Челябинские «страницы» в освоении Антарктиды

Фото Челябинские «страницы» в освоении Антарктиды
Фото: Музей ЧТЗ

В этом году исполняется 205 лет, как произошло открытие Антарктиды. В связи с этим на экскурсиях, которые проводятся в челябинском музее ЧТЗ, на этот факт обращается особое внимание посетителей. Для этого есть важный повод.

«Дело в том, что к освоению Антарктиды челябинское предприятие имеет непосредственное отношение», - говорит директор музея Надежда Дида.

В начале 1956 года первая советская экспедиция прибыла на Южный континент. На бортах дизель-электроходов «Обь» и «Лена» находились тракторы марки ЧТЗ мощностью 80 лошадиных сил.

Готовясь к первой экспедиции в Антарктиду, советские полярники не случайно выбрали челябинские трактора. «С-80» проходили испытания холодом и льдом на севере Советского Союза и в этом показали хорошие результаты.

В Антарктиде тракторами разгружали корабли, на них полярники передвигались вглубь континента, строили первые станции «Мирный», «Пионерскую», «Восток-1», «Комсомольскую».

Именно челябинские трактора использовали для похода вглубь континента. На станции «Мирный» полярники составили поезд из двух тракторов и шести саней. На санях находились домики для полярников и научное оборудование.

Первый внутриконтинентальный поход советских полярников получился протяженностью почти 380 километров, он продолжался более месяца.

Проходил он в тяжелых условиях: морозы на ледовом континенте стояли 50-60 градусов, сопровождались они сильными ветрами, путь пересекали трещины во льдах.

В таких условиях в день удавалось преодолеть всего по нескольку километров. К тому же из-за разряженного воздуха техника глохла.

Несмотря ни на что, челябинские трактора свою миссию выполнили без существенных поломок, отработав по две тысячи часов.

В 380 километрах от поселка «Мирный» на высоте 2700 метров над уровнем моря была построена станция «Пионерская», рядом были сделаны взлетно-посадочные полосы для самолетов.

Важно вспомнить и про обратную связь полярников со специалистами челябинского завода. Вернувшись из экспедиции, они поделились своими наблюдениями с заводскими конструкторами - какие улучшения стоит внести в конструкцию тракторов.

Приходилось инженерам и конструкторам завода доделывать технику под неизвестные ранее условия Антарктиды.

Оказалось, что в Антарктиде особый лед – рыхлый, и под ним челябинские тракторы проваливались. В Челябинск на завод приехали полярники и подробно выложили все свои замечания. На заводе узнали из «первых рук», что тракторы отработали без существенных сбоев и были переданы следующей экспедиции в хорошем рабочем состоянии. Однако, отметили полярники, хорошо было бы приспособить машины к более суровому антарктическому климату.

На заводе внимательно отнеслись к просьбам полярников. Чтобы тракторы в высокогорных условиях не «задыхались», главный конструктор И. Я. Трашутин предложил применить турбокомпрессор для принудительной подачи воздуха в полости цилиндров. Утеплили кабину. Увеличили и ширину гусениц до одного метра. Новые машины стали уже 100-сильными и пошли с конвейера с литерой «А» – антарктический вариант.

Заводской художник Борис Гриневич разработал эмблему для антарктических машин – пингвинов, этот рисунок запечатлели на кабинах. По просьбе полярников тракторы покрасили в оранжевый цвет и сделали надпись: «Отважным исследователям Антарктиды – челябинские тракторостроители».

Таким образом, в состав транспортного отряда второй советской экспедиции входили четыре челябинских трактора. За их рычагами полярники занимались переброской грузов, подготовкой взлетно-посадочных полос для самолетов и многим другим.

Всего с главного конвейера ЧТЗ вышли утепленные челябинские трактора с литерой «А», что означало «арктический вариант». Они и отправились во вторую советскую экспедицию в 1957 году.

«205 лет назад русские исследователи Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев нанесли очертания Антарктиды на карту, – говорит Надежда Дида. – А в следующем году исполняется 70 лет как трактора ЧТЗ «высадились» на этот далекий ледяной материк. Так что «Антарктические» экскурсии по музею ЧТЗ только начинаются».

Комментарии 0
    Новости по теме ЧТЗ