Яндекс.Метрика
  • Крупным планом

В Челябинске суд поставил точку в конфликте двух федераций каратэ

Фото В Челябинске суд поставил точку в конфликте двух федераций каратэ

В Челябинске 13 мая этого года  произошло беспрецедентное для уральского спорта событие, отголоски которого еще долго будут звучать как в кабинетах спортивных чиновников, так и в детских сердцах. Событие, которое едва не поставило жирный крест на карьере десятков молодых спортсменов. Событие, выведшее их родителей на акции протеста.  И  даже приведшее их в суд, но об этом чуть позже.

 А случилось вот что. 13 мая в Челябинске было запланировано проведение  первенства Уральского федерального округа по каратэ среди юношей и девушек 14-15 лет, юниоров и юниорок 16-17 и 18-20 лет. Эти состязания также являются вторым этапом Спартакиады учащихся России по каратэ. Местом проведения был заявлен легкоатлетический манеж УралГУФК. Организатор – Федерация каратэ Челябинской области.

Состав участников  внушительный – около 300 парней и девушек со всего Урала. Гостей встретили, зарегистрировали, расселили. В манеже застелили татами, принарядили фойе и зал для единоборств. Казалось бы, осталось только дать старт и – вперед. И вот тут-то все и началось

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ

В  день состязаний перед организаторами появился главный судья соревнований Евгений Яблонский из Екатеринбурга. Как полагается, предъявил соответствующие документы, заверенные Федерацией каратэ России, которой напрямую подчинена местная Федерация.  Что в таком случае делают организаторы? Приветливо улыбаются, жмут руки и так далее. Только в случае с Яблонским все получилось иначе.

Ему навстречу выступил фактически главный организатор мероприятия – директор Федерации каратэ Челябинской области Юрий Краснопевцев, второй человек в Федерации после ее президента Абдуллы Раджабова, который накануне соревнований был госпитализирован.

«Ты кто такой? Я тут всю ночь татами раскладывал!» – позже приведет в суде слова Краснопевцева свидетель Яблонский.

­«Надо разобраться, что ты еще за судья! Тут судья я!» – процитирует он же реплику другого главного действующего лица развертывающегося скандала Сергея Бородулина.

Тут-то и проявилась первая нестыковка. Именно Бородулин почему-то числился у организаторов, как главный судья турнира. Как же так? Ведь главный арбитр соревнований такого уровня утверждается в Москве. И назначается не в последний момент. 

А вышло вот как.  По словам  юриста Валентины Казанцевой (она присутствовала на суде, о котором расскажем чуть ниже – ред.), в период подготовки к соревнованиям Федерация каратэ Челябинской области выпустила Положение, по которому главным судьей является Бородулин. На тот момент он не подтвердил своей квалификации (все судьи регулярно должны подтверждать свое реноме), но до 13 мая обещал это сделать.

Однако вскоре становится известным, что Федерация каратэ России не сможет поставить Бородулина главным судьей, так как подтверждения его судейских полномочий как не было, так и нет. А его место займет Яблонский. Президент областной Федерации Раджабов хватается за голову, экстренно собирает Президиум и предлагает принять новое Положение. Но получает от коллег решительный отказ.

Почему? Остается лишь предполагать. Возможно, члены областной Федерации хотели «втихую» протащить «своего» Бородулина. Куда денется Яблонский, когда к соревнованиям все готово, участники приехали, да и согласно первому Положению судьей является Бородулин? А секретарем соревнований – Людмила Мовшева, тоже, кстати, судья Всероссийской категории. А, может, искренне не понимали, к чему приведет такое решение. 

Есть  мнение, что «свой» секретарь, который выстраивает турнирную сетку – кто с кем сойдется в поединках, и «свой» главный судья могли бы существенно поспособствовать победе своих же, челябинских, спортсменов.  Но, подчеркнем, это только на уровне предположений.

«После отказа принять новое Положение Раджабов спешно извещает об этом Москву, и там 29 апреля  уже официально назначают главным судьей Яблонского. Тогда спешно принимается новое Положение с его фамилией.  Документ подписывают Федерация каратэ России, Минспорта Челябинской области и Федерация каратэ УрФО. Осталось пустым только место для подписи от Федерации каратэ Челябинской области, так как буквально накануне, как мы уже писали, ее президент Раджабов  оказался в больнице», – рассказывает Валентина Казанцева.

И вот, законный по всем статьям судья Яблонский появляется в Челябинске, но встречает жесткий протест со стороны областной Федерации. После долгих дебатов местные товарищи предлагают компромисс: главным судьей будет Яблонский, но секретарем все равно останется  Людмила Мовшева. Но это не устраивает нового арбитра, так как в Положении значится другой человек.

«Я не стал никому ничего доказывать – достаточно того, что эту роль мне доверила всероссийская Федерация каратэ, а я со своей стороны и не должен был делать ничего дополнительно. Существует четкий регламент проведения соревнований и назначения судейского состава – и его более чем достаточно», – утверждает Яблонский.

В итоге он заявляет, что уполномочен вообще отменить соревнования. На что получает резонное возражение, что деньги уже вложены, дети приехали, ждут начала. Да и соревнования стоят в календаре – позже сдвигать некуда, график.

