Магнитка доказывает, что общественный транспорт может быть безубыточным

Фото Магнитка доказывает, что общественный транспорт может быть безубыточным

За последние пять лет финансирование из бюджета Магнитогорска (Челябинская область) на покрытие убытков муниципальных транспортных предприятий сократилось более чем в шесть раз. Если в 2004 году на эти цели из городской казны было направлено 167,3 миллиона рублей, то в 2007 году – 45,8 миллиона рублей, в 2008 году – 24,7 миллиона рублей.

Муниципальные транспортные предприятия не имеют задолженности за потребленную силовую электроэнергию, горюче-смазочные материалы, коммунальные услуги, заработную плату, налоги.

Предприятия оптимизируют свои непроизводственные затраты до минимально возможного уровня, чтобы обеспечить бесперебойное предоставление транспортных услуг населению.
Меры по повышению эффективности работы муниципальных транспортных предприятий, по обеспечению их безубыточной работы предпринимают и городские власти. Прежде всего, применяется дифференцированный подход к учету существующих на сегодня затрат.
Положительным опытом, как собственными силами можно оптимизировать работу муниципальных транспортных предприятий, сократить эксплуатационные расходы предприятий и сделать их прозрачными, поделился глава администрации Магнитогорска Евгений Карпов.
Как рассказал Евгений Карпов, до 2006 года транспортники Магнитогорска предъявляли мэрии убытки по итогам работы, исходя из общей численности пенсионеров и среднего числа поездок. С 2007 года в городе была введена автоматизированная система оплаты проезда в городском транспорте. Электронная система позволяет учитывать не только каждую поездку льготников, но и вести учёт по их категориям, маршрутам передвижения, выявить популярность маршрутов, загрузку в зависимости от времени суток, пиковые часы работы. Все это позволило не только наладить учет числа поездок, но и сделало систему возмещения затрат за каждого льготника абсолютно прозрачной.

Убытки муниципальным автотранспортным предприятиям компенсировались уже по фактическим затратам.

Кроме того, внедрение электронной системы даст возможность более рационально использовать городской транспорт. Так, по загруженным маршрутам и в часы «пик» пускаются двух и трехвагонные составы. А в часы затишья или на менее загруженных маршрутах идут одновагонные составы. При этом интервал движения сохранен.

«Депутаты городского собрания до сих пор настаивают на том, что пенсионеры должны ездить неограниченное количество раз по проездному билету. Но при этом надо четко понимать, кто будет компенсировать выпадающие доходы транспортникам. Я считаю, что платить надо не за счет выбивания денег или сажания муниципальных предприятий на шею бюджета (не важно какого), а дифференцированно подходя к учету имеющихся на сегодня затрат. При этом не надо забывать, что нужно еще решать и проблемы самих транспортников», - считает Евгений Карпов. Глава Магнитогорска считает, что электронную систему учета нужно внедрять во всех крупных городах Челябинской области и объединить территории в единое целое. Так проще будет прослеживать все затраты, уверен Карпов.

Второй этап оптимизации расходов, к которому уже приступили в Магнитке – это объединение пассажирского муниципального автобусного и электротранспорта. На апрельском заседании городского Собрания депутаты Магнитогорска приняли решение об объединении двух муниципальных организаций «Электротранспорт» и «Автотранспортное предприятие». Это сократит расходы на управленческий аппарат (он будет единый), приведет к согласованности в работе, сэкономит фонд оплаты труда, оптимизирует движение транспорта. Автобусные и трамвайные маршруты не будут дублировать друг друга, а будут ходить каждый своим путем. «Там где ходят трамваи, автобусов не должно быть. И еще, если сегодня с нашей помощью электротранспорт выходит в ноль, то автотранспортное предприятие – это балласт для города. В случае объединения, один, зарабатывая деньги, будет компенсировать те издержки, которые имеет другой. Издержки полностью убрать нельзя. Например, в Цемзаводской поселок не ходят трамваи, но будут регулярно ходить автобусы, даже если на них будут ездить всего по пять человек. Этот маршрут будет нерентабелен, но его нельзя отменить», - пояснил Евгений Карпов. Слияние предприятий позволит минимизировать издержки. Официально объединение произойдет к концу года 2009.

«И третье, что еще предстоит сделать – решить вопрос по частным перевозчикам. Надо регулировать их деятельность, – считает Евгений Карпов. – В идеале, нужно проводить тендеры на продажу маршрутов, а у нарушителей забирать лицензию на право перевозки пассажиров. Но пока федеральное законодательство не позволяет это делать».
Принятые меры по оптимизации затрат уже сейчас позволили снизить стоимость проезда в городском общественном транспорте Магнитогорска.

С первого мая в соответствии с постановлением главы города Евгения Карпова снизился тариф на проезд в городских автобусах с 12 до 10 рублей. Стоимость единого проездного билета сократилась с 780 рублей до 500 рублей. Это позволило повысить число продаваемых проездных и увеличить выручку транспортников. Для школьников проезд в автобусе стоит шесть рублей, а единый проездной снизился в цене на 200 рублей – и теперь равен 300 рублей.

На сегодня социальную карту имеют более 54 тысячи жителей Магнитогорска. Региональные льготники получают по 600 рублей ежеквартально на проезд в общественном транспорте из областного бюджета, муниципальные льготники, которые не имеют право на меры социальной поддержки по федеральному и областному законодательству, – по 200 рублей в месяц.
По заявлению областного льготника на его карту ежеквартально перечисляется транспортная компенсация в размере 600 рублей. Муниципальные льготники также могут заводить на социальную карту деньги, получаемые из городского бюджета.

На эти средства региональные и муниципальные льготники по социальной карте ежемесячно имеют право на 30 бесплатных поездок в общественном транспорте. Свыше этого лимита они платят за одну поездку в трамвае четыре рубля, в автобусе – шесть рублей. Если человек ездит меньшее число раз, то оставшиеся поездки он может совершить в другие месяцы. То есть неиспользованные средства сохраняются на карте льготника. «Поэтому я рекомендовал пенсионерам начинать копить число поездок уже в начале года, чтобы в садовый период ездить на городском транспорте большее число раз», – рассказал Евгений Карпов. Если льготник временно не хочет пользоваться услугами общественного транспорта, то он может заблокировать карту до конца квартала и снять остаток средств. Если у человека нет социальной карты, он платит за проезд полным рублем.

«Кроме того, еще весной были изысканы средства в городском бюджете в размере 16 миллионов рублей для обеспечения бесплатного проезда пенсионеров-садоводов на садовых маршрутах. Конечно, мы будем просить Петра Ивановича Сумина, чтобы он помог нам минимизировать наши издержки. Но пока мы сумели обойтись своими силами и своевременно открыли садовые маршруты. Огородный период в Магнитке начался 15 апреля», - рассказал Евгений Карпов.
На садовых маршрутах пенсионеры могут совершать неограниченное количество поездок. Все затраты, которые несет транспортное предприятие при проезде льготника на сумму, превышающую 200 рублей, компенсируются из городского бюджета.
В 2007 году за проезд пенсионеров-льготников из городского бюджета транспортным предприятиям было возмещено 99,4 миллиона рублей, в 2008 году – 161 миллион рублей.

Комментарии 0
    Новости по теме Новости компаний