Яндекс.Метрика
  • Общество

Выборы: «ручник» сработал, остальное неважно

Фото Выборы: «ручник» сработал, остальное неважно

Если «по горячим следам» проанализировать предварительные итоги состоявшихся вчера выборов в Златоусте (а они таковы, что измениться сколько – ни будь существенно уже не могут), на ум приходит Н.В.Гоголь, который примерно так говорил об одной особенности восприятия отдельных персон: вот, вроде смотришь, всем хорош Иван Иванович, а отойдешь немного, взглянешь еще раз и скажешь: «Нет, это черт знаешь что такое!».
На первый взгляд – знаменательные выборы в крупном уральском городе, давшие точный «срез» сегодняшней политической реальности в регионе: полный триумф «Единой России», разгром и унижение «Справедливой России», устранение коммунистов и «свои» 13 процентов у «просто женщины».
Но, приглядевшись внимательнее, убеждаешься: да не было там никакой борьбы политических партий, программ и кандидатов. Была разборка местных кланов за влияние: схватка единороссов Сумина и Юревича, в которой эсер Гартунг исполнил роль подтанцовки, а КПРФ устранилась вовсе, поступив в каком-то смысле даже благороднее. В этой схватке за «ручное управление», в полном соответствии с законами физики и бюрократии, победили те, у кого оно сегодня в руках. Петр Сумин доказал, что остается хозяином области, а «ручник» работает – при всех к нему законных претензиях (хотя бы потому, что больше не работает ничего).
Но даже такой результат выборов 11 октября наводит на серьезные размышления о состоянии нашей партийно-политической системы и реальных политических раскладах в области.
Для начала о цифрах. Они удручают и веселят одновременно. При численности избирателей Златоуста в 140 тысяч человек (точнее – 139.963), триумфатор Александр Караваев, полковник ФСБ, выдвинутый единороссами, получил голоса 41 тысячи избирателей – это примерно 35 процентов общего числа и 78 процентов явившихся к урнам. Результат занявшего последнее место эсера Петра Панишева (1.400 голосов) – около одного процента от общего числа избирателей и менее трех процентов от проголосовавших. Чуть больше – у представителя ЛДПР Сергея Тронова. Ну и храбрая женщина Наталья Гусева, которая шла самовыдвиженкой, хотя вовсю поддерживалась «Правым делом» - «боевым крылом» окружения мэра Челябинска М.Юревича – 13 процентов.
Как делался такой результат? В том, что он был сформирован задолго до дня голосования и даже до начала самой компании, сомнений нет.
Перво-наперво были устранены коммунисты. Да простит меня первый секретарь обкома КПРФ В.Горбачев, но ни секунды не верю в его объяснения причин, по которым партия отказалась выдвинуть своего кандидата в главы третьего по величине города области. Настоящая причина может быть одна: просьба губернатора Сумина, к которой местные коммунисты не могли не прислушаться в силу причин исторических и объективных. Ведь само наличие «бренда» КПРФ в списке претендентов могло спутать команде областной власти все карты: им требовалась «чистая» победа над командой Юревича-Гусевой, а депрессивный Златоуст мог слишком много отдать коммунистам.
Второе – был решен вопрос с эсерами. Не знаю, просил ли Сумин Гартунга не появляться во время кампании в Златоусте (едва ли), но у последнего были свои причины для этого. Не может агитировать «за бедных» человек, который ездит по городу в «Мерседесе» (пусть это и «тест-драйв») и имеющий при этом долг своего семейного завода ЧКПЗ перед градообразующим предприятием Златоуста в 48 миллионов рублей. А ведь при этом нужно еще и оппозиционером выглядеть! Гартунг, который уже четыре месяца руководит региональным отделением «Справедливой России», «сдал» эти выборы, на мой взгляд, по двум причинам. Депутат, в силу финансового состояния своего бизнеса и еще по ряду важных обстоятельств, слишком зависим от расположения областной власти – и, в силу примерно тех же причин, зависим от мэрии Челябинска. Поэтому ни Караваеву, ни Гусевой кандидат от «СР» противостоять просто не мог. Ну и, конечно, банальное отсутствие денег – у эсеров их нынче просто нет. В партии давно забыли про зарплаты, местные отделения не ведут никакой деятельности, активисты протестуют против областного руководства и пишут гневные письма Миронову - какие уж там выборы! Поэтому последнее место эсера Панишева, это реальная, избиркомом подтвержденная, цена амбиций и политического потенциала Валерия Гартунга и «СР» в регионе на сегодняшний день. Такой результат способен перечеркнуть все планы партии на успешное выступление на выборах в ЗСО: всерьез говорить об этом теперь нет никаких оснований.
