Яндекс.Метрика
  • Общество

Кризис после кризиса

Фото Кризис после кризиса

29 октября Законодательное собрание Челябинской области обсудит бюджет на 2010 год, который уже успели радостно окрестить «первым послекризисным». Что сейчас точно нужно всем – депутатам, журналистам, чиновникам и нормальным гражданам, озабоченным благосостоянием своих семей, – так это больше трезвости в оценках, меньше самообмана и пропагандистских клише. Сегодня ни один ключевой экономический показатель не свидетельствует о том, что кризис заканчивается: скорее наоборот.
Невозможно сказать сейчас, что будет в 2011 году - в России на такие сроки не загадывают. Но то, что будущий год будет намного труднее нынешнего – совершенно точно. К этому и нужно готовиться.

1.

Я часто вспоминаю, как год назад на публичных слушаниях по проекту бюджета на 2009 год областные вожди пафосно призывали не пересматривать сверхоптимистический, совершенно липовый бюджет и клятвенно обещали «выполнить все взятые напряженные обязательства». Обернулся этот показушный оптимизм бюджетным кризисом, многократной судорожной резней уже живого бюджета и вымаливанием у Москвы сверхнормативных подачек. Поэтому давайте еще раз посмотрим – с чем РЕАЛЬНО мы пришли к «первому послекризисному году» и чего ждать от него каждому – на самом деле.
Вообще-то окончанием кризиса во всем мире считается момент, когда ключевые показатели восстанавливаются и достигают докризисных уровней. Что же мы имеем на октябрь? Вот лишь несколько свежих цифр официальной статистики, самых важных.
Если июль 2009 года дал к июлю 2008 года падение индекса промышленного производства по области на 13,4 процента, то последние данные - сентябрь к сентябрю – дают падение уже на 22,7 процента. То есть спад промпроизводства резко ускорился, а те отдельные цифры роста «месяц к месяцу» (да еще и по отдельным производствам), которыми нас любит периодически потчевать в качестве снотворного власть – лукавство. Начало падать даже ранее ровно шедшее (там все радикально упало уже давно) сельское хозяйство: если индекс сельхозпроизводства в области июль к июлю давал 103,1 процента, то сентябрь к сентябрю – уже 98,7 процента.
Доля убыточных средних и крупных предприятий области стабильно держится все эти месяцы в размере 41-43 процента от общего числа – без малого половина. Еще один ключевой социально-экономический показатель – оборот розничной торговли – также демонстрирует устойчивое снижение. Если в июле 2009-го торговля сократилась по сравнению с июлем 2008-го на 14 процентов, то сентябрь 2009-го дал падение уже на 16,2 процента. Это особенно важно, потому что пустеющие магазины – самый важный показатель РЕАЛЬНОГО положения как производителя и продавца, так и покупателя.
Между прочим, если сколько-нибудь внимательно посмотреть федеральную статистику – там ровно то же самое. Реального роста нет ни в одной существенной отрасли производства. Идет лишь некоторый рост ВВП за счет увеличения мировых цен на энергоносители. Цена такому росту известна.
Весьма показательно, что из открытых статистических отчетов по региону куда - то пропала важнейшая графа «индекс физического объема инвестиций в основной капитал». Если летом она в отчетах присутствовала, но пустовала, то теперь в осенних выпусках облстата исчезла вовсе. Это плохой знак – значит, имеющиеся данные нельзя публиковать, чтобы не дать ужасающей для самоотчетов власти картины по инвестициям. А что такое объем инвестиций в основной капитал? Это наш завтрашний день – точно, «в граммах» и метрах. Даже не экономисту и не аналитику понятно, что если сегодня строители не оплатят проект и не выроют котлован (а это и есть сегодняшние инвестиции), то завтра никакого дома не будет. То же самое в любой отрасли производства. Так вот сегодня эти инвестиции, видимо, где-то «околоноля». Стало быть, «первый послекризисный год» обернется на деле масштабным провалом.
Но это будет потом, когда все кто надо будут назначены и переназначены. Сегодня же лучше просто спрятать цифры, сунуть голову в песок и сделать вид, что жизнь налаживается. Ничего не имею против подобных аппаратных игр внутри бюрократических кланов, когда все все понимают, но делают вид, что верят присланным бумагам. Для них это не информация, а аргумент в пользу того или иного кадрового решения. Но прочие, нормальные люди, которые хотят планировать на следующий год свой бизнес, семейный бюджет, переезд, образование или серьезные перемены в жизни, не должны употреблять этот информационный галлюциноген. Им следует понимать - кризис только-только добрался от бюджетов крутых финансистов до семейных бюджетов обычных людей.

2.

