А слабо День учителя растянуть на год?

Фото А слабо День учителя растянуть на год?

Год семьи и Год молодежи в стране плавно перешел в Год учителя – очередной весьма амбициозный проект нашего государства. Еще в марте 2009 года президент подписал соответствующий указ. И понеслось…

Приходилось слышать разные мнения знакомых педагогов о предстоящем празднестве. Кто-то облегченно вздыхает: «Ну, наконец-то! Давно пора обратить внимание на положение российской школы». Но скептики в добрые перемены не верят: хуже бы не стало от навязчивого внимания чиновников. Поднять за год престиж профессии учителя, которая на сегодняшний день в стране является едва ли не самой зависимой и низкооплачиваемой, - это утопия. Именно потому, что самого главного – роста зарплаты - педагогам как раз не обещают. А все остальное, простите, разговоры.

Дожили до понедельника

Когда-то художественный фильм «Доживем до понедельника» привел в школы тысячи молодых специалистов. Выпускники валом поступали в педагогические вузы. Конечно, и раньше зарплата учителя оставляла желать лучшего, но так жили все - работали за идею.

Сейчас таких образцов для подражания нет. А ностальгия по доброму кино и образам учителя-личности осталась.

Но Год учителя стартовал не с подобного кинопоказа, а со скандального сериала «Школа», умело пропиаренного всенародно возмущенными педагогами и коммунистами. Его премьера состоялась на Первом канале сразу после новогодних праздников, в понедельник, 11 января. Остается гадать, была ли эта акция спланированной или нет. Зато сериал привлек небывалое для кино такого жанра внимание. Впрочем, посмотрев первые серии, некоторые учителя признаются: в современной школе еще и покруче бывает. Другая сторона медали – нормальные дети и нормальные отношения – в принципе никого не интересует. Как говорится, телевизионный неформат. Вероятно, эту нишу заполняет «Ералаш», где «училки» хоть и странные, но все же достойные сочувствия и хоть какого-то уважения люди, а ученики если и бывают хулиганами, то добрыми.

Просмотр нового сериала и даже его анонса вряд ли добавит молодым специалистам желания идти работать в школы. Теперь от авторов и Первого канала, очевидно, стоит ожидать не менее скандального проекта под названием «Детсад», чтобы уже ни у кого не осталось никаких иллюзий относительно нашей системы образования.

После такого крутого хода федерального телевидения, местные попытки поднять престиж профессии педагога - просто капля в океане. В Челябинске на одном из телеканалов будет запущен проект «Открытый урок», ведущим которого станет «Учитель года», преподаватель лицея №31 Иван Иоголевич. Программа будет рассказывать о лучших педагогических коллективах, талантливых учителях. Но до рейтинга сериала «Школа» ей расти и расти. Таковы законы тележанра.

Сфера небесплатных услуг

«Модернизация»– самое модное нынче слово. Модернизация экономики, модернизация образования. Идее уже лет двадцать, а она все как новая. Бесконечный повтор этого слова привел к потере смысла. Что модернизировать? Как модернизировать? Зачем?

Очевидно, любая модернизация требует дополнительных средств. Обсуждать – обсуждают, но денег, похоже, не предвидится. Например, в Челябинской области ежегодно по статье «Учебные расходы» выделяется меньше 500 рублей на одного ученика. Это покупка парт, учебников, оборудования, инвентаря, компьютеров. Модернизировать на эти деньги по современным меркам можно разве что сельскую избу-читальню. Очевидно, все остальные планы по модернизации лягут на плечи родителей. Да что лягут - уже легли. Выход, рекомендуемый чиновниками, в том, чтобы деньги «не просить, а зарабатывать».

От учебных заведений требуют активно развивать дополнительные услуги. Если в 2006 году школы Челябинска заработали 20 миллионов рублей, то в 2009 году – уже сорок. Потребителями, как правило, оказываются все те же дети и их родители. Зачастую никто и не спрашивает, нужны ли им допуслуги. Постепенно сфера образования превращается в среду образовательных услуг, как верно подмечено на одном из форумов в И-нете.

С другой стороны, руководители школ и детсадов живут под страхом постоянного контроля. Последние изменения в законодательстве об образовании и об административных правонарушениях, очевидно, сделают проверки более частыми. Выявился целый список современных реалий системы образования, за которые руководитель образовательного учреждения или педагог могут быть оштрафованы. Это незаконный отказ в приеме в школу, детский сад или вуз, отчисление из школы, отсутствие договора при оказании платных услуг, невыполнение учебного плана и так далее.

