Челябинцы больше всего тратят денег на продукты питания и коммуналку. Лишь каждый двадцатый житель областного центра может себе позволить откладывать сбережения.
Социологи лаборатория прикладной политологии и социологии Челябинского филиала РАНХиГС выяснили структуру потребительских затрат челябинцев.
Самая большая часть потребительских расходов челябинцев – это траты на продукты питания (37,8%). Чем более низкий уровень материальной обеспеченности имеет респондент, тем большая часть его расходов приходится на покупку продуктов питания.
Оплата коммунальных услуг – вторая по величине в структуре расходов горожан. Далее идёт покупка одежды и обуви, а следом – оплата кредитов и займов. И совсем небольшая часть – то, что удаётся отложить в качестве сбережений.
Структура расходов очень сильно зависит от уровня материальной обеспеченности. Более состоятельные люди больше тратят на покупку одежды и обуви – 24,8%. Кроме того, чем выше уровень материальной обеспеченности, тем боле возможность отложить часть средств на сбережения. Это тоже вполне понятно, поскольку сумма необходимых для горожан сбережений зависит не только от роста цен, но и от уровня доходов и наполняемости бюджета семьи.
Отметим, что в условиях кризиса изменилась стратегия потребительского поведения и на сегодняшний день доминирует сберегательная модель. Центральный Банк Российской Федерации в своём докладе приводит информацию о том, что снижение темпов роста реальной заработной платы привело не только к значительному сокращению потребления, но к изменению его структуры. Россияне стали заметно чаще стали экономить на покупке различных повседневных товаров и услуг, а какая-то часть из них вынуждена экономить и на покупке продуктов. Кроме того, наблюдается высокое социальное расслоение населения которое тоже оказывает негативное влияние на спрос.