- Общество
Президенту Медведеву, kremlin@...
Из-за настоятельной просьбы президента помочь ему в деле модернизации страны пришлось временно отложить некоторые домашние сюжеты. В четверг Дмитрий Медведев опубликовал в Газете.RU большую статью, в которой изложил свои взгляды на настоящее и будущее страны, а также попросил прислать замечания и предложения, оставив свой электронный адрес.
У меня как раз было чем помочь президенту – два месяца назад я передал его полпреду Николаю Винниченко через челябинское представительство свою записку «Мобилизация для модернизации», где содержалось практически все необходимое. Реакции, естественно, не последовало – да автор ее и не ждал (сам служил по молодости лет советником трех полпредов и систему знаю). Вообще говоря, по-прежнему убежден, что гораздо эффективнее в плане модернизации общества десятка президентских статей и сотня экспертных записок одни пристойно и примерно проведенные выборы – хотя бы в Москве. Однако это к слову.
Гораздо существенней оказалось другое. Будучи довольно случайно преданной гласности свердловским порталом URA.ru, моя записка послужила катализатором неких умственных брожений в общественной среде Екатеринбурга, причем в той ее части, про которую автор, честно говоря, вовсе и не думал. Опуская детали, скажу, что был немало удивлен и обрадован, увидев ссылку на свою записку в обращении к помощнику президента Медведева г-ну Шевченко от регионального Общественного движения «Класс Родителей», организованного в Екатеринбурге «для защиты Конституционных и иных законных прав детей, семей и педагогов».
В нем прямо так и говорится, что «в июле 2009 года жители Уральского федерального округа могли ознакомиться с Инновационной аналитической запиской уральского политолога Подопригоры А.В., направленной на имя Полномочного представителя Президента РФ Винниченко Н.А. Данный документ вызвал в родительской среде живой отклик, результатом которого стала наша инициатива составления «Примерного перечня тем для поправок к Закону о государственных служащих» либо создания отдельного законопроекта «О защите государственности и становлении гражданского общества в РФ». Направляем Вам на рассмотрение сформированный список».
А в списке родителей значились такие дельные предложения, как «разработка и внедрение системы ежегодных квалификационных аттестаций для должностей всех исполнительных эшелонов власти (от машинописи до знания Конституции и актуальных для служащих ведомства Законов РФ), «организация регулярных горячих линий по эффективности работы в каждом ведомстве с подотчетностью Аппарату полномочного представителя Президента РФ в регионе», «проведение общественных конкурсов на разработку программ общественно-государственного взаимодействия, реформирующих ведомство «снизу», «внедрение он-лайн обслуживания/консультирования и работы с обращениями граждан для работы в сети Internet», «проведение общественных референдумов о работе отдельных служб и ведомств», «учреждение специальной комиссии, в составе которой правозащитные НКО и профсоюзы будут работать над составлением годовых отчетов об эффективности деятельности отдельных ведомств», «привлечение на конкурсной основе проектов законов от общественных организаций и физических лиц», «мониторинг открытости в предоставлении информации отдельным гражданам, коммерческим и некоммерческим организациям, ответственность за непредоставление информации и предоставление недостоверных фактов, неполных сведений», «строгое соблюдение всех регламентов и стандартов (время на посетителя, сроки ответа, координация отделов и т.д.), «введение в каждую инструкцию параметров эффективности», «разработка законодательной возможности общественного «вотума недоверия» любому должностному лицу на основании невыполнения параметров своей должностной инструкции» и многое другое.
Все это весьма перекликается с существом предложений автора президенту, приводимых ниже в записке «Мобилизация для модернизации», суть которых – именно в высвобождении и мобилизации энергий ОБЩЕСТВА.
