Яндекс.Метрика
  • Интервью

Революционер духа не поет по баням

Фото Революционер духа не поет по баням

Люди жаждут возрождения: чтобы у каждого был выбор, все были равны перед законом, и не важно, есть у человека мигалка или нет. Юрий Шевчук во всех городах перед концертами проводит пресс-конференции.

Он с уважением относится к прессе и считает общение с нею обязательной частью своей профессии. Ему самому интересно общение с молодежью, а на встречи с ним приходят в основном именно молодые журналисты. И он по-отечески в сотый или даже тысячный раз отвечает на одни и те же вопросы - не повышая голоса и не выказывая раздражения неосведомленностью представителей пера и диктофона...

Пресс-конференция с ним состоялась сразу после экскурсии "ДДТ" по промплощадке комбината, на которую группа приехала в полном составе. Правда, до последнего момента присутствие самого Шевчука на ММК оставалось под вопросом - он не раз бывал в Магнитке и, конечно же, на комбинате. Но и в этот раз он пожертвовал парой часов сна ради удовольствия полюбоваться красотой огненной профессии. Доменный цех, машина непрерывного литья заготовок, стан "5000" - лидер "ДДТ" с нескрываемым интересом любовался рабочим процессом, внимательно слушал и задавал уточняющие вопросы, с удовольствием общался с рабочими и раздавал автографы. Так что пресс-конференция началась с опозданием на час. С этого, собственно, Шевчук и начал беседу.

О комбинате

- Простите за опоздание, но у нас есть уважительная причина: побывали на вашем легендарном предприятии. Смотрели, как плавится сталь, как работают мужики. Людей творческих это все, конечно, завораживает, и труд сталеваров, прокатчиков вызывает огромное уважение. Когда видишь воочию такое (взмахивает кулаком. - Прим. авт.) реальное производство, буквально физически ощущаешь его мощь, чувствуешь настоящую жизнь, тогда становится понятным, что это и есть настоящий корень, стержень всего сущего. А культура - это, говоря образно, такой тонкий-тонкий слой масла - в применении к творчеству нашей группы, нефильтрованного - на толстом ломте ароматного черного хлеба. Это мощно, красиво, замечательно и достойно.

О новой команде и альбоме "Иначе"

- Последний раз приезжал к вам в 1999 году. Это был совершенно другой век и другая группа, играющая другую музыку. За это время мы отчаянно помолодели - не только возрастом, но и музыкой.

Я писал новый альбом "Иначе" в своей любимой деревне. Работал над ним долго. Размышлял, слушал современную музыку, сопоставлял. Это новое звучание "ДДТ", такой актуальный саунд, а не классический русский рок, который, разумеется, прекрасен, но уже архаичен. Честно говоря, вообще отношусь неоднозначно к понятию стиля - точнее, к тому, что путают с этим понятием. Поет группа одну и ту же музыку, повторяя саму себя тысячу раз. И вот она всю жизнь копает свой карьер -уже и уголь закончился, а она все долбит, долбит… И называют это своим творческим стилем, боясь признаться, что это давно превратили музыку в штамп. А я этого не боюсь - и решил уйти от собственных штампов, чтобы не стыдно было потом смотреть себе в глаза. Потому у нас сменился состав и музыка.

Старые музыканты - замечательные профессионалы, играют каждый в своем стиле, но для звучания, которое нужно мне, пришла молодежь, живущая в сегодняшнем мире и олицетворяющая современность. Мне интересна современность. Хотя все  это неоднозначно. Вот мода - барышни об этом прекрасно знают - не успел толком привыкнуть к одной тенденции, а тренд уже другой. Современность же -  нечто более художественное. Для меня - это болевые точки, главные вопросы жизни, ответы на них. И, конечно - поиск этих ответов. Наш герой - это ищущий, мечущийся человек двадцати с небольшим лет. Для него важно иметь свою точку зрения, самому вершить собственную судьбу, выбирать путь, а не становиться придатком рекламы -  политической, социальной или продуктовой.

Мы, конечно, не конфликтуем с колбасой, но становиться ее рабом никому не желаем. Поэтому программа получилась серьезной... К сожалению, в последнее время людей приучили ходить в театр и на концерты исключительно за развлечением. Мы решили восстановить баланс. В конце концов, рок-н-ролл в России - это всегда еще и то, над чем серьезно размышляют. Так вот хочется, чтобы на наш концерт человек приходил за сопереживанием, которое собственно и есть сердце любого искусства. Да, тяжело смотреть и слушать. Да, когда проходишь этот путь с артистом, тебя "ломает" - можно обрыдаться над сюжетом и философией. Но когда осознаешь и постигнешь смысл, наступает катарсис, истинный позитив, не попсово-пластмассовый, а настоящий, духовный. У нас человек в последнее время рисуется исключительно как животное, обладающее ногами и тем, что между ними. Душа, мозг, сердце - это все вырезано и цензурировано. А "ДДТ" напоминает, что все это у нас есть. Короче говоря, требует сопереживаний - все. (Ударяет кулаком по столу и смеется. - Прим. авт.)

