Яндекс.Метрика

Сергей Зюсь: Озерск на пороге стратегии: тенденции развития

Фото Сергей Зюсь: Озерск на пороге стратегии: тенденции развития

В своем недавнем выступлении о задачах, стоящих перед органами местного самоуправления, глава округа Александр Калинин первым пунктом упомянул разработку и утверждение долгосрочной стратегии развития Озерского городского округа. О том, почему власть считает эту работу приоритетной и как сейчас обстоят дела, рассказывает руководитель пресс-службы органов местного самоуправления Озерска  Сергей Зюсь.

Так получилось, что начало работы над основополагающим для развития Озерска документом совпало с пересмотром Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2020 года, которую инициировал исполняющий обязанности губернатора Борис Дубровский. Это не случайно. И в том, и другом случае документы были разработаны и приняты, однако их соответствие нынешним экономическим реалиям находится под большим сомнением. По справедливому замечанию политолога Александра Подопригоры, «к стратегиям более нельзя подходить так, как прежде: написали увесистый «кирпич» (чем тяжелее – тем лучше: никто читать не станет), поставили «галочку» в отчет и положили творение в стол». Документ должен быть рабочим, стать руководством к понятным решительным действиям с четким результатом в конце.

Для Озерска стратегия важна еще и тем, что мы, равно как и другие ЗАТО, оказались близки к «точке невозврата», когда качество жизни людей падает, закрытые города рискуют окончательно сравняться с остальными муниципалитетами, а по некоторым направлениям и вовсе безнадежно отстать в развитии. И тогда преимущества жизни в рамках охраняемой территории исчезнут окончательно. Предотвратить этот процесс – слишком сложная задача для одной только муниципальной власти, сильно ограниченной в полномочиях и ресурсах. Отсюда вытекает еще одно следствие - документ должен соответствовать федеральной политике в отношении ЗАТО, стратегии развития региона, а также ситуации, в которой живет и развивается градообразующее предприятие – ФГУП «ПО «Маяк» госкорпорации «Росатом».

Понимая всю сложность и значимость процесса разработки стратегии, было принято решение провести предварительные исследования, которые для органов местного самоуправления подготовили специалисты Научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономикиУрО РАН. Речь идет о необходимости с помощью научного инструментария зафиксировать тенденции, которые сложились в Озерске в период с 2005 по 2013 год,  систематизировать исходные данные для определения основных направлений стратегии развития. Был проведен также SWOT-анализ территории, то есть динамика социально-экономического развития нашла отражение в анализе сильных и слабых сторон муниципалитета, его благоприятных возможностей и угроз.

Буквально на прошлой неделе ученые представили результаты своей работы. Следует оговориться – некоторые выводы, сделанные специалистами, вполне очевидны для тех, кто следит за социально-экономическим развитием муниципалитета. Но отдельные результаты интересны и новы, особенно в сравнении с общерегиональной динамикой и результатами развития других городов. Можно коротко остановиться на наиболее важных аспектах.

В промышленной динамике с 2008 года наблюдается одновременно значительный рост объемов реализации продукции основных производств и в тоже время снижение объемов реализации в отраслях производственной инфраструктуры – производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. С одной стороны, это говорит о наличии серьезных инфраструктурных резервов для развития, с другой – об удорожании стоимости продукции. Динамика сальдированного финансового результата и динамика инвестиций в экономике Озерска значительно выше, чем в среднем по Челябинской области. Понятно, что подобный результат определяется деятельностью «ФГУП «ПО «Маяк». Интересно также, что кризис 2008-2010 годов почти не отразился на производственной сфере.

Другой вывод экспертов касается занятости населения. В Озерске наблюдается демографическая тенденция к снижению численности населения (от 102,2% в 2005г. до 92,3% в 2012) при одновременном росте занятого населения. Таким образом, налицо «ножницы», разнонаправленная динамика общей численности, которая рано или поздно скажется и на промышленном развитии округа. Из-за проблемы ограниченности трудовых ресурсов появляются сложности для привлечения в округ дополнительных инвестиций, что существенно влияет на возможность дальнейшего экономического роста. Кроме того, возрастают требования к эффективности использования трудовых ресурсов ЗАТО.

