«Многоквартирный дом – это черный ящик» - эксперты обсудили управляющие компании, тарифы и схему теплоснабжения Челябинска

Фото «Многоквартирный дом – это черный ящик» - эксперты обсудили управляющие компании, тарифы и схему теплоснабжения Челябинска

Схема теплоснабжения города необходима для оптимизации снабжения потребителей теплом и определения тарифов для инвесторов. Напомним, предыдущая схема была возвращена в областной центр в январе 2016 года с пометками министерства по доработке проекта. В прошлый раз схема выносилась на публичные слушания и была одобрена челябинцами, но сейчас прохождение этой процедуры не потребуется – мелкие замечания власти города отработают совместно с энергетиками.

Уже нас стадии формирования третьего варианта начались конфликты, преимущественно с компанией «Фортум», которая на данный момент контролирует практически всю отрасль.

По сути, схема теплоснабжения – это документ, на основе которого предприятия будут разрабатывать инвестиционные программы и получать тариф для потребителей. Ключевой момент в схеме – определение «единая теплоснабжающая организация» (ЕТО). Проект предполагает, что на территории города системы теплоснабжения могут быть объединены в одну или несколько зон. В каждой зоне будет действовать ЕТО, которая, по сути, осуществляет функции финансового контроля: собирает плату с населения и с юридических лиц за потребленное тепла и расплачивается с более мелкими источниками и сетевыми организациями за производство и транспортировку.

Крупные компании, претендующие на место ЕТО, если говорить проще, «заламывают ценник» за пользование их услугами. Поскольку в России установлен предел для роста тарифов, дополнительные издержки покрываются из областного бюджета. Уже сейчас речь идет о двух с небольшим миллиардах. И эта цифра будет увеличиваться, если крупные энергетики начнут «проталкивать» выгодные им проекты.

«Чтобы не было неприятных сюрпризов с основными теплоснабжающими организациями, схема с ними в общем согласована, - отметил на круглом столе вице-губернатор Челябинской области Сергей Шаль. - Нашей энергосистеме в плане инвесторов повезло -её купила компания «Фортум». Вопрос привлечения инвестора решён, теперь стоит вопрос возврата инвестиций. Сейчас мы компенсируем около миллиарда рублей, на следующий год - уже полтора миллиарда в адрес теплоснабжающей организации».

По закону ЕТО может быть та организация, которая соответствует трем критериям: владение сетями с наибольшим пропускным объемом, владение наиболее крупными источниками и наибольшим собственным капиталом и последнее - способность в лучшей мере обеспечить качество теплоснабжения. По первым двум критериям в Челябинске однозначно лидирует «Фортум», как наиболее крупная финансовая частная компания. Поэтому в централизованной зоне Челябинска в соответствии с требованиями законодательства мы должны будем прописать, что наиболее соответствует критериям «Фортум», либо компания «УТСК» - дочернее предприятие «Фортума», если они подготовят соответствующую заявку. А это 80% рынка теплоснабжения города, четыре ТЭЦ «Фортума» и две котельные «УТСК».

«Фортум» пытается давить на власть области и города, имея, безусловно, огромное влияние, поэтому схему, как сказал Сергей Шаль, согласовали с тепловиками «в общем». Осталось много пунктов, с которыми «Фортум», заинтересованный в росте тарифов, остался несогласен.

Как ранее рассказывал корреспонденту «Урал-пресс-информ» исполняющий обязанности начальника отдела инженерных коммуникаций УЖКХ администрации Челябинска Юрий Плеханов, у города есть ряд претензий к «Фортуму», с проектами которого власть категорически не согласна и не хочет их финансировать.

«Сейчас «Фортум» модернизировал ЧГРЭС - теперь это ТЭЦ-4, они полностью вывели старое оборудование и построили три новых блока, - объяснил Плеханов. Два старых блока заменили новыми, которые доставляют в город тепло. Теперь они хотят, чтобы мы включили в схему мероприятия по выдаче тепла с третьего блока, чтобы он не работал впустую, а приносил дополнительный доход. Но целесообразность этих мероприятий очень сложно подтвердить, поскольку на северо-западном направлении уже присутствует ряд источников, которые находятся гораздо ближе к местам застройки, в частности, та же котельная «УТСК» и северо-западная котельная «АТЭК», которая находится у кардиоцентра».