Об этническом звучании

- Мир меняется. Он глобализируется, национальные культуры практически стираются. И потому важно отстоять свои истоки. Даже если вспомнить группу "Роллинг стоунз": основа их творчества - это фольклор ирландской народности Великобритании. Просто она подана без натуралистического антуража, как народная песня у Нади Бабкиной, и талантливо вплетена в современное рок-звучание. Наша бэк-вокалистка Алена Романова получила образование по классу народного вокала. И, несмотря на свой более чем современный вид, она до сих ездит по бабкам, пьет с ними самогон (Смеется), записывает песни прошлого и позапрошлого веков - и это важно.

В идеале надо жить, как японцы: суперсовременные технологии, внедренные повсеместно, и в то же время - трепетное отношение к традиции. Взять хотя бы культуру самураев, их философию, религию и так далее. Мы взрощены на русской культуре, и потому пародировать британский или американский рок считаю глупым… Конечно, понятно, что, например, русский балет, считающийся идеалом во всем мире, был придуман не в Рязани - что-то пришло из Италии, Франции. Но Россия - удивительная страна, умеющая впитывать все, как губка, перерабатывать и выдавать на-гора нечто уникальное - близкое к европейскому, но со всеми нашими степями, горами, тайгой, Сибирью, отчаянным одиночеством и удивительным подъемом духа. Так и рождается настоящая российская культура с европейской основой и отголосками татаро-монгольского нашествия.

О революции и стране

Я за революцию духа. Вообще, в слове "революция" не вижу ничего плохого. Если уж углубляться, то первым революционером считаю изобретателя колеса - человек начал мыслить иначе, чем остальные. Это и есть революция. Просто не надо путать революцию с погромом... Революция - это когда хочется, чтобы все вокруг жили по-человечески в материальном и духовном плане. И человек бьется за достоинство свое и окружающих. В бунте же основа совершенно другая - он зиждется на зависти и желании материальных благ, и это выливается в погромы, убийства, всеобщее падение нравственности. К сожалению, в нашей стране революция чаще превращается в бунт - маргинальная составляющая общества берет вверх и ведет за собой большинство.

Но сегодня ситуация иная: в современном обществе, по крайней мере, среди элиты российской интеллигенции, созрела потребность перемен. Люди жаждут революции духа: чтобы все были равны перед законом, и не важно, есть у человека мигалка или нет. А главное, они требуют, чтобы у каждого был выбор. Это, кстати, свойственно русским исторически, вспомните хотя бы сказку о богатыре и обязательном выборе тропы, по которой нужно идти.

В этой связи мой прогноз - все будет хорошо. Потому что настроение творит молодежь, а она выросла хорошая - непуганая перестройкой и реформами, самостоятельная в мышлении. И этим она лучше, чем мы.

О президенте

- Мне в последнее время часто предлагают баллотироваться в президенты. Отвечаю, как профессор Преображенский в "Собачьем сердце", когда его попросили пожертвовать денег голодающим детям Германии: не хочу. Каждый должен заниматься своим делом. Вот завтра (пресс-конференция проходила накануне концерта "ДДТ". - Прим. авт.) постараемся не облажаться на концерте - и мне это важно.

Мы говорим жестким языком о жестких проблемах, но стараемся, чтобы с концерта люди выходили просветленными, а не мрачными. А что касается президента… Думаю, им должен быть человек, который знает Россию всякую - к примеру, это мог быть Михаил Ходорковский. В конце концов - он страстотерпец. Разумеется, он совершил много злого, как и все наши неокапиталисты. И было много минусов в его карьерном росте и продвижении. Но он ответил один за всех. В тюрьме он много передумал, а главное, общался с людьми, а за решеткой народ сидит очень разный. И амплитуда его знания жизни, конечно, огромна - от гималайских вершин до самого дна. Это опыт от Бога. Ну и, к тому же, он великолепный экономист, создавший структуру, которой нет равных до сих пор. России нужен такой президент - знающий страну не понаслышке.