Престиж плюс скудная зарплата

И все же престиж и социальный статус – это, прежде всего, вопрос материальный. Новая система оплаты труда в бюджетной сфере не только проблему не решает, но и напротив, усугубляет, заставляя экономить все на том же фонде оплаты труда. Хотя всем ясно, что высокий статус несовместим с нищенской зарплатой бюджетника.

Материальное вознаграждение решает все. В Санкт-Петербурге, где средняя заработная плата учителям была установлена на отметке чуть выше средней зарплаты по городу, мгновенно исчез дефицит кадров в школах. Во многих областях все не так уж и плохо. Например, в Белгороде средний доход учителя – 16 тысяч рублей.

У челябинского учителя, как недавно было озвучено, эта сумма составляет 10,5 тысячи рублей, у воспитателя – около восьми с половиной тысяч. Средняя зарплата в городе, по данным на конец 2009 года, 17 тысяч рублей. Разница чувствуется. Учитывая общее повышение тарифов на услуги ЖКХ с января, хорошего мало.

Уже не раз говорилось, что в этом году особое внимание будет уделяться профессиональным конкурсам педагогов. Предусмотрены призы и денежные премии. Но охватить конкурсами все сообщество учителей невозможно, так же, как невозможно стопроцентное участие школьников в олимпиадах. Так же, как невозможно создать классы одних лишь отличников. Конкурсы, как правило, - удел молодых, смелых и красивых. А как же быть тем учителям и воспитателям, кто изо дня в день добросовестно занимается своим делом? Кто не светится в конкурсах и не получает наград, но от этого их труд не менее важен? Что государство сделает для них?

Счастье в работе?

Знакомый учитель с тех пор, как три года назад сменил работу, первого сентября испытывает необыкновенный душевный подъем. Рано утром он шагает в офис и получает явное удовольствие при виде детей и экс-коллег, спешащих на школьные линейки. Ему не надо идти в школу!

Учителя сегодня в большинстве своем – усталые, замотанные люди. Не все выдерживают ежедневный марафон, сдаются, уходят туда, где платят больше и чувствуешь себя свободнее. «Год безработного учителя», - грустно пошутил один из педагогов на Интернет-форуме. Проблему психологического выгорания признают даже чиновники. Однако решить ее в масштабах страны невозможно. А на уровне школы заниматься этим некогда и некому.

Словом, Год учителя, как и другие торжественно провозглашенные Годы, рискует превратиться в набор формальных мероприятий, деклараций и отчетов. И вообще, почему Год учителя? Может, надо было посвятить его работникам культуры или милиции? Они в поднятии социального престижа и уважения общества, а также заработной платы, нуждаются не меньше. Можно объявить Год олигарха или Год депутата. Тут, по крайней мере, в плане эффективности мероприятий все будет по-честному.

Раньше были пятилетки, теперь Годы. Но первые, в отличие от вторых, давали хоть какие-то результаты. Итоги Года семьи или Года молодежи, по правде сказать, не были хоть сколько-нибудь выдающимися. Кризис семейных отношений сохраняется, а положение молодежи на том же рынке труда или в сфере образования, несмотря на все декларации и правительственные программы, не меняется. Боюсь, что с Годом учителя произойдет то же самое. Тем более денег на него все равно нет.

Но чиновники просят, несмотря на все трудности, освещать Год учителя позитивно. Что мы и стараемся делать. Это тоже в духе нашего времени. Пусть ситуация не очень, но хотя бы сделаем вид, что все хорошо. (Кажется, анекдот про это я уже слышала: задернем шторы и сделаем вид, что движемся вперед). Поэтому отпразднуем и порадуемся за педагогов, которые, хочется верить, в этот Год будут отмечены и обогреты, если не материально, то хотя бы добрыми словами. Продлим День учителя на целый год.

А вообще вспомнилась фраза, сказанная недавно при встрече моей одноклассницей, которая с первого класса мечтала стать учителем и теперь в школе пожинает все плоды этого нелегкого труда: «Решила плюнуть на все и получать удовольствие от работы». Чего, как говорится, всем желаю.

Комментарии 0
    Новости по теме Новости компаний