Яндекс.Метрика

Сто лет рабочему Василию Гусеву – «подростку из песни»

Фото Сто лет рабочему Василию Гусеву – «подростку из песни»

Современные подростки-челябинцы, участники «Движения первых», сегодня, 12 января, собрались в музее ЧТЗ, чтобы узнать о жизни легендарного рабочего Танкограда, кому бы в январе исполнилось 100 лет, - Василия Гусева.

Южный Урал не без основания считают местом, где ковался ядерный щит страны. Но еще раньше здесь был создан броневой щит державы, за что Челябинск получил в мире второе имя – Танкоград.

«В истории нашей страны есть события, которые не должны быть подвластны старению, с каждым прожитым годом высвечиваясь все ярче, - считает директор музея ЧТЗ Надежда Дида. - Великая Отечественная война и вклад тружеников Танкограда в великую Победу - из их числа».

Василий Васильевич Гусев прожил долгую жизнь, ветерана ЧТЗ не стало, когда ему было 92 года.

Работа молодого рабочего в годы Великой Отечественной войны стала легендой, вошла в историю Челябинска и легендарного тракторного завода – молодой рабочий стал прототипом героя песни «Василий Васильевич». Музыку песни написал композитор Никита Богословский, слова - Борис Ласкин. А в Саду Победы в Челябинске появилась скульптурная композиция юным героям тыла, прототипом для которой стал и Василий Гусев.

В годы Великой Отечественной войны, преодолевая лишения, голод и трудности, комсомольская бригада Василия Гусева давала по три-четыре плана за смену и была награждена Красным Знаменем ЦК ВЛКСМ. А сам Василий Васильевич Гусев (так его уважительно называли на заводе) за самоотверженный труд в 21 год был отмечен Орденом Ленина.

Кто он был такой, Василий Гусев – рабочий из песни? В годы Великой Отечественной его имя гремело на всю Челябинскую область, его бригада много раз становилась победителем в областном соревновании фронтовых комсомольско-молодежных бригад Наркомата танковой промышленности

Песня несомненно делала ее песенного героя человеком популярным.

История песни такова. В октябре сорок второго года творческая бригада по заданию Государственного комитета обороны прибыла на ЧТЗ, чтобы создать свою страницу коллективного портрета страны и запечатлеть один день войны. Так кинохроникеры из Москвы оказались в бригаде Василия Гусева, делавшей коробки передач для танков Т-34. Были здесь и композитор Никита Богословский и поэт Борис Ласкин. А вскоре по Всесоюзному радио прозвучала песня “Василий Васильевич”. Не удивительно, что посмотреть, кто такой Василий Васильевич, приходили со всего завода.

После войны Василий Васильевич Гусева работал в конструкторском бюро, затем после учебы трудился на партийной и советской работе. Два десятилетия был сначала секретарем Тракторозаводского райкома партии, затем – председателем райисполкома. Знают его на ЧТЗ и как заместителя генерального директора завода по быту.

В книге «Летопись челябинского тракторного», как и в живой истории самого завода, имя Василия Гусева имеет свое место. Идут годы, десятилетия, а это место сохраняется за этим человеком. Между тем он не сразу стал челябинцем, оказался на Урале, как и многие работники кировского завода.

Вот как об этом Василий Гусев рассказывал челябинскому литератору Анатолию Белозерцеву:

«30 декабря, перед самым новым 1942 годом из Ленинграда мы, кировцы, прибыли в Челябинск. О нем никто толком ничего не знал. Раньше у нас было такое понятие: все, что за Уралом, это – тайга, Сибирь. Нас встретил мороз в сорок градусов. А мы были одеты почти по-летнему, легко. Нам подали трамвай, привезли к заводоуправлению ЧТЗ. Завели в столовую, накормили горячим обедом, дали по буханке хлеба. А теперь, говорят, так: обогрейтесь и добирайтесь в подвал, который расположен около театра ЧТЗ. Там вас будут разбирать челябинцы для подселения. А тем, которых не пригласят, придется поселиться в подвалах на Седьмом участке».

Сидим в тепле, вши только едят, этого добра было много. Сидим в углу, девчонки наши расположились рядом. Вера Соколова говорит: «Ну вот, спаслись, а что нас ждет, не знаем». Я сижу, балагурю с ними. Гляжу, парнишка ходит такой же, как я. Ходит и смотрит на меня, прислушивается. Потом, гляжу, появилась женщина лет сорока. Слышу, паренек говорит ей: «Давай вон того парня возьмем», – и показывает в мою сторону. Это мама его пришла – Людмила Андреевна Попова, коммунистка, муж ее погиб.

«Давай этого парня пригласим к нам жить. Его почему-то все называют Василь Васильевич». Она подошла ко мне. Я встал. «Как зовут тебя?» Я ответил: «Василий Васильевич». Она слегка улыбнулась: «Василь Васильич, пойдете ко мне жить? Вы моему сыну Пете понравились».

Я говорю: «Только я не один, со мной еще Миша Тимофеев. Мне его отец наказывал: он слабенький, чтобы я за ним присматривал».

«Ну, идемте, все равно будете посменно работать, на одном топчане спать».

…Как-то, узнав от директора музея ЧТЗ Надежды Артемьевны Диды, что Гусев готовится отметить свое девяностолетие, решил позвонить ему, попросить о встрече. Хотя понимал, что в таком возрасте человеку не всегда хочется встречаться…

Все же позвонил, услышав в трубке довольно молодой голос человека сорока-пятидесяти лет, попросил пригласить Василия Васильевича. «Это я, слушаю». Я объяснил. «Ну и что – девяносто, — сказал Василий Васильевич. - Накануне уже были журналисты из заводской газеты и с телевидения, звонили даже из Франции и Израиля, экспозицию должны сделать в заводском музее. Хватит, наверное…». И поблагодарил, что вспомнили.

Я пожелал юбиляру здоровья, сказал, что голос у него очень живой и совсем не старый.

Потом подумал – о чем спросил бы его, если бы встреча состоялась? Что самое важное мог бы сказать человек, являющийся героем трудового фронта самой страшной войны? Вопросов, конечно, было немало, но среди них выделялся этот — в чем мужество было рабочих в годы войны?

Ответ нашел в уже упоминавшейся публикации Анатолия Белозерцева – его заметках о встрече с Василием Гусевым.

«Мужество наших ребят заключалось в том, что 1418 дней и ночей трудились по 12-14 часов. 1418 дней и ночей – без выходных, без праздников и отпусков. 1418 дней и ночей – полуголодные. И 1418 дней и ночей выдавали по три-четыре нормы. Вот что совершали мои сверстники!».

На встрече в музее ЧТЗ ребята из «Движения первых» встретились с ветеранами завода, кто лично помнит Василия Гусева. Также был показан документальный фильм об эвакуации заводов на Урал, снятый в девяностые годы, куда вошел рассказ и Василия Васильевича Гусева, одного из легендарных танкоградцев.

Комментарии 0
    Новости по теме музей ЧТЗ