Один из главных результатов экономического роста – увеличение заработной платы на градообразующем предприятии – во многом нивелируется на уровне муниципалитета в целом. Тем не менее, уровень средней заработной платы в Озерске выше среднеобластных значений. Но и этот отрыв в последние годы сокращается.

Еще один вывод экспертов: развитие городской социальной сферы Озерска не соответствует уровню промышленного роста последних лет. Наблюдается лишь сравнительно невысокая положительная динамика социальных показателей. Рост розничного товарооборота и объема платных услуг населению отстает от роста заработной платы. Фактически это говорит о том, что имеет место неудовлетворенный платежеспособный спрос и вывоз денежных средств населения из округа. Вывод очевиден – для привлекательности и комфортности социума Озерска как закрытой территории текущего состояния социальной сферы недостаточно. Необходимо развитие рыночной среды, столь важной для благополучия социума в ЗАТО, конкурентных рынков: товаров, услуг и особенно жилья.

Рост доходов бюджета в округе также замедляется. По этому уровню Озерск является одним из худших в регионе. И это при том, что динамика собственных доходов бюджета лучше, чем в большинстве других городских округов области. В чем же дело? В том, что основная масса прирастающих налоговых сборов (прежде всего, налог на прибыль) уходит в областной бюджет, никак не влияя на рост субсидий и субвенций, поступающих в бюджет Озерска. Наиболее резкое сокращение отмечается в период с 2010 года. Фактически, инфраструктура и социальная сфера округа остаются в стороне от того экономического роста и финансового результата, которые дает территория. При этом, кстати, нужно упомянуть, что уровень бюджетной обеспеченности в Снежинске и Трехгорном существенно выше.

Надо сказать, что ситуация, которую зафиксировали специалисты Института экономики УрО РАН, достаточно непростая, хотя и в общих тенденциях характерная для всех ЗАТО в целом. Необходим целый комплекс мер, и не только экономического, но и государственного властно-политического воздействия. И стратегия округа – тот инструмент, который позволит муниципалитету четко представлять путь и методы решения накопившихся проблем. Поэтому с ее разработкой нельзя тянуть. Хотя и торопиться не стоит, повторюсь, нужен взвешенный, научно-обоснованный документ, в разработке которого должны участвовать градообразующее предприятие, жители города, представители бизнеса, общественные организации и экспертное сообщество.

Главная задача стратегии ЗАТО Озерск, которую сформулировали в конце исследования ученые, звучит так: последовательная, поэтапная интеграция всех отмеченных направлений политики территориального развития и выработка оптимальной компромиссной модели взаимодействия муниципалитета, градообразующего предприятия, регионального правительства и госкорпорации «Росатом» по каждому из направлений. При этом промышленно-инвестиционный рост в ЗАТО найдет адекватное отражение  в социально-экономическом развитии города, а развитие городской среды, в свою очередь, создаст оптимальные условия для дальнейшего развития ФГУП «ПО «Маяк».

В завершении немного о том, как дальше будет организована работа. Разработчик стратегии будет определен с помощью конкурсных процедур в соответствии с 44 федеральным законом. Однако очевидно, что это должна быть серьезная научная организация, обладающая соответствующим опытом и компетенцией. Принимать окончательные решения о направлении развития муниципалитета и утверждать документ призван координационный Совет по разработке стратегии, в который войдут руководство округа и градообразующего предприятия, директора филиалов высших учебных заведений, а также представители ведущих общественных организаций муниципалитета. Помимо этого, продолжит свою деятельность рабочая группа. В нее входят также представители экспертного сообщества, заинтересованная общественность. Задачей группы будет систематизировать и обобщить все поступившие предложения в стратегию, подготовить для координационного Совета анализ целесообразности тех или иных экономических сценариев и конкретных проектов.

С результатами исследования специалистов Научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономикиУрО РАН можно ознакомиться на официальном сайте органов местного самоуправления. Озерчане  также имеют возможность принять участие в открытой дискуссии на тему подготовки стратегии развития округа на страницах «Озерского вестника».

Комментарии 0
    Новости по теме администрация Озерска