Яндекс.Метрика

Челябинск, столица Ивана Дулина

Фото Челябинск, столица Ивана Дулина

Челябинску больше не нужны театр «Манекен» и «Уральский диксиленд». Ну и все такое разное, по мелочи. Мэрия Михаила Юревича, несмотря на протесты общественности и абсурдность копеечной экономии, лишает эти культурные символы Челябинска финансирования, обрекая проекты на закрытие. Делается это внятно и показательно, дабы дошло до всех: это – позиция и лицо нынешней городской власти. Эти ребята, похоже, искренне не понимают - зачем тратить пять «лимонов» в год на какой-то театр? Ведь там можно сделать кабак. Это удивительно, но жлобство власти вызвало первый за многие годы спонтанно организованный протест горожан – наряду с ментовским произволом в Снежинске. Пожалуй, наступают новые времена.

1.

Городу нужен не «Манекен», а «Родник». Мэр Юревич любит nightclub «Панта-Рэй»и с ним бессмысленно спорить о джазе. Иван Дулин, герой «Наша Russia» и культовая фигура нашего времени, не станет спонсировать театр танца модерн именно потому, что обожает стриптиз. Вчерашние спекулянты маргарином, а ныне государственные деятели «Нашей Russia» органично превращают Челябинск в «город красных труселей»: они видят его таким.
Вопрос лишь в том – согласны ли МЫ жить в ТАКОМ городе? Добро бы воплощали быдловатые стандарты у себя в Тарасовке, там достаточно человеческого материала, никто не заставляет делать умные лица, а из интеллектуальных развлечений там футбол. А «Манекен» и «Диксиленд» следует оставить Челябинску. Не эта мэрия, в конце концов, их создавала, а городская казна – не карман этих ребят. Хотя они об этом, кажется, не догадываются.
ПРИНЦИПИАЛЬНО: «Манекен» сегодня не просто театр, который чиновники, по недомыслию решили закрыть, сэкономив бабла. Эта история - яркий символ полного непонимания городскими властями того, в чем состоят перспективы руководимого ими города, что открывает ему дверь из металлургического и торгашеского средневековья в ХХ1 век (или закрывает ее навсегда). Что, в конце концов, принесет городу настоящие деньги и успех или накажет его нищетой и медленным умиранием. Эти люди, конечно, совсем по другой части, но ведь речь идет о рынке, в котором они обязаны что-то понимать. Впрочем, работать в рынке и смотреть за базаром – разные профессии и разный жизненный опыт.
В цивилизованном мире давно поняли - главная ценность современного города – это его БРЕНД, его репутация. То, с чем он ассоциируется, чем известен и привлекателен – или отвратен для людей и инвестиций. В город привлекательного бренда мощно устремляются люди, идеи, деньги. Он процветает. Не потому, что тут много заводов, торговых центров или еще чего (это прилагается), а потому, что он генерирует манящий, выигрышный образ жизни и ее качество. Мы живем в информационном обществе, черт подери! – правда, пока лишь в его отстойнике – но чья в том вина?
Нью-Йорк, Петербург, Кольмар, Лондон, Болонья, Вегас, Палермо, Ницца, Рим, Лос-Анджелес, Мюнхен - это давно уже не горда, а образы и культурные мифы, которые отлично продаются. Каждый такой образ, подобно матрице витая над сырым материалом, передает человеческому поселению свою форму и жизненную энергию, осыпает его идеями, талантами, деньгами.
Это то, чего никогда не будет у Карабаша или Нижнего Тагила и сотен таких же, как они. Этого точно не будет – дело ведь никогда не в деньгах! – у Владивостока и Сочи, несмотря на вваливаемые туда миллиарды. Потому что деньги валятся в котлованы и карманы, а не в СМЫСЛ и ОБРАЗ места.
С другой стороны, это то, что может вот-вот состояться в Екатеринбурге. Потому что там построен Храм-на-Крови, жива традиция рок-н-ролла и писательства, обустроена для посещений Ганина Яма – наряду с отелем Hyatt, помпезными полпредством и подворьеми прочими положенными по чину фишками. Несмотря на тесноту, грязь и бездорожье (компост!) здесь сегодня рождается мегаполис с уникальным культурным образом и отчеркнутой этим образом исторической судьбой. И там есть люди, которые понимают это, работают с этим. Для которых это – важно.
Будущее города - не планшеты генпланов – куда какая улица пойдет и где чего построят. Это важно, но вторично. Главное, повторимся – привлекательный Образ Города, в котором хочется остаться и жить, СРЕДА (пусть сегодня это лишь компост) достойной и интересной жизни. Такой город, как губка впитает в себя все лучшее из соседних регионов. Такой город процветет. Те, кто сегодня «сэкономит бабки» на театрах, – рухнут.

