Что делать, если на вашей карте «задвоилось»

Фото Что делать, если на вашей карте «задвоилось»

Пропажа денег с банковской карты отнюдь не всегда становится результатом действий мошенников. Иногда клиент может недосчитаться своих средств из-за двойного списания при совершении одной операции. Пополнения счета на недостающую сумму можно ждать до полугода.

Представители банков рассказывают о трех основных причинах двойного списания по картам. Первая заключается в сбое процессинга банка-эквайера, который может дважды направить на обработку в платежные системы один и тот же файл. Вторая причина — это сбой програмного обеспечения терминала в рамках платежной системы, если она дважды обработала один и тот же файл. Это может быть вызвано сбоями в процессинговой системе или действиями сотрудников.

Но чаще всего в двойном списании виноват персонал организации, в которой осуществлялась оплата. Дело в том, что при оплате товаров или услуг картой с терминала магазина в банк поступает запрос авторизации. Банк дает разрешение на проведение операции и блокирует на карточном счете сумму покупки. «Если же всё чётко работает, люди выполняют инструкции, то возникновение таких ситуаций маловероятно» - разъяснил начальник отдела развития карточных продуктов Челиндбанка Александр Бреславский.

Случайное двойное списание самим клиентом практически невозможно. Терминалы абсолютное большинство банков, занимающихся торговым эквайрингом, имеют настройки, не позволяющие в течение короткого промежутка времени (30 -60 минут) произвести две оплаты по одной и той же карте на одну сумму, что защищает о подобных случаев.

Банк может самостоятельно обнаружить «двойное списание» со счета своего клиента, когда совпадет абсолютно все, вплоть до кода авторизации.

Например, масштабные сбои процессингов отслеживаются и устраняются на межбанковсом уровне, клиенту при этом не нужно совершать никаких действий.А в случае, когда по вине сотрудника торговой точки дважды прошел запрос на проведение оплаты, сумма операции может быть списана только один раз, а второй раз будет просто заблокирована или «захолдирована». До истечения срока банк может разблокировать эту сумму, если обе операции полностью идентичны. Если же нет, то клиенту стоит обратиться с просьбой о разблокировке ошибочно зарезервированных средств. Причем представители кредитных организаций уверяют, что иногда бывает достаточно позвонить в банк или отсканировать свое заявление и отправить по электронной почте. Это на случай, если клиент находится за пределами страны и не имеет возможности лично явиться в банк.

Если кредитная организация не распознала «задвоения», то она списывает заблокированную сумму. Тогда специалисты советуют обращаться в свой банк и оформлять претензию. «В данной ситуации разбор может затянуться, поэтому банк старается делать все оперативно» - объяснили в Челиндбанке.

Сроки возврата ошибочно списанных средств могут разниться и зависят от типа операций. «Заявление рассматривается примерно полтора месяца. Срок обусловлен правилами международных платежных систем. Но если ситуация прозрачна и Банк уверен в результате, то деньги возвращаем сразу же. Кроме того, в случае вины банка начисленные проценты также вернутся владельцу» - заверяют в банке ВТБ-24. Челиндбанк тоже возвращает клиентам начисленные проценты в случае выявления вины Банка и оплаты в счет кредитного лимита.

«По статистике, двойное списание происходит гораздо реже, чем ситуация, когда транзакция не приходит из торговой точки. И в этом случае товар клиенту выдаётся, а сумма с карты не списывается. У нас несколько сотен таких случаев. А двойных списаний - единицы. Причины несписания средств те же самые, что и двойного списания - ошибки программного обеспечения, неквалифицированность персонала, сбои терминалов. Только в этом случае средствами платёжной системы ситуация регулируется чаще всего в пользу клиента - держателя карты. И чаще всего в пользу магазина (перечислении ему недобранной суммы) делается в результате доброй воли Банка - эмитента и клиента - держателя карты» - рассказал начальник отдела развития карточных продуктов Челиндбанка Александр Бреславский.
Хорошим подспорьем в борьбе с подобными ошибками может послужить SMS-оповещение обо всех операциях по «карточке».

Если вы с помощью SMS узнали о двойном или тройном списании средств за один и тот же ужин в ресторане, за одну и ту же пару обуви, напишите несогласие с операцией непосредственно в торговой точке и постарайтесь добиться подписи ответственного лица (администратора). Кроме того, позвоните в «свой» банк и сообщите о произошедшем. Может случиться, что никаких дополнительных действий с вашей стороны не потребуется.

