Спешите их запомнить

Фото Спешите их запомнить

День Победы – праздник щемящий. И с каждым годом чувство это все острее. Ощущение потери, утраты чего-то важного в нашей жизни. Глядя на фронтовиков, представляю их молодыми. Не хочется мне их идеализировать. Всякое случалось в нашей истории. Но то, что не сломались, не пали духом, выжили, победили, вырастили детей, да еще и сохранили в старости оптимизм, и это при нашей-то жизни, лично у меня вызывает не просто уважение - преклонение. Много у того поколения силы, а еще мудрости и бескорыстного отношения к жизни.
В этом празднике, как ни в каком другом, осталась искренность, гордость за свою страну, если убрать все формальности: болтовню чиновников, важные государственные решения, которые должны были появиться еще лет двадцать назад, партийные пиар-проекты, торжественные приемы с символическими подарками, ибо пара тысяч рублей или очередной поздравительный адрес не могут быть достойным вознаграждением победителям священной войны. Грустно, но старики рады и этому. Много правильных слов им говорится, да мало для них сделано. И боюсь, что с этим мы уже безнадежно опоздали.
Но надо успеть хотя бы посмотреть в глаза настоящих фронтовиков. Они уходят. Появляются другие ветераны – сейчас к ним приравнены многие категории граждан. Наверное, это правильно, ведь война шла не только на фронте. Но это все же другие ветераны, а тех, кто был в окопах, становится все меньше. Сейчас государство вспомнило о детях военных лет, потом появятся у страны новые герои. Больше станет в День Победы флэш-мобов и исторических реконструкций, меньше – искреннего народного сопереживания. Чем дальше, тем неумолимее этот процесс.
Мне кажется, фронтовикам тоже хочется успеть сказать нам что-то важное напоследок, да разве скажешь все? Прадед моих детей, воевавший на передовой и дошедший до Бреслау, даже по истечении пятидесяти лет, что он был обязан хранить государственную тайну, так и не смог рассказать все, что знал о той страшной войне. Был он, несмотря на все регалии и звания, человеком простым и скромным. Никогда ничего у государства не просил. Таких фронтовиков большинство.
Надо успеть записать их рассказы – это живые свидетельства того, что жизнь их не была прожита зря, если сохранилась в памяти потомков. Много в последнее время развелось переписчиков истории, подвергающих сомнению подвиги наших солдат. И школьники уже не знают, кто такой маршал Жуков, а студенты уточняют, за кого воевали партизаны. Пусть они изучают историю без прикрас, без советского глянца, но помнят, кто выиграл войну, помнят рассказы своих прадедов.

Одну из таких историй, мне довелось недавно услышать от двух фронтовиков, которых судьба свела на военной дороге и разъединила на много лет. История достойна киноромана, невероятна, но правдива.
Лида попала на фронт в 1942 году. Она училась в железнодорожном техникуме. В начале войны техникум отдали под госпиталь, а студенткам предложили работать санитарками. К тому времени у Лиды погибли под Москвой отец и двое братьев. Девушка твердо решила проситься на фронт, чтобы мстить за близких. Она пришла в военкомат, но там с ней церемониться не стали: мол, иди, ты же стрелять не умеешь. Но настырная студентка сказала: «Научите».
С собой в военную школу она увела еще восемь девчат, своих подруг. Самых крепких и сильных отобрали в шоферы. После полутора месяцев обучения Лиде дали ЗИС-5 бензовоз, и на этой машине она исколесила тысячи километров военных дорог.
В 1945 году ей на дороге встретился подбитый танк. Молоденький боец с ранеными ногами, которого звали Сашей, истошно звал на помощь. «Не могу вылезти из танка, ногами не могу упереться и руками не за что зацепиться, - вспоминает сегодня Александр Васильевич Куприков. - Она на машине подъехала, помогла отбросить люк, который меня придавил. И отвезла в санбат». Было тому молодому танкисту всего-то семнадцать. Мгновенная встреча, мало ли было их в те годы…
Лида войну окончила в Северной Корее старшиной автомобильной роты. Ким Ир Сен лично вручал русским девушкам медали «За освобождение Северной Кореи» и подарки. День Победы она помнит, как будто это было вчера. «Я стояла на боевом посту, меня идут сменять и кричат: «Ура!». Я думаю: что же они так кричат. И слышу: «Победа! Победа!». Тогда и я давай кричать: «Ура!». Мы от счастья бегали и обнимали деревья». Когда кончилась война, Лида вышла замуж. Свадьбу сыграли в родной военной части, а командир роты сделал молодым подарок: подъемные три тысячи рублей, котелок и две ложки. После демобилизации она с мужем приехала в Челябинск. Работала закройщиком фабрики легкого платья. Работу свою любит до сих пор. Вырастила детей, внуков. Двадцать лет назад похоронила мужа.
Более полувека прошло с того эпизода на фронтовой дороге. … В 2000 году на челябинском параде Победы она стояла в колонне «Боевых подруг». Неподалеку находилась группа ветеранов Калининского района. Вдруг от нее отделился мужчина и стал кричать: «Лида! Лида!». «Я думаю: кто же там у меня знакомый? – вспоминает Лидия Ивановна. – Вроде никого». А он подбегает к ней, обнимает, целует: «Ты чего – не узнаешь?».
Тот самый танкист! Оказывается, все эти годы он тоже жил в Челябинске. Много лет отдал работе на цинковом заводе. Так же, как и Лидия Ивановна, Александр Васильевич схоронил свою вторую половину, с которой вырастил детей.
«Да мне чутье подсказало, что это она, - признается он. – Запомнилась мне Лида. После армии я в 51-м году демобилизовался, какое-то время работал в уголовном розыске. Любого человека насквозь видел: чем он дышит. А уж свою Лиду сразу узнал». Сегодня они вместе. Идут по жизни, трогательно поддерживая друг друга под руку.
Судьба? Судьба. Такие встречи не бывают случайными, тем более в многомиллионной стране, где люди разлетались как песчинки.
Вновь выйдут ветераны 9 Мая на парад. Многие мечтали дожить до 65-летия Победы. Выйдут, и увидим мы, как мало их осталось. И как мало осталось времени у нас...

Комментарии 0
    Новости по теме Новости компаний