2.

Вот тут-то все у нас и обрывается. Большой культурный Бренд Города складывается из малых культурных физиономий, лепящих его своим разнообразием. Ответьте теперь, положа руку на сердце – сколько у нас сегодня таких - узнаваемых ВНЕ Челябинска брендов, которые что-то доброе говорят стороннему человеку?
Только не надо про ЧТЗ, ЧМК и даже «Макфу» – трудно представить себе зомби, для которых именно большой завод может стать привлекательной доминантой города. И тогда мы назовем в числе первых и единственных «Уральский диксиленд», «Ариэль», «Трактор», «Манекен», пластический хирург Пухов…Что еще?
Сергей Климаков, доцент челябинской академии культуры провел уникальное исследование. Он обработал огромный массив инопрессы на предмет того, как на Западе представляют себе Челябинскую область, о чем пишут в связи с ней. Начал с 1980 года. В итоге кропотливой работы с Google News в окончательную выборку попали 434 публикации из 105 ведущих западных СМИ.
И вот что выяснилось. Подавляющее большинство публикаций с упоминанием Челябинска - ну просто ПОЧТИ ВСЕ значимые – связаны с аварией 1957-го года, «ядерным следом». Далее идут – наркотрафик, катастрофа в Аше, «дело Сычева», нищета, заводское средневековье…
«Эти порождающие фобию образы воспроизводятся многократно и очень остро – говорит Климаков. - «Архипелаг Токсичность», «радиоактивный угол России»… Или вот – «Дети играют в реке с советскими атомными отходами» – заголовок статьи в австралийской газете «Сан Геральд» за 31 января 1995 года, «Чернейшее пятно Земли» (газета «Бостон глоб», 21 мая 2001 года) и т.п.»
Сразу вижу местных «патриотов»: «это необъективно, у нас столько хорошего!» А я считаю – это верно по сути. В любой дохлой деревне и любом затрапезном городке можно накопать чего-нибудь хорошего – речь не об этом. ОНИ пишут о том, чего нельзя не заметить СО СТОРОНЫ, выдают квинтэссенцию, вкус и запах города и региона, которые нельзя не почуять человеку, зашедшему с улицы. Быть заметным не значит быть привлекательным. А заметны мы именно этим: ядерная свалка, наркотрафик, дурная экология, преступность, промышленный отстой.
С таким диагнозом не живут. Не сломав ТАКОЙ ОБРАЗ, не проведя радикальный «ребрендинг» Челябинска и всего региона, нечего и думать о развитии, «модернизации» и достойной жизни в ХХ1 веке, в информационном обществе.
При этом я имею в виду не красивую картинку, нарисованную в СМИ за большие деньги имиджмейкерами и не имеющую ничего общего с жизнью. Мы говорим о процессевоплощения того образа, архетипа современного Мегаполиса, который осуществляется горожанами и выбранной ими властью на основе общего представления о своем городе и общих ценностей. Не о факте, а о ценностях и процессе. Но процессе реальном.

3.

