями освободить незаконно занятые территории.
Проблема только в том, что незаконно занятые территории – это преддомовые территории с установленными на них газовыми колонками и местами для откачки стоков.
- На месте, где сейчас у людей клумбы под окнами домов, завод планирует сделать тротуар для своих работников, а по улице взад и вперёд продолжат «летать» груженые большегрузы, - пояснил Александр Чирков. - И это притом, что мы уже почти год дышим гарью при закрытых окнах.
- С августа 2024 года и по сей день мы – шесть семей - в судебных процессах, - рассказывает жительница Трубосварочной улицы Алёна Хананова. – Я вообще не представляю, как мы будем жить, если нас лишат преддомовой территории. Во-первых, сейчас небольшой газон перед окнами хоть как-то отделяет дом от проезжей части, а потом это все вообще будет под окнами. Плюс у меня ребенок-инвалид и, чтобы его вывести, усадить в машину, открыть ворота, мы автоматически окажемся на проезжей части, а если учесть, что эта дорога не чистится, не моется, а зимой просто превращается в хаос, то вообще всё это выглядит очень странно. Куда будут сдвинуты газовые колонки и фонари ночного освещения, остается загадкой.
Откровенно говоря, уже руки опускаются, потому что куда мы только не обращались – во все госорганы, которые только имеют отношения к нашему вопросу, и в Центр управления регионом, и к губернатору Челябинской области Алексею Текслеру, и в приёмную Валерия Гартунга, и даже на прямую линию президенту РФ Владимиру Путину, - резюмирует Алёна Хананова.
Комментарий юриста общества «Центр Бизнес-Консультант» («ЦБК») Егора Шмидта:
- Истец в лице Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями г. Челябинска предъявляет в массовой форме исковые заявления об освобождении, по его мнению, самовольно занятых земельных участков, в том числе путем демонтажа частей построек, гаражей и ограждений земельных участков. Комитет в своем нормативно-правовом обосновании ссылается на утвержденную в 2017 году документацию по планировке территории, которая, помимо всего прочего, – устанавливает красные линии.
Абсурдность требований заключается в том, что все постройки, гаражи, ограждения возникли в такой конфигурации порядка шестидесяти лет назад при плановой застройке территории, что подтверждается архивными сведениями из Обл.ЦТИ, что и приводят в своих возражениях ответчики, которые в основной своей массе проживают в 1-м Трубосварочном переулке с момента первоначальной застройки либо уже не в одном поколении.
Поэтому о защите каких публичных интересов заявляет истец, неизвестно, если жители вынуждены проживать в невыносимых условиях, так как с момента движения большегрузных ТС в сторону завода невозможно без риска для здоровья и жизни покинуть придомовую территорию, тем более в условиях соблюдения экологической повестки.
P.S. Видимо, разбираться в данной ситуации предстоит новым властям города Челябинска. На наш взгляд, в жилой застройке всё-таки не должно быть автодорог для большегрузов.