Роман Панов: «От монетизации транспортных льгот не пострадает ни один льготник»
В конце апреля депутаты Законодательного собрания Челябинской области приняли сразу в трех чтениях законопроект об изменении системы проезда региональных льготников в городском и пригородном общественном транспорте.
Эти законом фактически людям предоставили право выбора: воспользоваться льготой, купив проездной на неограниченное число поездок по льготной цене, или эквивалентной ей денежной компенсацией.
Все подробности реализации закона наш корреспондент узнала у заместителя губернатора Челябинской области Романа Панова.
- Роман Юрьевич, чем было вызвано принятие такого непростого и, с первого взгляда, неоднозначного решения?
- Существуют три предпосылки для принятия решения о замене льгот денежной компенсацией.
Во-первых, Челябинская область - один из последних регионов Российской Федерации, в котором транспортные льготы предоставляются областным льготникам в натуральном виде в противовес федеральному закону номер 122. В 2005 году большинство субъектов федерации приняли эту льготу в денежном виде, мы же три года с лишним года сохраняли ее в натуральном виде. Несколько раз область объяснялась по этому поводу на Правительстве РФ. Но самое главное, это привело к потерям поступлений денег из федерального бюджета. Из-за того, что региональные льготники получали транспортную льготу в натуральном виде, мы не имели права претендовать на федеральные средства на компенсацию части стоимости проездных для федеральных льготников.
Ежемесячно в зависимости от сезона порядка 8-17 тысяч федеральных льготников (из 297 тысяч льготников по федеральному законодательству) приобретают льготные проездные на любой вид транспорта по цене 230 рублей (полная стоимость проездного в Челябинске на сегодня колеблется от 550 рублей до 650 рублей). В нашем случае разница в стоимости компенсировалась из областного бюджета. Все остальные регионы получают на эти цели средства из федерального бюджета. На этом мы потеряли за прошедшие два года 240 миллионов рублей и в этом году потеряли бы еще 50 миллионов.
Во-вторых, у нас появилась возможность существенно увеличить финансирование данной расходной статьи из областного бюджета. Если в прошлом году на транспортное обеспечение бесплатного проезда региональных льготников было израсходовано 550 миллионов рублей (по 64 рубля на одного льготника), то в текущем году уже первоначально на эти цели в областном бюджете было заложено в два раза больше средств - один миллиард 21 миллион рублей (в расчете на одного льготника, с учетом добавившихся ветеранов труда Челябинской области, в месяц по 150 рублей). По решению губернатора сумма финансирования была увеличена еще на 300 миллионов рублей. Общая сумма в один миллиард 321 миллион рублей дает возможность выплачивать каждому региональному льготнику в месяц по 200 рублей.
Размер компенсации превышает либо сопоставим с той выплатой, которую получают региональные льготники в других субъектах РФ. В Тюменской области льготникам в областном центре выплачивают по 135 рублей, селянам – по 75 рублей. В Новосибирской и Томской областях размер компенсации равен 150 рублям, в Башкирии – 200 рублям. В Перми за 500 рублей компенсирует льготы по проезду, ЖКХ и зубопротезированию.
В-третьих, по нашим исследованиям, 65 процентов областных льготников, имея льготу в натуральном виде, реальной помощи от государства за нее не получали. То есть более половины региональных льготников в силу состояния здоровья и возраста не пользовались правом бесплатного проезда или использовали его ограничено. Так, из 580 тысяч региональных льготников более 200 тысяч человек – это люди старше 70 лет, 40 тысяч – старше 80 лет. Еще около 90 тысяч региональных льготников проживают в селах или малых городах, где нет не только необходимости, но и возможности пользоваться общественным транспортом.
Таким образом, активными получателями транспортной льготы являются примерно 35 процентов от общего числа льготников. Цифра приблизительная. На апрельском заседании Законодательного собрания депутаты от Магнитогорска озвучили более точные цифры. На протяжении трех последних месяцев среди льготников Магнитки проводился персонифицированный анализ числа их поездок на городском транспорте. Так вот, из 100 процентов льготников в сумму 200 рублей в месяц по числу поездок укладываются 95,8 процента от всех льготников. Почти двадцать процентов льготников Магнитогорска ни разу не ездили на городском транспорте за три исследуемых месяца. И только 0,04 процента льготников – это те, кто проездил более 50 раз в месяц. Мы не случайно приводим цифры Магнитогорска. Это город с такой же интенсивностью жизни, как в Челябинске. Для малых городов эти цифры будут ниже.