Наоборот, статья президента содержит существенный пробел, во многом дезавуирующий весь ее политический смысл и пафос. Обобщенно, но в принципе верно описывая наше плачевное настоящее после десяти лет непрерывного «возрождения» (отсталая сырьевая экономика, неконкурентоспособность бизнеса, коррумпированность чиновников, политическая апатия, патернализм населения и пр.), Медведев как-то очень скоро начинает изъясняться в будущем времени. Это все очень плохо, говорит президент, но вот БУДЕТ у нас вот так и вот так – и это будет хорошо. И предлагает пять направлений экономической модернизации. Упущен важный момент: статья почти ничего не говорит о том, ПОЧЕМУ и КАКИМ ОБРАЗОМ из этого «плохо» станет вот это «хорошо»?
Только ли потому что предшественники Медведева не понимали важности этих пяти направлений, а он понял и сформулировал?
Из текста можно выудить: потому, что будет делаться в принципе все то, что делалось все эти годы, только лучше. Но если будет делаться все, как делается, то мы будем иметь то же, что и сейчас, только лучше. То есть еще хуже. Президент считает, что наша политическая система СУЩЕСТВУЕТ И ХОРОША, НО ХОРОША НЕДОСТАТОЧНО: «демократические институты в целом сформированы и стабилизированы, но их качество весьма далеко от идеала. Гражданское общество слабо, уровень самоорганизации и самоуправления невысоки».
Это заблуждение. То, что у нас есть сегодня, это не несовершенная, но работающая политическая машина молодого демократического общества, способного к саморазвитию и модернизации. Это аляповатый рестайлинг архаичной модели удовлетворения личных надобностей теми самыми «врагами общества», о которых Медведев говорит в последних абзацах своей статьи:
«Нашей работе будут пытаться мешать. Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «все есть». Их все устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его».
Пробел в логике президента понятен и легко восполним. НИЧЕГО НЕ СДВИНЕТСЯ в стране, пока за перемены не возьмутся – заинтересовано и с пониманием важности процесса для себя и своих семей САМИ ЛЮДИ, ОБЩЕСТВО, поверив кому-то из политиков новой волны. Нынешняя же убогая общественная среда, богато декорированная за последние десять лет в стиле сталинского ампира, губительна для таких инициатив. Сам г-н президент также является продуктом этой среды. Поэтому, искренне сокрушаясь ароматами данной болотистой местности, не готов еще к ее решительному мелиорированию. Ведь это потребует политической мобилизации масс, а последнее чревато для режима, в котором о будущем президенте страны договариваются два человека. Именно так на следующий день после публикации президентской статьи выразился в Ново-Огарево его политический партнер г-н Путин, рассуждая о выборах 2012 года. «Мы договоримся», – просто сказал он.
Но тут уж одно из двух: либо вы договариваетесь между собой, либо апеллируете к обществу, будите его. Оба варианта несут в себе потенциальные издержки: один для общества, другой, для договаривающихся. Именно в этом состоит сейчас трудный политический выбор президента Медведева – и я написал ему об этом вчера.
Но именно поэтому крайне важно начинать «модернизацию» не с энергетики и медицины, а с ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ. Иначе все остальное не имеет никакого смысла и всем нам останется лишь напряженно ждать, как выразился один мой знакомый профессор, когда «угол наклона вертикали превысит площадь ее опоры».
Как радикально изменить эту среду без серьезных потрясений, я попытался сформулировать в своей записке, которую отправил президенту на указанный им электронный адрес, а сегодня предлагаю своим уважаемым читателям. В конце концов, главный адресат – именно они. И если президентская канцелярия забросит этот текст куда подальше, но в Челябинске он сподобит на новые мысли и действия какой-нибудь еще «Отряд родителей» или «Союз автовладельцев», автор сочтет свою миссию выполненной.
Одно существенное уточнение: в тексте речь идет о «секционной реформе» как социальной инновации. Однако предлагаемый набор мер в равной степени необходим и востребован всей страной и дело лишь политического выбора, решимости и воли протестировать его в нескольких регионах или сразу распространить на страну в целом.