Казалось бы, при чем тут Юревич?
В исследовании Климакова есть важный штрих. Единственный заметный ИЗВНЕ культурный феномен Челябинска, о котором писали западные СМИ – это театр Ольги Пона. Вопрос: сколько челябинцев знает, что такое театр Ольги Пона, видели его представления или хоть что-то слышали о нем?..
Вопрос риторический. Почти никто, исключая кучки спецов и фанатов. А между тем, это известнейший и очень популярный за рубежом театр танца стиля модерн. Шесть раз номинировался на «Золотую маску» и дважды владел ею. Ансамблю Пона тогда, в холуйски поносимые нынче, жутко кризисные 90-е (тогда он был театром танца «Русский вариант») сильно помогла мэрия Вячеслава Тарасова. Он встал на ноги, обрел уникальное творческое лицо и теперь его редко увидишь в родном Челябинске (слава Богу – иначе уже «оптимизировали» бы!), да и в России. В партнерах по постановкам у Ольги Пона парижский Театр де ля Вилль, Танцхаус из Дюссельдорфа, мастера из США, Нидерландов и других стран, мировых лидеров сцены.
Вот В ЧЕМ СУТЬ: мир знает Челябинск как промышленно-ядерную свалку, но ЕЩЕ и как родину театра Пона. Значит, эта развилка существует.И только от нас зависит, по какому пути идти дальше. Настоящая проблема в том, что МЫ не знаем этого челябинского театра. А скоро можем забыть и про «Манекен» с «Диксилендом». И тогда развилка, и так едва заметная, исчезнет вовсе.
Речь сегодня именно о ПОЛИТИКЕ: о необходимости всяческой поддержки ВЛАСТЬЮ растущей (или умирающей) совокупности челябинских культурных брендов, которые сообща дадут привлекательный образ города ХХ1 века. Если этого не случится, людям вменяемым, по доброй отечественной традиции, останется позаботиться лишь о билете в один конец до Константинополя.
Еще существенный штрих: сайт челябинского театра современного танца существует ТОЛЬКО в англоязычном варианте. В связи с этим две мысли: читающим на русском он не нужен. Мэрия не закрыла его лишь потому, что не читает на английском.

4.

Смех смехом, но именно здесь значение КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ власти очень велико. Она либо понимает все это как главный ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВОПРОС, либо оно ей не надо.
Либо мы всерьез захотим и сможем изменить нашу «институциональную среду» (что, кстати, является первейшим способом обеспечить приток инвестиций – тому немало примеров в мире - от Китая до Туниса), а, выражаясь проще, - начать думать о культуре и людях, перестать врать, воровать, беспредельничать и кошмарить друг друга – либо останемся в своем промышленном и бандитском средневековье, сэкономив пять «лимонов» на закрытом театре.
Особенно важно, что это, в отличие от цен на металл и нефть, полностью зависит от нас самих.
Мне уже доводилось писать об этом - представьте себе на минуту (смайлик), что Челябинск стал известен тем, что чиновники здесь назначаются строго по конкурсному отбору, категорически не берут взяток и не вымогают их (смайлик), суды независимы, выборы свободны, малый бизнес получает моментальную регистрацию и прямую (пусть небольшую, но быструю и конкретную) помощь властей, землеотводы выделяются без сучка и задоринки (два больших смайлика), конкурсы на государственные и муниципальные закупки проводятся открыто и честно, власти максимально помогают студентам и поддерживают высокий уровень образования, на деле решают экологические проблемы и реально обустраивают город парками и садами, что решены проблемы мест в детских садах и с уличной преступностью, что жилье – не проблема не только для миллионера. И что муниципальные театры здесь растут как грибы.
Строго говоря - не фэнтази. Нормальная цель для уважающего себя большого города. Было бы желание. Не больше двух лет пройдет, как город станет жить за счет малого бизнеса и сервиса, получит кучу ценных кадров и мощный стимул к развитию. У него сложится ИНАЯ РЕПУТАЦИЯ. Но нужно хотя бы заявить ЭТО как цель! И хотя бы не разрушать то, что случайно попало в руки.
Ариана Ча, журналистка из «Washington Post», в статье «Интернет-мечты обратили к криминалу» (18 мая 2003 г.) всерьез пыталась разобраться в нашумевшем деле хакеров Горшкова и Иванова. Для этого она собрала массу информации, побывала в Челябинске. А когда потребовалось охарактеризовать одним абзацем родину хакеров, Ариана написала:
«Челябинск, возможно, наиболее загрязненное место на Земле, потому что при взрыве на заводе по производству ядерных бомб в 1950-х годах было решено сбросить радиацию в долины уральских рек. Но это держалось в секрете на протяжении десятилетий. Город с населением в 1 млн. 200 тыс. человек возвышался за счет памятников сталинского индустриального рывка. Однако после распада Советского Союза в регионе возникло напряжение, и многие жители имеют проблемы с работой, сопоставимой с той, которую они делали прежде».
Это и есть упрощенный, но актуальный образ Челябинска в мире, ставшем глобальной деревней. Таким образом если чего и заработаешь, так только на красные труселя.
При этом городская власть, избранная нами же (?), предлагает затоптать и загасить последние очаги самобытной культуры, потому что ЕЙ не хватает денег. Работайте лучше, господа! С воровством в своих рядах боритесь лучше, в конце концов (смайлик). Вот при чем тут Юревич.
Хорошо высказался по этом поводу Алексей Табалов: «Не знаю, много ли сэкономит бюджет города, упразднив «Манекен» и кинотеатр Пушкина – миллион, пять миллионов или десять. Однако стоит ли это того, чтобы Челябинск, уже твердо закрепившийся в понимании многих россиян как город «красных труселей» и впоследствии оставался городом Ивана Дулина из «Нашей Russia»?..