Принимая это закон, мы исходили из того, что мы все-таки большую часть из 580 тысяч человек поставим в ситуацию, когда они будут пользоваться льготой не просто как провозглашенным правом, а получат за нее денежный эквивалент. Они приобретут право выбирать: ездить, тратить на себя, копить.
Тем не менее, на сегодня мы ставим задачу, чтобы те люди, которые хотят пользоваться транспортом постоянно, ничего не потеряли.
- К наиболее мобильным льготникам можно отнести две категории – работающие и садоводы. Расскажите, пожалуйста, по порядку, как защитят их права.
- Для работающих льготников будет внедрен следующий механизм. По закону уже с мая человек начнет получать по 200 рублей в месяц (по 600 рублей ежеквартально). Задача областной и муниципальной власти сделать так, чтобы, получив эту сумму, человек мог не ограничивать себя по числу поездок на любом виде городского транспорта. В этой связи мы с муниципалитетами выработали механизм, аналогичный тому, который мы используем для федеральных льготников. На сегодня федеральные льготники имеют право приобрести единый проездной билет на любой вид транспорта за 230 рублей (полная стоимость проездных в Челябинске от 550 до 650 рублей). Разница в стоимости оплачивается из областного бюджета.
Магнитогорск и Челябинск уже приняли решения, что льготные проездные билеты для региональных льготников на все виды городского общественного транспорта будут стоить 200 рублей. При этом число поездок не будет ограничиваться.
В мае в каждом муниципалитете будут введены льготные проездные билеты, которые будут близки по сумме к денежной компенсации.
- Еще одна категория – садоводы…
- Как и в предыдущие годы, в этом году садоводы получат возможность ездить за 50 процентов стоимости, но в этом году число специальных маршрутов вырастет. Сейчас уже заявлено 98 садовых маршрутов, в том числе в Челябинске - 38. В течение мая этот список еще пополнится.
На льготирование проезда на садовых маршрутах область выделила в этом году в три с лишним раза больше средств, чем в предыдущем. В прошлый год область направила на эти цели 8,8 миллиона рублей, и все эти средства были отданы Челябинску. В этом году по решению губернатора выделено 30 миллионов рублей и каждый муниципалитет, где будет принято решение об организации садовых маршрутов, получит деньги из областного бюджета. К областным средствам муниципалитеты добавят свои. В итоге на организацию садовых маршрутов в 2008 году будет затрачено порядка 60 миллионов рублей.
- Муниципалитеты могут часть городских маршрутов, которыми можно добраться до садов, на лето объявить садовыми и, и соответственно предоставлять на них скидки по проезду?
- Да. Так, в Челябинске часть действующих круглогодично трамвайных и троллейбусных маршрутов на летний период будут объявлены садовыми, и на них будут действовать соответствующие скидки для садоводов.
Примечание:
По решению Челябинской городской Думы для удовлетворения спроса на перевозки жителей и гостей города будет увеличена работа транспорта на городских маршрутах общего пользования, проходящих до садовых земельных участков и мест летнего отдыха, в соответствии с пассажиропотоком.
В том числе на городских автобусных маршрутах номер 2, 7, 14, 16, 28, 41, 51, 55; троллейбусном маршруте номер 21; трамвайных маршрутах номер 10, 14 и пригородных автобусных маршрутах номер 111, 157, 181, 294.
Кроме того, есть еще ряд нововведений этого дачного сезона. В этом году он продлится на полмесяца дольше обычного – с первого мая по 15 октября, в предыдущие годы сезон открывался с 15 мая.
В круг льготников по проезду на садовых маршрутах включены также дети до семи лет (они смогут ездить бесплатно при предъявлении свидетельства о рождении) и школьники (за 50 процентов стоимости).