Александр Подопригора
МОБИЛИЗАЦИЯ ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
Очевидно, что именно условия острого кризиса востребуют решительную модернизацию России, делая ее необходимой, а потому и возможной. Модернизация является единственным условием не только выхода страны из кризиса, но и ее выживания. Однако при узком понимании модернизации, как набора технологических и экономических мер по ряду направлений, они заранее обречены на провал. Речь должна идти об осторожном, но решительном изменении общественной среды, которая сейчас отторгает любые модернизации и инновации. Представляется возможным и необходимым, в силу неравномерности развития регионов РФ, их разноукладности и больших различиях в культурной идентичности (что делает сложной единообразную и одномоментную реформу), реализовать секционную модернизационную модель как социальную инновацию.
Суть этой модели заключается в том, что тип и скорость модернизационных процессов должны разрабатываться и осуществляться отдельно в каждом крупном регионе страны (секции), в целом совпадающем с федеральным округом (но не идентичном ему там, где речь идет о национальных республиках), с учетом его специфики: это позволит синхронизировать существо процесса через разнообразие формы и содержания реформ. Начало может быть положено в одном из крупных, индустриально развитых и готовых к модернизации регионов страны. Таким регионом может стать Большой Урал в границах УФО.
1.
Ход событий не только за период экономического кризиса, но и все последнее десятилетие убеждает в том, что главной причиной неудачи модернизации социально-экономической системы России является не отсутствие финансовых ресурсов и грамотных экономических подходов или злая воля (коррумпированность и т.п. – хотя этого хватает), а невосприимчивость модернизационных схем той общественной средой, которая по-прежнему доминирует сегодня в РФ. Нехватка средств и иных ресурсов, однобокая сырьевая экономика, плохие кадры и перекошенные межбюджетные отношения, коррупция – все это следствия отсутствия в России свободной и конкурентной среды, которая только и может принять и привить модернизационные импульсы. Существующая среда отторгает их подобно тому, как больной организм отторгает любую пищу и лекарства.
Кризисная ситуация описывается на самом деле достаточно просто. Главная социальная угроза исходит сейчас от экономики, не способной принять инвестиции, обеспечить рост внутреннего платежеспособного спроса и занятости. В силу того, что экономика РФ вошла в стадию резкой ломки старой постсоветской промышленно-экономической структуры (старого индустриального технологического уклада) и отмирания целых отраслей по причине их неконкурентоспособности, этот процесс с его высокими социальными издержками, неравномерно распределенными по территории страны (Урал – слабое звено в этом смысле), не остановят и не смягчат даже высокие цены на энергоносители. Напротив, укрепление зависимости от мировых рынков энергоносителей и капиталов окончательно лишают РФ экономического суверенитета при том, что реально внутренний спрос остается не удовлетворенным.
Эта проблема не экономическая, а политическая. Она касается практически каждой семьи, особенно на Урале (большая часть машиностроения и часть металлургии здесь по факту нежизнеспособны). Поэтому масштабного социально-политического кризиса не избежать, если продолжать практику административно-пиаровского «ручного» реагирования на «пожарные» ситуации и «замазывание» проблемы реально растущих безработицы и бедности.
Проблема рынка труда не решалась у нас все прошедшее десятилетие, когда губернаторам и мэрам было политически выгодно обеспечивать «стабильность» своих режимов договоренностями с лояльными финансово-промышленными кланами, заинтересованными в откачке ресурсов со старопромышленных территорий, а не в их настоящей модернизации. Эта примитивно толкуемая «политическая стабильность» (личных режимов) была причиной также и поражения программ развития малого и среднего бизнеса (монополизированную среду контролировать проще, в том числе – в коррупционных целях). Это – плюс насаждаемая «сверху» административно-коррупционная «вертикаль» – и сформировало ту среду, в которой невозможны настоящее общественное развитие и модернизация.
2.
Поэтому главный механизм оздоровления социально-экономической ситуации, заключающийся в стимулировании новой занятости и оживлении внутреннего спроса, не может быть чисто экономическим. Необходимы не столько экономические меры, сколько глубокая трансформация общественной среды, в которой действуют экономические агенты.