Это и будет реальным содержанием следующего года. Дерипаска уже лишился сдуру схваченных зарубежных активов на многие миллиарды. Вроде пережил – у него нашлись влиятельные друзья в правительстве. Чего лишится каждый из нас – сосчитаем через год. В любом случае прожиточный минимум, утвержденный в Челябинской области на уровне 4234 рубля в месяц, скорее всего, останется при нас – если кого-то это утешает.
Эксперты челябинского Центра прикладных региональных исследований (ЦПРИ), фиксируя сокращение за первое полугодие поступлений от налога на доходы физических лиц в среднем на 10 процентов (что однозначно указывает на соответствующее сокращение фактических выплат заработной платы), а также падение поступлений от налога на прибыль предприятий на 65-90 процентов (!), отмечают и другой важный момент нашего кризиса. Сейчас в регионе резко уменьшилась величина прибыли на единицу заработной платы, что обуславливает важную проблему наличия инвестиционной привлекательности региона как таковой.
«Это ставит под сомнение возможность даже простого воспроизводства экономики региона и требует большего внимания к проведению серьезных структурных преобразований, - считает руководитель Центра Сергей Гордеев. - Наблюдаемое сокращение прибыли практически до нуля означает, что значительная часть предприятий работает убыточно. Сохранение работы предприятий без резких перемен и структурной перестройки смягчает текущие социальные последствия, прежде всего с занятостью населения. Однако это задерживает и усложняет проведение жизненно необходимых структурных преобразований. Подобная задержка в конечном итоге еще больше усложняет процесс выхода из кризиса и усугубляет сложное экономическое положение в регионе».
«Существует множество путей развития подобных ситуаций на предприятиях, наиболее нежелательными из которых являются: рост долгов и банкротства, свертывание производств, вывод активов», - говорится в аналитике ЦПРИ.
Схематично ситуация выглядит так. Отечественный кризис резко отличается от кризиса в западных странах, потому что у нас не переживает циклический спад, а УМИРАЕТ все то неконкурентоспособное производство, которое должно было помереть уже давно, но поддерживалось за счет суперблагоприятной сырьевой конъюнктуры, благоволения властей, коррупции и периодических девальваций рубля. Это почти все машиностроение, легкая промышленность, химическая и многое другое. Сегодня все эти предприятия (их список – от Станкомаша до ЧКПЗ обнародовало недавно областное правительство) имеют многомиллиардные долги и являются потенциальными банкротами. Новое заключается в том, что теперь у них нет даже НАДЕЖДЫ на то, что после окончания кризиса на Западе их продукция вновь станет востребованной, они смогут погасить долги и выкарабкаться. На Западе на ЭТО спроса нет и больше не будет. Везде, где он оставался, наше место заняли китайцы.
В областном арбитражном суде на следующий год со страхом ждут вала банкротств – как фиктивных, так и реальных. Это будет значить неминуемое массовое высвобождение персонала (сейчас искусственно сдерживаемое) и приостановку всех выплат по кредитам банкам и бюджетам. А это уже банковский кризис в сочетании с бюджетным. В такой ситуации неизбежно дальнейшее падение товарооборота (покупательский спрос продолжает снижаться), высвобождение работников, занятых сегодня в торговле и обслуживании и новый спад производства.
«Выхода из кризиса» в традиционном понимании у нас не будет. Просто страна станет жить на новом уровне – на порядок беднее. В полном соответствии с уровнем СОБСТВЕННОГО производства. И это будет другая страна, нежели в «нулевые» – социально и политически. Однако это отдельная тема.

3.

Для решения всех этих проблем – как бюджетных, так и производственных, скорее всего, будет применено испытанное (и единственно остающееся в наличии) средство – девальвация. Ведь сегодняшнее «укрепление рубля» имеет совершенно понятные коньюнктурные, а вовсе не фундаментальные основания.
Из-за разницы в процентных ставках (в США и Европе они почти нулевые, у нас – вдесятеро выше), на финансовые рынки РФ устремились «горячие деньги» - дешевеющие из-за активной антикризисной эмиссионной политики правительства США доллары. Дешевый доллар поднимает конкурентоспособность американских товаров, гонит вверх нефтяные фьючерсы и обрушивает остатки российского производства. Эти деньги схлынут в тот момент, когда западные спекулянты решат, что высшая цена сырьевых бумаг достигнута, пора фиксировать прибыль и уходить из рисковых активов в высоконадежные западные бумаги. Тогда обрушится нефть, а вместе с ней – рубль. Правительство, скупающее сегодня дешевые доллары, решит все свои бюджетные проблемы. Банкиры и сырьевые олигархи очень хорошо заработают. Только те, кто поверил сегодня властям и побежал в обменники, останутся в очередной раз с носом. Возможно, утешением им послужит то, что случится это уже после кризиса, а точнее - в «первый послекризисный год».
Это – игра, и когда вам «отдают» партию, не следует считать, что партнеры намерены вас облагодетельствовать. Джокер у них и они просто заинтересованы в том, чтобы вы до поры оставались за столом. Возможно, просто нужно понять, что умные играют от избытка и лишь дураки ставят на кон последнее.
Но если нам даже не отдают партию, а просто говорят, что мы обязательно когда-нибудь выиграем, подгребая при этом деньги со стола – стоит напрячься и попробовать все-таки отличить слова от жестов и жесты от поступков. Иногда это бывает очень полезно для здоровья и личного бюджета.

Комментарии 0
    Новости по теме Колонка обозревателя