5.

По их мнению – стоит. Когда председатель комиссии по социальной политике (!) городской думы Наталья Баскова говорит, что прекращение финансирования «Манекена» - это «оптимизация расходов в различных сферах», хочется попросить эту грамотную даму зайти к кабинет к любимому мэру и задать ему пару вопросов насчет покупки за 200 миллионов бюджетных рублей коммерческого недостроя на площади Революции – на одни проценты от этой суммы театр мог бы жить припеваючи, но эти деньги уйдут банку (ну или как там). Или попросить вернуть в городскую казну 168 миллионов рублей – разницу между рыночной и аукционной ценой, по которой продана «Макфе» городская земля под «Родник». Я могу предложить г-же Басковой еще несколько подобных тем, но боюсь, это не имеет смысла: ее не пустят с ними на порог кабинета Юревича. Хотя, думается, без них - тоже. Всякому в этой иерархии бесстыдства свое место: кого-то бесстыдно оптимизируют, а кто-то берет на себя стыд объяснять публике, как это важно.
Для городского бюджета в 15 миллиардов 5-6 миллионов – не деньги. А если процветание города при нынешней городской власти таково по качеству, что сдулось за три месяца (впечатление, что у телеведущих просто сменили текстовки), пусть мэр попросит вернуть долги по налогам в бюджет пару своих друзей-коммерсантов – они же его политические партнеры. За счет одних только милостиво прощаемых мэрией долгов ЧКПЗ, «Манекен» можно было бы не трогать минимум год. Но вдруг тогда местная «СР», актив владельцев завода, вспомнит о том, что она – партия и «такой хлеб нам не по карману»?..Как насчет «оптимизировать» работу мэрии в ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ, г-жа Баскова?..
Впрочем, лучше всех объяснил эту тему (город, по предложению мэра, оставляет за собой коммунальные платежи, а на жизнь пусть театр зарабатывает на 100 процентов сам) руководитель «Манекена» Юрий Бобков:
«Можно пофантазировать и развить мысль о коммунальных платежах. Давайте попробуем оставить школам здания и коммунальные платежи. На зарплаты учителям, уборщицам, и кто еще там есть в школе, пусть заработают сами, например, сдавая под ночные клубы свой актовый зал. Давайте оставим больницам здания и коммунальные платежи, а на свои зарплаты врачи, нянечки, медсестры пусть заработают сами, сдавая в аренду часть палат или открывая в фойе ресторан. Давайте оставим депутатам и городской администрации их здание и коммунальные платежи, а на свои зарплаты в свободное от кабинетной работы время пусть они заработают, приторговывая пивом. Есть еще идея оставить милиции здание и коммунальные платежи, а на зарплату милиция пусть поищет способ заработать сама, тем более у них и оружие для этого есть...»
Суть в том, что фантазировать нет нужды, – это уже факт. Депутаты, чиновники и милиция УЖЕ реализовали предложенную режиссером модель жизни и заработка. Не пивом, конечно, это метафора. И уже получили реакцию общества.