О звании вечного борца

- Это клише. - Я не люблю бороться, просто некоторые моменты меня бесят. И давно устал оспаривать то, что-де, когда в стране станет хорошо, Шевчуку не с чем будет бороться в своих песнях. В моем творчестве много лирики, например. Основная тема песен и стихов - человек, его познание. Кто-то  сказал: есть две тайны в мире - Господь Бог и человек, созданный по образу и подобию его. Так что, познав тайну человека, познаешь тайну сущего. Учась на худграфе, любил писать портреты. Потому что человек - это уникальное создание. Я размышляю в своих песнях о человеке: иногда это "бунтующий человек", как у Альбера Камю, иногда лирический, обливающийся слезами умиления. Но если человек видит несправедливость, мне важно, чтобы он о ней крикнул. Это же было важно для Пушкина, Достоевского. А социальная и гражданская тема - только одна из тем творчества.

О лени и борьбе с ней

Я не борюсь с ленью - ее просто нет. По моему глубокому убеждению, лень - это отсутствие идеи. Когда нет смысла существования - тогда и лень. Найдешь смысл - и это слово отомрет само собой. Моя жизнь - постоянное движение: концерты, творчество, чтение, общение с близкими. Какая уж тут лень? Только грамотно сформулированная цель, к которой движешься, дает стопроцентный стимул к активной жизни, а в ней - лени и жалости к себе нет места.

С возрастом понял, что сама по себе цель - это не все. Ну, вот ты ее достиг, несколько минут наслаждаешься аплодисментами - а дальше что? Пустота. Важно движение к цели, а потом новая цель - и снова движение. Это и есть жизнь. Движение - это прекрасно...

Собственно, на этом официальная часть пресс-конференции закончилась. Но еще с добрый час, раздавая автографы и фотографируясь с желающими, Юрий Шевчук отвечал на какие-то вопросы. А журналисты то и дело доставали диктофоны, телеоператоры вновь настраивали свои камеры. Общение продолжалось, хотя рядом нетерпеливо перетаптывались организаторы гастролей "ДДТ", пытаясь наконец-то увести своего подопечного и дать ему отдохнуть. Сам же он, казалось, никуда не спешил.

- Если бы была возможность встретиться с самим собой, что бы сказали себе, 20-летнему юноше?

- Сказал себе: не пей. Еще сказал бы: побольше работай, читай хорошую поэзию и вообще, не трать время по пустякам. Загружай голову и сердце, потому что времени не так уж много, как  кажется.

- Вас приглашают на корпоративы?

- Приглашают, и очень часто. На корпоративах удобно зарабатывать, потому что выступление проходит минут 40, никто не требует звучания, спецэффектов, специальной аппаратуры, а платят огромные деньги. К примеру, мой коллега Гарик Сукачев получает за одно такое выступление 70 тысяч евро - мне для того, чтобы заработать такие деньги, нужно проехать минимум 20 городов. Потому что шоу "ДДТ" стоит миллион шестьсот тысяч, из которых миллион двести-миллион триста уходят на аренду зала и оборудования, зарплату и иные расходы - это честно.

Недавно приглашали на свадьбу дочери Нурсултана Назарбаева - просили спеть всего одну песню "Осень", предложив за это, если не ошибаюсь, 150 тысяч долларов и новую "Вольво". Иногда люди, не знающие моих принципов, звонят - в среднем предлагают сотню тысяч за получасовое выступление. Это просто колоссальные деньги, безумие какое-то…

- Ну так и ездили бы - это ведь тоже полноценная работа!

- Нет - это искушение. От дьявола это. Да и мне, честно говоря, пол менять уже поздно (Смеется). Рады видеть всех на наших концертах, но по баням мы не поем. Могу на дне рождения друга вскочить на сцену, схватить гитару и спеть что-нибудь - но только для друзей и только бесплатно. Деньги зарабатываем на больших концертах.

- Что, кроме философии, хорошей литературы и творчества, доставляет вам удовольствие?

- Меня прет от материального труда. Не нечто эфемерное, непонятное, а именно материальное, что можно пощупать. Вот сегодня был на комбинате - и меня от этого труда прет: идет волшебство, рождающее настоящую жизнь, и всем этим правят брутальные мужики - настоящие работяги. Это мощно - до мурашек. Я сам работал в бригаде: на Колыме, был докером, пожарным, слесарем, столяром - кем только не поработал.

- Не жалеете о том времени как о потерянных для творчества годах?

- Ни в коем случае - все это опыт. Я и музыку пишу исключительно материальную, могучую. Наверное, потому и к рабочему классу теперь испытываю трепетное отношение - воспитали годы труда.

Комментарии 0
    Новости по теме Магнитогорск