В случае возникновения спорной операции необходимо обратиться в банк и написать заявление о спорной операции в любом отделении банка либо через Интернетбанк. Если совершены мошеннических действий в отношении карты, необходимо заблокировать карту, как скомпрометированную, а затем перевыпустить ее. С момента блокировки карты ответственность за совершение действий по карте ложится на банк, и он, в свою очередь, начинает расследование данной ситуации. Также предлагается написать в произвольной форме, что конкретно произошло, подробно изложив ситуацию.

При использовании смс-оповещения можно немедленно получать необходимую информацию и контролировать корректность списаний и минимизировать убытки, блокировав карту в случае, если что-то пойдет не так. Например, Челиндбанк с помощью смс-сообщений информирует об операциях по картам, поступлении денежных средств на карту, просмотре баланса, снятии по карте, попытках воспользоваться.

Банк ВТБ-24 высылает смс-уведомления своим клиентам сразу на несколько телефонных номеров, а также на e-mail. смс - или e-mail-уведомление отправляется клиенту сразу после проведения транзакции по пластиковой карте, срок доставки зависит также и от сотового оператора и составляет от 20 секунд. Кроме того, клиент может самостоятельно выбрать события (транзакция, изменение баланса карт-счета и другие), по которым отправляется уведомление

Также для защиты от «двойного списания» и действий мошенников можно установить суточные лимиты на операции с картой с учетом индивидуальных трат. Это позволит установить минимально допустимый лимит «на каждый день» и увеличить его в случае, если вы планируете крупную операцию по карте. В этом случае Челиндбанк предлагает лимиты на наличные отдельно и общей суммой операций. Можно использовать дневные, недельные, месячные лимиты. А в ВТБ-24 можно менять данные лимиты неограниченное количество раз без каких-либо дополнительных комиссий.

Также полезно контролировать все совершенные операции. Для этого необходимо регулярно проверять все действия по карте, получая выписку в Банке, по электронной почте или используя систему «Интернет-банк».

«Мы предоставляем эту возможность, а также возможность оплаты коммунальных услуг через интернет-банк бесплатно. Надо только подойти, заключить договор, получить пароль» - рассказали в Челиндбанке. В банке ВТБ-24 e-mail уведомление также можно оформить бесплатно.

Используя простые правила безопасности при работе с картой, можно оградить себя от ошибок и обмана.

«Самые надёжные меры – пользоваться чиповой картой с ПИН-кодом и быть поаккуратнее в использовании. Не давать карту никому в руки, обращать внимание на окружающих при использовании карты. Брать наличные в одних и тех же банкоматах, желательно в отделениях банка» - советуют в Челиндбанке.

«Частым нарушением правил пользования картой является хранение пин-кода вместе с картой, при расчете картой за рубежом важно иметь возможность контролировать свой карточный счет он-лайн (уведомления об операциях) для исключения возможности мошеннических действий со стороны персонала» - рекомендуют в банке ВТБ-24.

Кроме того, Банк ВТБ24 предлагает страховую программу «Защита карты», которая защищает средства от мошеннических действий и преступных посягательств при снятии наличных

Пластиковые карты становятся сегодня все более популярными средствами хранения наличных. Стоит только вспомнить, что при краже наличных денег, с ними можно распрощаться навсегда, при потере карты есть большая доля вероятности, что деньги останутся целыми.А если вспомнить, что практически все коммунальные платежи в ОАО «Челиндбанк» сегодня можно сделать, используя свой карточный счёт, то удобство несомненно.

Кроме того, носить с собой пластиковую карту значительно безопаснее, чем наличные. «Пластиковая карта – это индивидуальный электронный кошелек. Отправляясь в магазин за крупными покупками Вы иногда точно не знаете какая сумма потребуется, с картой не нужно рисковать носить с собой большие средства наличными. С пластиковой картой Вам не понадобиться мелочь, забудьте фразу кассира «А мельче у Вас нет?» и недовольство очереди за Вами. Проблемы мелочи и сдачи не существует, когда Вы платите картой» - считает начальник отдела продаж розничных продуктов ВТБ24 Михаил Уханов.

Комментарии 0
    Новости по теме ВТБ24