Власти Челябинска намереваются пустить автотранспорт по "костям" зданий-памятников

Фото Власти Челябинска намереваются пустить автотранспорт по "костям" зданий-памятников

В Челябинске восемь памятников истории и архитектуры оказались преградой для реализации концепции развития городской транспортной схемы. Строительство транспортной развязки у цирка, которое должно начаться в этом году, развернется на местах, где расположены эти объекты культурного наследия.

В концепцию входит поэтапная реконструкция всех основных улиц, строительство новых дорог и транспортных развязок. Реализация этого ориентировочного плана уже началась. Например, в декабре этого года будет сдана крупная развязка на въезде в Металлургический район: по улице Черкасская.

Основная цель концепции – разгрузить центр города. Для этого запланировано строительство еще четырех развязок в этом году и заложение еще нескольких в последующие годы. Самый сложный из этого ряда объект – развязка по Братьев Кашириных от улицы Кирова до Российской с выходом на улицу Труда. По информации заместителя главы города по транспорту и дорожному хозяйству Владимира Алейникова, на строительство этой развязки на четыре года требуется более пяти миллиардов рублей.

Как сообщили корреспонденту "Урал-пресс-информ" в ГНПЦ по охране культурного наследия Челябинской области, в красных линиях этой развязки, то есть в тех местах, где будет вестись строительство, расположены восемь памятников истории и архитектуры. Два памятника – из государственного списка и находятся под охраной правительства РФ, еще шесть объектов, над которыми нависла угроза со стороны челябинских властей, пока только кандидаты в этот список, то есть относятся к категории выявленных.

Уничтожение памятников истории и архитектуры – уголовно наказуемое деяние. Но это не останавливает городскую администрацию. В зоне риска оказались жилой двухэтажный дом по адресу Красноармейская, 60 – бывший дом мещанина Григорьева (памятник архитектуры) и памятник истории - Площадь Павших революционеров.

На прошедшем на прошлой неделе градсовете глава Челябинска Михаил Юревич заявил, что Площадь павших будет перенесена в другое место. Хотя принимать такие решения местная власть не имеет права: это юрисдикция российского правительства. Но перенести дом по Красноармейской с более чем вековой историей (в конце 19 века здесь располагался первый челябинский завод по розливу минеральных вод) невозможно, а значит, он станет жертвой на пути челябинской автомобилизации.

Поступиться выявленными памятниками челябинской мэрии будет проще: эти объекты пока находятся в ведении правительства области, хотя министерство культуры не намерено сдаваться в борьбе за историческое наследие города. В данном случае речь идет о двухэтажном доме на пересечении улиц Труда и Свободы (памятник архитектуры), бывшем здании госпиталя на Российской, 151 (памятник истории), и памятниках архитектурного наследия с адресами Красноармейская, 31, Российская, 80 и Нагорная, 35.

Особенно ценным представляется объект археологического наследия – культурный слой города Челябинска, расположенный в границах улиц Красноармейская и Кирова. Это история 18-19 века, покоящаяся под землей. А сегодня еще и заасфальтированная, поскольку памятник был выявлен в 1991 году, когда здесь уже была проложена проезжая часть.

Как заявляет главный специалист ГНПЦ Николай Меньшенин, это уникальный источник по истории города.

Такое обилие исторических объектов в этом месте объясняется тем, что это центр города, его историческая часть. И именно здесь власти намереваются пустить большой поток машин, построив гигантскую развязку.

С другой стороны, данный объект действительно необходим для города-миллионника, выходящего в перспективе на столичный уровень по количеству автомобилей в 400-450 на одну тысячу человек. И учитывая цели, которые преследует концепция развития транспортной схемы, и загруженность центральных улиц города, эта развязка актуальна в выбранном месте. Но при подготовке проекта можно было своевременно учитывать наличие здесь памятников истории и архитектуры, о чем два года областное ГНПЦ направляло администрации города требования, которые мэрия все это время игнорировала.

Компромисс в сложившейся ситуации можно найти. Например, как сообщает Николай Меньшенин, Площадь павших революционеров можно оставить на том же месте, просто немного сократить для развязки. Некоторыми выявленными памятниками действительно можно пожертвовать на благо развивающегося мегаполиса, например, одноэтажками по улицам Российская и Красноармейская, и двухэтажным домом по улице Нагорная. Прочие же объекты действительно представляют большую ценность, их нужно сохранить.

Но горадминистрация, глава которой торопится реализовать концепцию за четыре-пять лет, едва ли готова идти на компромиссы. По словам Михаила Юревича, сотрудники ГНПЦ готовы любую постройку старше сорока лет назвать памятником.

Остается надеяться, что в порыве действительно нужного городу строительства власти все-таки проявят умеренность и максимально возможную бережность в отношении к культурному наследию Челябинска. Если нет, защитить выявленные памятники специалисты вряд ли успеют: для включения их в государственный реестр не хватает кадров и средств.

Но покуситься на бывший дом мещанина Григорьева и Площадь Павших революционеров без разрешения российского правительства челябинская мэрия наверняка не посмеет, иначе рискует подпасть под статью УК "За разрушение памятников".

Комментарии 0
    Новости по теме Новости компаний