- По традиции для садоводов на садовый период будут действовать и скидки для проезда на электричках?
- На электричках традиционно по решению губернатора на садово-огородный период будет действовать система скидок. Финансирование этого направление берет на себя область. На эти цели из областного бюджета будет выделено 3,5 миллиона рублей, что в два с лишним раза больше, чем в прошлом году (в 2006 и в 2007 году направлялось по 1,5 миллиона рублей).
Садовод сможет при предъявлении пенсионного удостоверения и справки из садового товарищества приобрести билет на электричку за 30 процентов от полной стоимости. В прошлом году по этим маршрутам проехало 18 тысяч садоводов, в этом году мы ожидаем свыше 20 тысяч. Электричками воспользуются жители Челябинска, Магнитогорска, Сатки, Златоуста, Чебаркуля, Еманжелинска, Копейска, Миасса.
Цена билета на садовые маршруты с железнодорожного вокзала Челябинска на пригородные садовые электрички колеблется от восьми до 96 рублей. А это значит, что садовод заплатит за проезд от 2,4 рубля до 28,8 рубля.
- Разъясните, пожалуйста, подробнее алгоритм получения льготниками денежной компенсации.
- В мае компенсацию в размере 200 рублей льготникам доставят тем же способом, каким им приносят пенсию: на лицевой счет в банке или через почтовые отделения. В последующем они будут получать ежеквартально по 600 рублей в месяц, предшествующий новому кварталу. Человеку будет предоставлено право выбора, где ему удобнее будет получать компенсационные деньги. Мы будем рекомендовать большинству населения открывать лицевые счета.
- Почему?
- Почта берет за свои услуги достаточно большие деньги (1,77 процента), банки берут гораздо меньше. Если льготники будут получать деньги через банк, то мы сэкономим серьезные средства.
- Льготникам сейчас нужно куда-нибудь обращаться?
- Льготнику нужно побеспокоиться лишь в том случае, если он собирается активно ездить на городском транспорте. Ему нужно прийти в управления социальной защиты по месту жительства и выяснить, как будет организована реализация льготных проездных, и сколько они будут стоить.
В мае льготник получит деньги автоматически, а впоследствии соцзашита выяснит, куда отправлять положенную сумму компенсации.
- Как будет решен вопрос проезда тех льготников, кто вынужден по состоянию здоровья ездить на консультации к врачам в районные центры и в Челябинск?
- В настоящее время проводится анализ посещений региональными льготниками лечебных учреждений, находящихся в районных центрах, а также интенсивности поездок региональных льготников с территорий области в областные лечебные учреждения. Собранные данные показывают, что человек зачастую не пользовался предоставляемой ему льготой, так как внутрирайонный транспорт не курсирует или ездит очень нерегулярно. Сейчас, когда у человека на руках будет 200 рублей, он сможет добраться в район на маршрутке или на попутной машине.
Кроме того, создан отдельный документ для управлений соцзащиты, в котором мы обязываем их активно подключать к доставке льготников в центральные районные больницы мобильные социальные службы. В области только в прошлом году в учреждения соцзащиты было поставлено 50 новых машин. Более активно будет использоваться и санитарный транспорт (скорая помощь и обычные машины лечебных учреждений).
Если льготнику не только по медицинским, но и по социальным показаниям нужно будет часто пользоваться межгородом, то он в своем управлении соцзащиты сможет написать заявления на получение адресной соцпомощи на проезд в междугороднем транспорте. Такой приказ уже разрабатывается.
Примечание:
По распоряжению губернатора Петра Сумина создана рабочая группы, которая займется реализацией комплекса мер по переходу на денежную компенсацию за проезд в общественном транспорте для региональных льготников.
Ее возглавил первый заместитель губернатора Андрей Косилов. В состав группы также вошли заместитель губернатора Роман Панов, министр финансов Виктория Голубцова, министр социальных отношений Надежда Гартман, министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Валерий Шопов, управляющий пенсионным фондом Виктор Чернобровин, начальник ЮУЖД Владимир Молдавер.