«Фортум» настаивает, что у города серьезные проблемы с теплом, в качестве примера приводит долги МУП ЧКТС, которая в 2011 году признана администрацией Челябинска ЕТО. Как отметил главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, координирующий беседу круглого стола, платежная дисциплина ЧКТС ухудшается. «Так, если на сентябрь 2012 года текущий долг МУП перед производителями тепла составлял около 330 миллионов рублей, то на сентябрь 2015 года – уже почти 1 миллион 800 тысяч рублей. В суде рассматривалось несколько судебных исков на общую сумму свыше полутора миллиардов», - отметил он.

Впрочем, директор МУП «ЧКТС» Сергей Лобанов парировал, что долги копятся все лето и наивысшей точки достигают в сентябре, но на конец года организация остается лишь с неоплаченным декабрем. «Есть проблемы с собираемостью платежей с населения, - добавил он. – Если в 2012 году собираемость была 98%, то в прошлом году уже 94%. Процент неплохой, но если брать от объемов, недоплата получается существенная. Кроме того, мы никогда до исполнительных листов в судах не доходили, всегда расплачивались до вынесения приговора».

Как отметил Фадеев в ходе беседы, проблема главным образом кроется в модернизации, и в этом плане у «Фортума», как у одной из крупнейших и богатейших компаний много козырей в плане ресурсов. Но стоит повториться, что ресурсы и деньги, вливаемые в модернизацию, будут стоить существенного повышения тарифов, и эту разницу будет покрывать бюджет, урезая деньги с других направлений. По мнению Фадеева, большая конфликтность в отрасли теплоснабжения, наличие огромного количества противоречий приводит к «аховому» положению системы и, как следствие, многочисленным авариям.

«У нас нет особо тяжёлых проблем в безопасности теплоснабжения, - тут же уточнил Сергей Шаль. - Последняя крупная авария произошла в 1986-ом. Каждый год, естественно, случаются небольшие неполадки, но мы их быстро решаем. Почти все капремонты коммунальных сетей были с устройством обводных линий, полным благоустройством, все делается качественно и надежно с технической точки зрения. Разногласия лежат больше в экономической плоскости. Надежность стоит дорого, и хотелось бы, чтобы это все было монетизировано сейчас, не тогда. Гораздо острее стоит вопрос привлечения инвестиций в другие города Челябинской области. Но нам есть чем похвастаться. Успешно работает программа повышения эффективности тепловых сетей: частные инвесторы вложились в постройку новых 160 котельных. Они на свои деньги это строят и сами потом владеют, пока не окупят затраты. Мы им в концессию отдаем также сети и обязуемся обратные инвестиции через тариф возвращать».

Прозвучало предложение обсудить в составе рабочей группе перспективу создания совместной с челябинской мэрией по аналогии с соседним Екатеринбургом единой теплосетевой компании и наделении её статусом единой теплоснабжающей организации.

Как отметил вице-президент – заместитель гендиректора по операционной деятельности ОАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров, слияние было бы правильным решением в этой ситуации, поскольку речь идет о субъектах естественной монополии. «Источники должны оставаться рыночными, а сети – монопольными, потому что ими так проще управлять. Создание совместного теплового предприятия было бы лучше для всех. Оптимизация и укрупнение на сетевом бизнесе - это благо».

При этом вице-президент уклончиво ответил на вопрос о модернизации сетей в многоквартирных домах. С ними объединяться «Фортум» вряд ли захочет. «Управляющие компании - отдельный бизнес управления многоквартирным домом, они создают приятные условия проживания. У нас сегодня многоквартирный дом - это черный ящик, Если черный ящик станет прозрачным - все встанет на свои места. И задолженностей никаких больше не будет. Необходимо четко разделить, где товар, а где услуга».

В «Фортуме» констатируют, что экономия от процесса укрупнения может составить до 2 миллиардов рублей за 5 лет. Но для этого необходимо сделать прозрачными принимаемые тарифные решения. «Когда мы подаем заявку в министерство тарифного регулирования, то расписываем свои затраты. Необходимо, чтобы при утверждении тарифа указывалось, учтены те или иные затраты или нет. Если нет, то по какой причине? Тогда будет понятно, почему в ситуации, когда два дома находятся через дорогу друг от друга, иногда применяются разные тарифы. Если кому-то дали денег на развитие, можно будет контролировать, что они потрачены по назначению, а не осели где-то», - резюмировал Парвиз Абдушукуров.

Комментарии 0
    Новости по сюжету ЖКХ
    Новости по теме администрация Челябинска