Бром выветрился, осадок остался

Фото Бром выветрился, осадок остался

«Технические происшествие», как окрестил вчерашнюю аварию на станции «Челябинск-Главный» региональный министр радиационной и экологической безопасности, Александр Галичин, еще получит оценку прокуратуры. Хочется верить, что объективную. Не просто накажут мелких исполнителей, но копнут глубже – почему при перевозке опасного вещества не соблюдалась техника безопасности. Но у меня лично остается простой вопрос: насколько мы, жители, в принципе защищены в подобных ситуациях?

По сообщениям мэрии, авария произошла с пяти до шести часов утра. МЧС выехало на место ближе к восьми. Дымило уже вовсю. А по неофициальным данным работников РЖД, авария вообще случилась около четырех утра. Получается, как минимум два часа, а может все четыре, железнодорожники пытались справиться сами. И только потом подключились силы МЧС.

В семь часов утра об аварии населению еще не сообщили. Чрезвычайную ситуацию никто не объявил. Знакомые, проживающие в Ленинском районе, рассказывают, что едкий дым они просто почувствовали. Люди выходили на балконы, пытаясь обнаружить источник вони, звонили друг другу. Информация о происшествии просочилась в СМИ – желтый дым и едкий запах не спрячешь.

Чиновники с первых минут дружно уверяли: мол, ничего страшного, опасности для жизни и здоровья населения нет. Парадокс, но в заявления больших начальников никто не поверил. Люди, памятуя еще о Чернобыле или взрыве на «Маяке», изначально убеждены, что от них скрывают правду. Как получилось, что само выражение «по официальным данным» стало синонимом чего-то недостоверного? В общем, большой привет чиновникам.

Не знаю, кому как, а мне сотрудники ДПС в противогазах или люди в масках на улицах города авто не кажутся чем-то обыденным. Скорее, это заставляет лихорадочно вспоминать хоть что-то из школьных уроков начальной военной подготовки по теме химическая атака.

Интересно, что быстрее других на событие отреагировали магазины, предприятия, банки и официальные ведомства. Часов в девять утра позвонил знакомый, работающий в регпалате Ленинского района, и рассказал, что им запретили открывать окна и сказали на всякий случай приготовить комнату для пострадавших. Но это регпалата. А сколько родителей школьников не знали об утечке брома? И сколько детей Ленинского района все-таки отправились на линейки и в детсады в восемь утра? Почему чиновники от образования так поздно сориентировались в ситуации? Любой нормальный родитель увез бы свое чадо подальше от возможного источника отравления.

А дальше медики. Может, инструкция обязывает их не говорить лишнего? Но ведь речь идет о жизни и здоровье. Один уважаемый врач просто сообщил мне: «Лично я не видел ни одного пострадавшего». Как просто: не видел – значит, нет. Нет - значит, и не было. Получить точную информацию о количестве отравившихся бромом было практически невозможно. Любая официальная цифра разбивалась о множество сообщений очевидцев, рядовых врачей и медсестер, оказавшихся в это время на приемах в больницах.

Около двух часов дня появилось странное обращение челябинской мэрии к средствам массовой информации, суть которого сводилась к тому, что не надо, мол, сеять панику и преувеличивать последствия утечки брома. И тут же: по данным на 13 часов 30 минут за помощью обратилось более ста пострадавших. Словом, без паники, друзья, всего-то сто пострадавших! И дальше администрация города взяла информационный тайм-аут по поводу аварии. Видимо, так нас пытались убедить, что опасность миновала и говорить больше не о чем.

А звонки людей продолжались. Приходилось, преодолевая служебные инструкции чиновников, медиков, железнодорожников, полицейских, по крупицам искать или подтверждение слухам, или их опровержение.

И еще: вагон откатили подальше от города, в другой населенный пункт. Жители бежали оттуда в спешном порядке. И там, говорят, едкий дым чувствовался до позднего вечера. Между тем МЧС уверяло, что содержание брома в атмосферном воздухе не превышало ПДК.

В общем, может, челябинцы и отделались легким испугом, а спасатели, чиновники и медики получили своеобразное учение в реальных условиях. Хотя 55 госпитализированных, опять же по официальным данным, - это не шутки. Но официальным структурам оценку выше «двойки» я бы не поставила. По-моему, все усилия чиновников были направлены на то, чтобы информация об аварии не имела лично для них никаких неприятных последствий. Все-таки «техническое происшествие» - это вам не ЧС. Призывали не сеять панику, а получилось наоборот. А если, не дай Бог, бабахнет посерьезнее?

Комментарии 0
    Новости по теме Александр Галичин