Взрывы на Чебаркульском полигоне прекращены, но дрожь осталась. Кто виноват и что делать?

Фото Взрывы на Чебаркульском полигоне прекращены, но дрожь осталась. Кто виноват и что делать?

«С прошлой пятницы все взрывные работы на Чебаркульском полигоне приостановлены», - рассказал агентству «Урал-пресс-информ» начальник пресс-службы ЦВО полковник Ярослав Рощупкин. Он добавил также, что в настоящее время военные не располагают документальным подтверждением причинно-следственной связи между взрывами на Чебаркульском полигоне и содроганиями зданий в Челябинске.

«Почему здания в Челябинске дрожат, а в Чебаркуле нет?» – недоумевает Ярослав Рощупкин и заверяет, что если у них появятся материалы, подтверждающие взаимосвязь утилизации снарядов и дрожи зданий, то они внимательно их рассмотрят.

Напомним, в начале октября 2012 года возобновились жалобы челябинцев на периодическое дрожание их жилища. Пик звонков пришелся на прошедшую неделю, но они не прекратились и после приостановки взрывных работ. Как рассказали агентству в единой дежурно-диспетчерской службе, в понедельник к ним обратились восемь горожан с рассказами о содроганиях их домов. Получается, что дрожание челябинских зданий вызывают не только военные?

Ярослав Рощупкин предположил, что это может быть связано и со взрывами на карьерах области, тем более, что в регионе активно ведутся разработки месторождений.

Однако власти больше склоняются к версии о причастности утилизации снарядов на полигоне. Ситуацию обсудили на рабочем совещании у заместителя полпреда в УрФО Александра Сидорова.

Как рассказали в пресс-службе губернатора области, региональное правительство разработало меры по минимизации последствий взрывов. Предлагается сократить норму уничтожаемых ежедневно боеприпасов и утилизировать их только бездетонационным способом с помощью устройства Р-40 «Разрушитель», разработанного Уральским пиротехническим заводом. При такой методике получается гораздо меньший звуковой и сейсмический эффект. «Сейчас из 350 тонн только 100 тонн уничтожается таким способом», - уточнил вице-губернатор Игорь Мурог.

Ярослав Рощупкин подтвердил, что с помощью «разрушителя» утилизируется около 30% снарядов. Но это позволяет снизить мощность взрывов в случаях уничтожения боеприпасов традиционным способом.

Он подчеркнул, что взрывные работы на полигонах не будут возобновлены до тех пор, пока не будет проведена зачистка местности, дополнительная проверка и обслуживание техники, проведены дополнительные инструктажи и выполнены специальные мероприятия, связанные со взрывами на военном полигоне неподалеку от станции Донгузская (Оренбургская область).

Игорь Мурог призвал жителей Челябинской области помочь разобраться в реальной картине происходящего и сообщать в правительство и городскую администрацию обо всех случаях дрожаний. Это позволит принять объективное решение, уверен вице-губернатор.

Напомним, утилизация боеприпасов проводится на Южном Урале с марта 2010 года. По информации, которой располагает Игорь Мурог, уже уничтожено 68% зарядов, работы планируется закончить в следующем году.

Первые дрожания зданий были отмечены в октябре 2010 года. Эксперты установили, что колебания жилых домов связаны с утилизацией боеприпасов на Чебаркульском полигоне. Основным фактором негативного воздействия на здания и сооружения признаны не сейсмические волны, а сильная звуковая волна. В результаты многомесячных переговоров с минобороны проблему удалось решить, и в этом году жалоб от челябинцев уже не поступало.

В августе 2012 года на чебаркульском полигоне возобновилась утилизация устаревших боеприпасов, но уже с применением Р-40 «Разрушитель». В октябре последствия взрывов вновь начали ощущать жители Чебаркульского района, Миасса и Челябинска. Граждане сообщают о появлении трещин в жилых домах, колебании стен и мебели. Губернатор Михаил Юревич держит ситуацию на контроле.

Комментарии 0
    Новости по теме Игорь Мурог