Рабочей группе предстоит организовать работу по выплате денежной компенсации за проезд на общественном транспорте. Определить с каждым муниципалитетом механизм продажи и стоимость льготных проездных билетов. Разработать инструкцию для органов социальной защиты по компенсации льготникам проезда на междугородних маршрутах. Проконтролировать работу муниципальных образований по открытию садовых маршрутов, стоимости билетов в них, а также выплату компенсаций транспортным предприятиям из областного бюджета за провоз пенсионеров-садоводов. Также будет организована работа по продаже льготных билетов на пригородные электрички. Особое внимание, по мнению Петра Сумина, рабочая группа должна уделить всестороннему информированию населения.
- Роман Юрьевич, если у льготников возникли вопросы по реализации льготных проездных, по организации садовых маршрутов или другие, куда можно обращаться?
- По всем вопросам по проезду областных льготников на общественном транспорте можно обращаться в управления социальной защиты по месту жительства или на телефоны «горячей линии» министерства социальных отношений - 264-07-93, 264-07-59 в будни с девяти до 17 часов.
Примечание:
Кроме того, «горячая линия» открыта в Совете ветеранов Челябинской области. По телефону 8 (351) 236-54-72 ветеранам разъяснят суть закона, правила проезда в городском транспорте, механизм получения денежной компенсации, покупки льготного проездного. Кроме того, по этому телефону можно высказать свои предложения, замечания по реализации закона. Все они будут собраны, проанализированы и вынесены на рассмотрение на совместном пленуме общественной палаты области и совета ветераном. Мероприятие состоится в конце мая, в преддверии вступления в силу закона о монетизации транспортных льгот.
Справка:
По федеральным льготникам:
С первого января 2005 года вступил в силу федеральный закон номер 122, согласно которому правительство Российской Федерации часть натуральных льгот, предоставляемых федеральным льготникам, заменило ежемесячными денежными выплатами. Правительство монетизировало льготы на изготовление и ремонт зубных протезов, проезд автомобильным транспортом, на оплату услуг связи, за радиоточку и антенну, вневедомственную охрану. В денежных выплатах были учтены ранее предоставляемые компенсации за бензин и транспортное обслуживание.
Часть льгот была преобразована в социальный пакет: бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, проезд на пригородном железнодорожном транспорте и проезд до места лечения и обратно.
На сегодня федеральные льготники получают натуральные льготы по соцпакету или положенную им взамен сумму, а также ежемесячные денежные выплаты, которые устанавливаются в зависимости от категории льготника. Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и приобретению и доставке твердого топлива оставлены в натуральной форме.
По региональным льготникам:
С 2005 года регионам было предоставлено право самим выбирать, что делать с льготами для граждан, пострадавших от политических репрессий репрессированных, реабилитированных, ветеранов труда и тружеников тыла – оставить их в натуральном виде или заменить денежной компенсацией.
Челябинская область приняла решение не спешить с заменой и оставила большинство льгот в натуральном виде.
С 2006 года область постепенно стала заменять льготы денежными выплатами. На первом этапе были заменены льготы по оплате услуг связи и за приобретение и доставку твердого топлива. С 1 января 2006 года региональные льготники платят абонентскую плату за телефон. При этом половину положенной суммы ежемесячно граждане получают через почтовые отделения или банки.
Уголь льготники приобретают за наличные средства. «Компенсационные деньги» им перечисляют на персонифицированные счета.
Льготы по проезду в городском и пригородном транспорте с первого июня будут заменены денежной компенсацией в размере 200 рублей в месяц.
Льготы по зубопротезированию, лекарственному обеспечению и ЖКХ пока не планируется монетизировать.
-
Валерий Лугинин: Новые правила начисления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг22 ноября 2017, 15:27
-
40 % челябинских зарплат — ниже среднего15 ноября 2017, 15:29
-
Методы очистки стоков в загородном доме: накопительные емкости10 ноября 2017, 17:02
-
Керамическая плитка для лестниц и крыльца – критерии выбора и дизайн10 ноября 2017, 16:51
-
В Челябинске выступит Филипп Киркоров с грандиозным шоу «Я»09 ноября 2017, 13:54