Требования, предъявляемые к благоприятной для модернизации среде, не новы и понятны: демонополизация и поощрение конкуренции в экономике и политике, информационная открытость на уровне законодательной и этической нормы, прозрачность системы бюджетных закупок, открытая кадровая политика, независимые суд и СМИ, честные выборы, федерализация территориально-государственного устройства. Реальная антикоррупционная работа также невозможна без перечисленных выше условий.
Главное – создание атмосферы доверия и общественной, небюрократической мобилизации всех социальных групп.
Это требует политической воли и комплекса общественных преобразований.
Суть и острота сегодняшней ситуации в том, что без создания открытой и конкурентной социальной среды наше общество обречено на «выпадение» из глобального общественного мейнстрима, быструю деградацию и распад, поскольку нынешняя атомизированная общественная среда с воздвигнутой в центре «вертикалью власти», не рождает у людей иных мотиваций, кроме коррупционных и криминальных, в ней невозможно творческое и ответственное производство уникального, востребованного глобальным рынком продукта с высокой добавленной стоимостью.
Вторичность проблемы нехватки финансовых ресурсов подчеркивается тем фактом, что их недавний избыток ничего не решил в плане модернизации общества, но лишь усугубил проблему, укрепив тенденции архаизации. Приток инвестиционных и человеческих ресурсов и грамотная экономическая политика могут стать прямым следствием, но не причиной социальной модернизации.
Особенно важным представляется тот факт, что модернизационные преобразования социальной среды на основе перечисленных выше базовых параметров и ценностей сегодня возможны в рамках одной большой, связанной культурной идентичностью и экономическим укладом и готовой к ним территориальной общности (такой, как Урал).
Эта социальная инновация, реализованная в рамках одного из наиболее индустриальных (а стало быть, ближе всех стоящего к следующему, информационному технологическому укладу – и одновременно подвергающемуся сегодня наиболее резким трансформациям) федеральных округов могла бы стать одновременно и алгоритмом выхода из кризиса, и опытом, примером для всей страны (кстати, в Китае модернизация осуществляется также по секционному принципу, а не по всей стране сразу единообразно: там избраны точки роста и инвестиционной привлекательности, именно это дало огромный эффект). Особенно важно то, что именно мы будем иметь после кризиса, который неизбежно закончится – бедность и разочарование или перспективы динамичного развития за счет освобожденных энергий общества, а также уже реализуемые примеры такого развития.
Подобный секционный подход к модернизации РФ в целом поможет решить проблему вероятной разбалансировки политической системы в ходе реформы. Вместе с тем, если этого не сделать, система рухнет сама под тяжестью собственной неэффективности, как это уже случилось с СССР (сегодняшняя государственная машина по сути является деградировавшей копией советской).
Главными направлениями «секционного модернизационного проекта» могут стать три группы мер:
– Меры по воссозданию доверия в обществе, восстановлению эффективности и авторитета институтов власти.
– Меры по демонополизации и оздоровлению рынков.
– Стимулирование экономики и государственные инвестиции.
3.
Более конкретные предложения по этим трем группам мер могут быть сформулированы подробнее после дополнительного анализа. Однако отметим здесь ключевые моменты.