Конечно, челябинские эсеры, вероятно, будут сильно гордиться результатом в 32 процента на смешных выборах в сельсовет Хомутинино – там за их партию проголосовало, пожалуй, человек двести. Если такой «размен» устраивает Валерия Гартунга, можно считать, что тонкая политическая издевка команды Сумина над своим некогда серьезным оппонентом, вполне удалась.
Наталья Гусева под руководством верного оруженосца М.Юревича А.Севастьянова провела достаточно шумную кампанию, однако, при сформированных вышеописанным образом раскладах, она закончилась ничем: эти же проценты набрала бы любая вменяемая женщина уже потому, что она не мужчина и не член «партии власти» - выбор у тех, кто пришел на участки, но не желал поддержать власть, согласитесь, был предельно убог.
Это третье крупное политическое поражение подряд команды Юревича – после проигрыша судов по «Роднику, безрезультатного «наезда» на судью Коротенко и скандала на всю страну с театром «Манекен», приведшем к серьезным репутационным потерям главы Челябинска. Теперь вот и городским элитам дали понять: с этими ребятами не водиться, вокруг них «горячо». Есть о чем задуматься.
Что касается главного триумфатора. Александра Караваева, то нет никаких сомнений, что это не триумф «Единой России», а успех модели «ручного управления», примененной впервые именно в этом городе командой Петра Сумина. Караваев продавался избирателям не как политический выдвиженец «партии власти» (он не был им никогда), а как «спаситель» депрессивного города, настоящий полковник, приехавший с мандатом от губернатора и велевший дать воду, тепло, газ и работу. Эта модель дико ущербна, но сегодня она работает и уже распространена губернатором на ряд других городов. В сочетании с реальной безальтернативностью выборов, результат закономерен. Хотя явка в 35 процентов ясно показывает: большинство населения не верит ни красным, ни белым, ни спасителям, ни Иудам. Это оставляет слишком много острых политических вопросов на самом деле открытыми.
Самый, пожалуй, значимый вывод из всей этой истории таков: федеральное руководство политических партий со всеми своими лозунгами, приказами и надуванием щек, не имеет, на самом деле реального влияния на поведение своих лидеров и актива в регионах. Иначе не столкнулись бы на выборах в Златоусте команды «единороссов» Петра Сумина и Михаила Юревича. Иначе эсер Валерий Гартунг вспомнил бы хоть на минуту свои обещания Сергею Миронову «показать кузькину мать» «Единой России» на местных выборах. Иначе коммунисты не устранились бы от участия в выборах столь демонстративно (что скажет на сей раз Зюганов?). Все решали СОБСТВЕННЫЕ проблемы, предоставив Центру надувать щеки или сокрушаться.
И второе. «Единая Россия» (а реально – местные администрации), как следует не только из результатов златоустовских, но и московских и прочих выборов 11 октября, проигнорировала робкие указания президента Д.Медведева о необходимости быть лояльней к оппонентам и «пускать» их во власть. Не пустили. Причем в Москве тех же эсеров «прокатили» просто показательно: ни одного места в Мосгордуме, предпоследнее место! Это очевидный знак и он может свидетельствовать о вещах глобальных – усиливающемся противостоянии на «самом верху»: В.Путин показывает «кто в доме хозяин». Если это так, то пока «они не договорятся» систему будет сильно трясти – и многие, ныне известные и влиятельные, из нее обязательно выпадут. Менее всего это, впрочем, относится к челябинскому губернатору: он свои позиции 11 октября укрепил, доказав, что «ручник» пока безотказен. Остальное сейчас не важно – не на «Порше», чай, катаемся, чтоб «автоматика» работала.

Комментарии 0
    Новости по теме Колонка обозревателя