Открытое письмо Президенту РФ Дмитрию Медведеву по поводу отмены выборов в Челябинске
Копии:
Заместителю Генерального прокурора РФ по УрФО Золотову Ю.М.,
Прокурору Челябинской области
Войтовичу А.П..
ОСТАНОВИМ ЛИКВИДАЦИЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКЕ!
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Обращаемся к Вам с просьбой остановить антидемократические тенденции и фактическую ликвидацию местного самоуправления в столице Челябинской области. Местные и региональные власти инициировали отмену прямых выборов главы миллионного Челябинска и намерены спешно, без сколько-нибудь серьезных обоснований, в нарушение Устава города и положений федерального законодательства, принять нужные им поправки к Уставу на заседании городской Думы 11 мая 2010 года и ввести их в действие уже при нынешнем составе депутатского корпуса, что называется, «под себя». Подобный правовой нигилизм чиновников и депутатов, их пренебрежение конституционными правами челябинцев подрывают легитимность власти и вызывают законное возмущение горожан. Выбирая в прошлом году 37 депутатов городской Думы, мы не наделяли их правом избирать от нашего имени главу города!
У нашей гражданской позиции есть четкие правовые основания.
22 апреля 2010 года вступил в должность новый губернатор Челябинской области Михаил Юревич, до того являвшийся главой города Челябинска.
В соответствии с действующим законодательством (ч. 8 ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), в связи с досрочным прекращением полномочий М.Юревича выборы главы города Челябинска должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев, то есть в единый день голосования 10 октября 2010 года.
Однако депутаты челябинской городской Думы выступили с инициативой оперативно внести в Устав города Челябинска изменения, предусматривающие отмену прямых выборов мэра и передачу этого права депутатам городской Думы. Также планируется ввести должность наемного главы администрации города («сити-менеджера»), которого будет утверждать специальная комиссия. Проект соответствующего решения челябинской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Челябинска» уже одобрен на организованных властью и прошедших с серьезными нарушениями и нареканиями публичных слушаниях. Окончательно решение по этому вопросу депутаты намерены принять на очередном заседании челябинской городской Думы 11 мая 2010 года.
В других муниципальных образованиях, где уже реализован (либо реализуется в настоящее время – например, в Перми) переход на двухуровневую систему выборов, данные изменения в Устав города вступали в силу только по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение. Это - непререкаемое требование политической этики: не менять «правила игры», законы и уставы «под себя», под действующий состав власти и выборных органов. Видимо, эта норма неведома челябинским депутатам.
В проекте решения челябинской городской Думы «О внесении изменений в Устав города Челябинска» пункт 2.5 гласит: «Настоящее решение вступает в силу в соответствии с действующим законодательством». Однако представители городской, а теперь уже и областной власти, неоднократно заявили, что решение вступит в силу немедленно, досрочные прямые выборы главы Челябинска назначены не будут, а нового главу города изберут действующие депутаты городской Думы сразу после публикации приятых поправок в Устав города.
Между тем, согласно ч. 8 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.
В силу действующей на сегодняшний день редакции ч. 1 ст. 64 Устава города Челябинска изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
Принципиальным является поэтому вопрос: изменяют ли предлагаемые поправки в Устав города Челябинска структуру органов местного самоуправления Челябинска?
Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 15.01.1998 г. № 3-П указал: «… как следует из статьи 131 (часть 1) Конституции Российской Федерации, структура органов местного самоуправления, а значит и их взаимоотношения, определяются населением самостоятельно».
Часть 6 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что в решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:
1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.
Таким образом, под структурой органов местного самоуправления понимается не только определение самих органов, но и порядок взаимоотношений и взаимодействий органов друг с другом, в том числе порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.
Следовательно, предлагаемыми изменениями в Устав города челябинская городская Дума изменяет существующую структуру органов местного самоуправления города Челябинска.
На основании вышеизложенного полагаем, что планируемые челябинской городской Думой изменения в Устав города не могут вступить в силу ранее, чем после истечения срока полномочий Челябинской городской Думы четвертого созыва. Выборы главы города Челябинска должны быть назначены на 10 октября 2010 года.