Почти одновременно (28-го и 31-го августа) в Снежинске и Челябинске прошли два крупных по нынешним меркам митинга протеста. Один – против ментовского произвола, жертвой которого стал юноша Сухорутченко, забитый молотком. Второй – против произвола чиновников, убивающих театр «Манекен», не намного элегантнее. Что особенно важно – люди ни на секунду не вспомнили при этом об опереточных политиках и партиях – так же как и последние не удосужились выжать из себя публично хоть слово.
Запомним эти даты – от них пойдет отсчет нового политического времени: нынешняя политическая декорация посыпалась.Это всегда сначала происходит в головах и душах людей.
Это естественный, не инспирированный никакими «политическими силами» (как, надеясь повязать ответственностью за свои дела Кремль, пытались переврать ситуацию в челябинской мэрии), идущий изнутри общества протест против навязываемой ему модели жизни, которую режиссер Бобков точно назвал «варварским городом». Челябинск - не единственный наш город, захваченный варварами. Эти безграмотные кочевники захватывают столицы, грабят их, облагают данью и бегут дальше – туда, где еще работают театры, в которые еще ходит приличная публика и где еще осталось, чем поживиться.
Самое страшное в том, что они-то и не думали поднимать такую бучу. Просто какой-то чиновник легко и радостно выполнил задание шефа насчет «экономии», выбросив из бюджета пять или шесть «лимонов» на театр, который – тьфу! Не завод и не сауна - кто заметит его пропажу? Тем более, что соседней ресторации расширяться пора. Там ведь сплошь юристы и правозащитники обедают – места уже не хватает.
Это – уровень и естество этой власти. Они не по злобе, а искренне не понимают - зачем городу театр за пять «лимонов»? Какой такой Пона? Какая такая стратегия развития? Какой еще бренд – ведь есть уже «Макфа»? Мы не судим их, просто нам в разные стороны.
Спасение «Манекена» становится делом принципа, символом отношения горожан к торжествующему хамству и бесконтрольности власти, вызовом нашей жизнеспособности. Страна «Наша Russia» уже нанесена на карту – это большая часть бывшей России, за вычетом пары культурных бастионов и сотни отдельных личностей, возможно. Но у этой страны до сих пор не было общепризнанной столицы. Телеканал ТНТ и мэр Юревич решили эту проблему: ею становится город Челябинск.
PS. Когда культурными символами города перестают быть «Диксиленд» и «Манекен», им на смену неизбежно приходит Иван Дулин, культурный герой Челябинска эпохи Юревича. Так может, для полной идентичности, позвать актера Светлакова в мэры столицы Южного Урала – говорят место скоро освободится? Его герой – наш Арнольд - если в черный цвет волосы покрасить – копия Юревич, даже в чем-то убедительнее будет. Вопрос к читателям: как насчет создания инициативной группы «Наш мэр - Дулин!» Сценарий кампании обрисован известным фильмом «День выборов». Успех обеспечен - предлагайте слоганы!
PPS. Сбор подписей под обращением в поддержку «Манекена» продолжается в помещении кинотеатра им. Пушкина. Необходимо срочное создание оргкомитета с участием авторитетных и влиятельных людей по спасению театра и других творческих коллективов Челябинска.

Комментарии 0
    Новости по теме Колонка обозревателя