«Демидовы» Анатолия Ладнова «поселились» в музее на Тайване
Встретил на остановке художника Анатолия Николаевича Ладнова. Встретил случайно. Разговорились, потому что давно не виделись, а знакомы уже давно, еще с советских времен.
Познакомил меня с художником мой отец - фотограф Владимир Белковский. Меня и моего младшего брата Игоря, который стал ездить к Ладнову в мастерскую и брать уроки живописи. Пройдет время, и брат, став уже знаменитым московским портретистом, академиком Российской академии художеств, назовет Анатолия Николаевича своим первым учителем в живописи.
Ладнов собирался ехать в мастерскую. Я поздравил его с прошедшим, правда еще в марте, днем рождения – Народный художник России отметил свое 89-летие. Спросил про планы. Анатолий Николаевич сказал, что хотелось бы написать авторский повтор картины «Демидовы». «А где оригинал?» – поинтересовался.
Оригинал - у китайцев. Приезжали галеристы, побывали в мастерской челябинского живописца, и теперь, по словам художника, его картина «Демидовы» - Ладнов считает ее одной из главных в своем творчестве - должна быть в музее на Тайване.
Картину «Демидовы. Приезд специалистов-иностранцев на Урал» челябинский живописец Анатолий Ладнов задумал еще в молодые годы. А написал лишь 20 лет спустя, когда в России сменился общественный строй.
«Вы что, хотите увековечить образ эксплуататора трудового народа?!» – гневно отчитывали художника советские чиновники. Он в сердцах отвечал: «Если бы не Демидовы, вряд ли Урал был сейчас «опорным краем державы». Но его не слышали. Писать картину категорично не советовали.
Работая над «Демидовыми», художник писал многих знакомых людей в уральских деревнях близ родного для него Миасса.
Только персонажей на этом холсте полсотни. А позировали живописцу в разных старинных костюмах знакомые и незнакомые люди.
Анатолий Николаевич Ладнов всегда тяготел к жанровым полотнам. Одни «Первостроители Магнитки» чего стоят. И демидовскую тему воплотил на холсте. Ушло на это более шести лет жизни.
Вне зависимости от сюжетов картин — всегда Ладнов выражал свое восприятие яркими красками.
Лет десять назад художник решил продать свое детище. Полотно размером 2х3 метра требовало немалого пространства для жизни.
Вести поиск покупателя в регионах, где ценят вклад Демидова в историю Отечества и Урала – безусловно, было правильно, но здесь покупателей не нашлось.
В одной из публикаций на эту тему тогда рассуждал, фантазировал по поводу «Демидовых»:
«В новом здании краеведческого музея ей могло бы быть достойное место. Можно было бы устраивать для ребятишек экскурсию к одной картине, которые, стоя перед полотном, могли бы узнать про историю появления промышленности на Урале, про роль Демидовых и других семей-промышленников в развитии региона. А взрослых, особенно иностранных специалистов, можно было бы приводить к этой картине, чтобы сфотографироваться на фоне своих предшественников».
Казалось, что эта картина могла бы жить интересной и полезной жизнью. Жить в Челябинске.
«Возможно, если картина уйдет от нас, а потом приедет «на гастроли», к ней будут выстраиваться очереди», - писал тогда по поводу этого произведения художника.
Но произошло то, что произошло. Интересно, конечно, было бы получить весточку из Тайваня с фотографиями, как живет там картина челябинского художника.
Кстати сказать, Анатолий Ладнов – единственный из современных челябинских живописцев, кто носит звание Народного художника России.