Хотим особо обратить Ваше внимание на то, что ничем не мотивированная отмена прямых выборов главы города ведет к политизации и фактической ликвидации местного самоуправления, так как реальное право выбора руководителя города (и контроля за ним) переходит от населения к функционерам правящей партии. Таким образом, ликвидируется местное самоуправление как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в соответствии с Конституцией РФ самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных реалий.
Мы уверены, что сегодня с учетом стоящих перед страной масштабных задач модернизации, подобное подавление местного самоуправления и инициативы недопустимо. Поэтому мы намерены отстаивать свою позицию всеми законными методами – в судебных инстанциях всех уровней, а также через СМИ, политические и общественные организации, работу с населением.
При этом мы убеждены, что нынешнее обострение социальной ситуации в миллионном Челябинске, вызванное инициативами местных властей, создано, как говорится, «на ровном месте». Для спешной отмены прямых выборов главы города нет никаких причин и оснований, кроме клановых интересов и нежелания отдельных представителей городской власти отстаивать свои позиции и программы, а также отвечать за результаты своей деятельности -непосредственно перед избирателями. Надуманные ссылки чиновников на «экономию средств» и «политический форс-мажор» не могут оправдать лишение горожан важнейшего гражданского и политического права избирать главу городской исполнительной власти.
Более того, региональные чиновники не скрывают конъюнктурную подоплеку своей инициативы, заявляя, что в дальнейшем Челябинск может вернуться к прямым выборам мэра. В данном случае изменение системы выборов – не стратегическое просчитанное решение городских властей, опирающееся на положительную практику реализации 131 закона (если таковая ими изучена), а сиюминутная политическая игра по принципу «как сейчас хочу, так Устав и ворочу».
Полагаем, что такое обращение с правовыми актами недопустимо. Структура муниципальной власти, порядок избрания главы города – это не игрушки, которыми чиновники балуются по своей прихоти. Выборы главы Челябинска можно и нужно провести в срок, оговоренный законом, в соответствии с действующим Уставом города.
Очень надеемся на Ваше внимание к этому важному вопросу, на четкую правовую и политическую оценку ситуации, сложившейся в Челябинске, как гаранта гражданских прав и политических свобод, дарованных всем нам Конституцией РФ.
С уважением, члены Совета челябинского общественного движения «Комитет в защиту выборов»:
Белоусова Е.В., председатель Совета регионального общественного движения «Совместное действие»
Блинов Е., А., председатель молодежного движения «Студенты за образование»
Гундарева И.В., корреспондент «Фонда защиты гласности» по УрФО
Жилин В.В., инженер компании «Краснодеревщик»
Иванова Г.Н., директор информационного агентства «Урал-пресс-информ»
Карпенко Н.П., обозреватель челябинского областного радио «Южный Урал»
Кобжасарова Ф.Г., председатель Совета челябинского женского башкирского движения «Фатиха»
Мельников А.А., независимый журналист
Подопригора А.В., политолог, кандидат политических наук
Помыкалов В.В., профессор, директор института экономических исследований и бизнес-образования РОБИС
Приходкина В.Ю., председатель попечительского совета Фонда поддержки гражданских свобод "Правовая миссия"
Табалов А.В., член федерального политсовета Объединенного демократического движения "Солидарность"
-
Якушев назначен врио секретаря Генсовета «Единой России», сменив на этом посту Турчака16 июня 2024, 08:55
-
Медведев провел в Челябинске заседание рабочей группы Военно-промышленной комиссии РФ19 мая 2023, 00:46
-
«Единая Россия»: Темпы социальной догазификации сохранятся13 января 2023, 12:58
-
«Единая Россия» совместно с Минпросвещения провели первый Всероссийский форум «Школа Героя»12 декабря 2022, 12:17
-
Дмитрий Медведев заявил об отсутствии ограничений для введения смертной казни: всё будет зависеть от ситуации25 марта 2022, 13:27