И тут в ситуацию вмешивается Андрей Сидоров – президент Федерации каратэ УрФО и депутат Челябинской гордумы, к тому же еще являющийся директором школы карате, находящейся на стадионе «Локомотив». Он предлагает перенести соревнования туда.  Что и происходит. Все приезжие спортсмены и несколько челябинцев  перебираются на «Локомотив» и там проводят свое первенство, а оставшиеся на манеже УралГУФКА челябинцы – свое. И тут, и там – медали, награждения, очередные спортивные звания… И те, и другие абсолютно уверены, что настоящие, легитимные соревнования – именно их.

Но развязка следует незамедлительно. Яблонский докладывает о произошедшем наверх, и из Москвы приходит вердикт: соревнования, прошедшие на манеже УралГУФКа, считать нелегитимными, а все завоеванные там награды –  аннулировать.  

«Теперь ребята могут разве что на память их себе оставить», – такая фраза прозвучала на последовавшей вслед за этим пресс-конференции.

В результате дальше на финальный этап «легальных» соревнований вместо предполагавшихся 12 челябинских каратистов прошли всего лишь 2 человека. Это стало катастрофой для челябинской школы, одной из сильнейших в стране.

Мало того, вскоре Бородулин, Краснопевцев и Мовшева лишаются статуса судей Всероссийской категории с формулировкой «за нарушение этики каратэ, недопустимое поведение, дискредитирующее звание «судьи». Федерация каратэ России лишает Челябинскую федерацию аккредитации. Ее президент Абдулла Раджабов снимает полномочия, а на его место приходит Владимир Филичкин. 

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ

Однако в опальной Челябинской федерации каратэ утверждают, что их вины в произошедшем нет. Мало того, там считают, что конфликт был заранее спланирован извне. А его конечная цель – убрать с лидирующих позиций российского каратэ челябинских спортсменов.

«Мы, наша федерация, больше месяца занимались организацией и подготовкой майского Первенства УрФО. Рассылали приглашения в другие регионы, бронировали гостиницы, обеспечивали присутствие на месте медиков, полиции,  сотрудников МЧС, –  рассказывает  главный тренер сборной Челябинской области по каратэ Владимир Холкин. – Еще 5 апреля в нашем областном Минспорте были подписаны два положения, касающиеся регламента проведения этих состязаний. Естественно, в этих документах черным по белому уже было прописано имя Сергея Бородулина в качестве главного судьи».

По словам главного тренера сборной, конфликт развивался так. 12 мая, накануне состязаний, представители областной Федерации, ничего не подозревая, провели регистрацию участников, жеребьевку и так далее. Работа шла обычным ходом.

«И вдруг на следующий день мы приходим в манеж и наблюдаем такую картину: наши спортсмены стоят, как положено, переодетые, разминаются, а команды Тюмени, ХМАО и других областей стоят «в полной выкладке» и на татами совсем не торопятся. На резонный вопрос, в чем дело, нам ответили, что все равно придется ехать на другую площадку в «Локомотив». Но информация эта прошла на уровне слухов, не более», – продолжает Холкин.

И тут, по его словам, появляются Сидоров, Яблонский и представители других делегаций и показывают новый регламент, датированный 12 мая. То есть, подписанный буквально накануне.

«Никто из нас эту бумагу даже в глаза не видел – как гром среди ясного неба! И самое интересное – там даже не было подписи президента нашей федерации Раджабова, что само по себе нарушение – ведь именно мы непосредственные организаторы!» – заканчивает рассказ Владимир Холкин.

Что было дальше – известно. Представители местной Федерации, по их словам, были уверены, что поступают правильно.

ТАК КТО ЖЕ ПРАВ?

Точки над «и» расставил Советский райсуд. Он рассматривал иск 11 родителей тех детей, которые остались на татами манежа и лишились всех наград. Родители требовали признать соревнования, прошедшие на «Локомотиве» нелегитимными на основании того, что там, как следовало из иска, не было ни врача, ни полиции, ни пожарной безопасности.

Тут-то и выяснились обстоятельства, о которых было изложено выше.

«А именно то, что у Сергея Бородулина, как главного судьи, не было полномочий из Москвы на то, чтобы проводить такие соревнования. И о его замене на Яблонского члены Федерации каратэ Челябинской области знали заранее. Знали, но все равно решили идти до конца. А что касается отсутствия подписи ее президента Раджабова, то все прекрасно знали, что он лежит в больнице и не может ее поставить», – подытожила юрист Валентина Казанцева.

Кроме того, последнее Положение от 29 апреля, делающее легитимным Евгения Яблонского, подписали в Минспорта региона. Подписали – и не предупредили подопечных из региональной федерации каратэ? Вряд ли такое возможно.

 В итоге именно поведение областной федерации и стало причиной разразившегося скандала и поводом для ее закрытия, а трое судей были лишены своих категорий. На момент соревнований Бородулин и Мовшева не подтвердили свои категории.

 Ну а крайними в этих играх взрослых, увы, стали дети.  Суд признал требования истцов необоснованными и оставил результаты соревнований на «Локомотиве» в силе. Там, как оказалось, был и врач, и собственная охрана, да и с пожарной безопасностью все оказалось в порядке.

Федерация каратэ Челябинской области по-прежнему существует, но лишена аккредитации. А чтобы южноуральские спортсмены могли выступать  на российских соревнованиях, в регионе создано Представительство Федерации каратэ России, которое возглавил руководитель ГТРК «Южный Урал» Петр Васильев.

Остается надеяться, что спортивные наставники сделают выводы из этой неспортивной истории и карате как вид спорта не утратит своих позиций в Челябинской области.

Комментарии 0
    Новости по теме каратэ