Главным содержанием первой группы мер является небюрократическая мобилизация населения, восстановление доверия и конкурентных начал во всех сферах общественной жизни. Для этого необходимы:
– трансляция целей и содержания реформы напрямую главному адресату – населению, минуя многочисленные бюрократические иерархии (средства: общественные форумы, СМИ, Интернет, независимые информационные центры и «круглые столы»);
– демонстрация прямой заинтересованности власти в четкой обратной связи и общественном контроле за реформой – новая система работы администраций с обращениями граждан, новые подходы к работе с политическими партиями и общественными организациями, профсоюзами и объединениями работодателей, экспертными центрами;
– декларация миссии свободных СМИ, поощрение общественной дискуссии и экспертизы, а также независимых расследований с обязательной реакцией силовых, политических и административных структур, воссоздание института полноценных парламентских расследований;
– стержневая антикоррупционная кампания («Чистые руки»), в центре которой обозначение и гласное утверждение прозрачных процедур бюджетных закупок и конкурсов, а также этических норм для чиновников и политиков (публичное декларирование доходов и расходов, реальные конкурсы на замещение должностей с освещением в СМИ, отставки «по этическим соображениям», «по утрате доверия»). Создание Общественного антикоррупционного Комитета с прямым выходом в СМИ, на прокуратуру и полпредов, с региональными отделениями;
– обозначение новых приоритетов и мониторинга работы судебной системы, очищение ее от коррупции, активное привлечение к этой работе СМИ;
– разработка концепции и проекта федеративной реформы – «нового федерализма»: широкая публичная научная и политическая дискуссия на эту тему;
– новые приоритеты избиркомов и администраций на выборах: полный запрет использования административного ресурса, уголовное преследование за подтасовки, равный доступ партий к СМИ;
По второй группе мер необходимы:
– тщательная антимонопольная общественная экспертиза и разблокирование рынков (прежде всего – жилья и услуг ЖКХ, торговли), жесткие антибюрократические меры, либерализация предпринимательской деятельности, окончательное внедрение уведомительных принципов
– внедрение этических норм ведения бизнеса – прозрачность отчетности и структуры собственности компаний (персонально), уровня доходов, зарплат и вознаграждений в них, формы реализации прибыли и уплаты налогов и т.п. (совместно с РСПП и другими объединениями, а также государственными контролирующими структурами)
– создание независимой информационной общественной системы раскрытия информации по бизнесу, рынкам, решениям и персоналиям власти с обратной связью – принцип социальной сети (условно: «Право на правду»)
По третьей группе мер с учетом максимальной оперативной антикризисной отдачи рекомендуется сосредоточить усилия на узком круге ключевых экономических тем:
– разработка комплекса мер, призванного обеспечить некоррупционную проходимость и эффективное использование ресурсов на благо населения (реальная демонополизация ЖКХ, новая система мониторинга и оценки работы местных властей и комплекса ЖКХ, жесткие, гласные конкурсные процедуры, максимальное привлечение общественной экспертизы).
– новые гарантии и меры содействия малому бизнесу и инновациям (рабочие места, полная открытость разрешительных решений и процедур регистрации, антикоррупционные программы, возможность прямой апелляции к политическому руководству, налоговые каникулы). Именно здесь решается проблема реконструкции занятости.
– конкретные меры (в т.ч. – антикоррупционные) стимулирования строительства жилья и реконструкции инфраструктуры и ЖКХ (именно это – локомотив производства и занятости, оздоровление общественной атмосферы) – новое жилье и жилье под социальный наем.
Государственные инвестиции в экономике предлагается сосредоточить исключительно на следующих направлениях, дающих максимальный социальный эффект и оздоравливающих общественную атмосферу: стимулирование жилищного строительства, создание и поддержка новых предприятий (малый, инновационный бизнес), формирование независимой информационной среды (акцент на независимую экспертизу, социальные сети и Интернет- порталы).
Данный проект модернизационной мобилизации (ее ключевое звено – демонополизация всех рынков и повышение конкурентности общества) может быть осуществлен без угрозы для политической стабильности в регионе и стране, хотя потребует принципиально новых подходов и требований, предъявляемых к ответственной публичной политической деятельности. Более того, этот проект, вкупе с федеративным проектом, является надежным механизмом посткризисной адаптации больших и сложносоставных переходных общественных систем, таких, как РФ. Его смысл – не модернизировать общество руками власти, а задать ему вектор движения и расчистить пути, отвергнув монополизм и тесно связанную с ним коррупцию. Остальное люди и рынки сделают сами.