Яндекс.Метрика
  • Есть мнение

Тракторы и бриллианты

Фото Тракторы и бриллианты

Вчерашняя новость о покупке кинорежиссером Никитой Михалковым, его зятем Альбертом Баковым и президентом концерна «тракторные заводы» Михаилом Болотиным акций челябинского производителя бриллиантов ООО «ЧелПром-Даймонд» (UralDiamond) заставила меня поделиться некоторыми соображениями насчет самого удивительного скандала прошлой недели, связанного с обвинениями генерального директора ЧТЗ Семена Млодика в мошенничестве в особо крупных размерах.

В любой другой ситуации это стало бы громкой сенсацией, новостью номер один в СМИ, но только не сейчас. Все (особенно - власти) дружно молчат о том, что руководитель легендарного ЧТЗ, единственного настоящего бренда Челябинска, возможно, мошенник. Nocomment.Почему?

Оказалось, что в историях вокруг Млодика, концерна «Тракторные заводы» и тройки покупателей челябинских бриллиантов слишком много общего и много громких имен, включая нынешнего и будущего президентов России. Покопался в текстах, поговорил с людьми – и вот какая сложилась версия подоплеки этого странного «тихого скандала» и этой неожиданной громкой покупки.

Семен Млодик расстался с должностью руководителя концерна «Тракторные заводы» Михаила Болотина летом 2007 года без особого шума . После непродолжительной работы в системе РЖД был назначен заместителем гендиректора «Уралвагонзвода», который по многим параметрам не просто конкурент КТЗ, но конкурент агрессивный, лелеющий планы поглотить все 17 заводов Болотина так же быстро, как он проглотил ЧТЗ. Тем более, что сам КТЗ находится в крайне сложном финансовом положении. Концерн, по сути, перешел под контроль Внешэкономбанка, получившего 100% акций материнской структуры (Machinery&IndustrialGroup) в обмен на 15 миллиардов рублей, выданных на реструктуризацию долгов КТЗ в 2010 году. С другой стороны на КТЗ нацелился Олег Дерипаска, а в числе непримиримых кредиторов у КТЗ - великая и ужасная «Альфа» (не говоря уже о прочих банках). По всем признакам КТЗ как единый концерн должен был прекратить свое существование летом 2010 года.

Но случилось чудо – «Альфа», а следом и другие кредиторы пошли на реструктуризацию безнадежных долгов КТЗ. А потом и сам Внешэкономбанк вошел в сделку. Чудо имело свои объяснения. Как писал тогда Forbes, младший партнер Болотина Баков, женатый на дочери Никиты Михалкова Анне, попросил тестя поговорить с Владимиром Путиным. А потом Михаилу Фридману якобы был голос свыше и он впервые в жизни простил долг в полторы сотни миллионов долларов.

Но чудо случилось еще раз! Уже весной 2011-го концерн Болотина, не решивший своих проблем, должен был «уйти» под управление УВЗ в результате конкурса на новую управляющую компанию, который планировал провести Внешэкономбанк. Это было тем боле вероятно, что гендиректор УВЗ Олег Сиенко нашел общий язык с другим Олегом – Дерипаской. И снова, говорят, Михалков обратился к Путину. И Болотину был дан еще год – он обещал провести IPO и погасить долг перед ВЭБом.

Теперь этот год прошел, долг не погашен и, говорят, что он лишь возрос. Болотину как воздух нужна еще одна отсрочка, но чудеса, похоже, исчерпали лимит, отпускаемый Господом и Путиным в жизни одному бизнесмену. Сиенко с Дерипаской опять стоят у дверей и настойчиво предлагают деньги и собственные услуги по оздоровлению КТЗ – но только после того, как проглотят его целиком. Эти люди тоже обладают даром убеждения на высоких уровнях.

И все же такие структуры, как государственный Внешэкономбанк, принимают решения по судьбе таких активов, как КТЗ, лишь по личному определению самых высокопоставленных людей. А эти люди определяются, руководствуясь не бухгалтерией, а соображениями государственной пользы – так, как они им видятся. На это и сделан последний и решительный расчет Болотина и Бакова: поставьте себя на место «тех, кто решает» – вы бы отдали 17 заводов в управление мошенникам?

Так родилось чувашское уголовное дело в отношении заместителя генерального директора УВЗ и генерального директора ЧТЗ Млодика, в котором руководство тракторного видит лишь происки конкурентов . На самом деле цель проще и понятнее – скомпрометировать основного претендента на КТЗ – «Уралвагонзавод» - в ожидании третьего чуда. Смешно говорить о конкуренции, когда речь идет о поглощении.

А потом Михалков, Болотин и Баков вдруг покупают челябинского производителя бриллиантов. Странное дело – это первая и единственная инвестиция знаменитого режиссера вне мира кино. Да и Баков с Болотиным как-то все больше по тракторам и бульдозерам прежде специализировались.

Два человека озвучили мне свои версии. Один сказал: «Михалковы покупают UralDiamond не для себя. Производитель бриллиантов – это красивый подарок. Никита не может дарить «Порш», ему нужно что-то дорогое и красивое для очень важных людей. Но вы никогда не узнаете – для кого именно. Конечно, это связано с тракторами».

Другая версия звучит еще экзотичнее. В Африке – полно алмазов, а Болотин с Баковым в 2009 году готовили и сопровождали визит президента Медведева в Нигерию. Там они перезнакомились со всеми местными чиновниками и бизнесменами и нашли хорошие выходы на поставщиков алмазов (именно на нехватку сырья как основную проблему кусинского завода «Даймонда» ссылался М.Юревич летом 2011). Теперь поток дешевых алмазов из Африки обеспечен и партнерам понадобился недорогой огранщик, желательно где-нибудь в русской глуши, чтобы было поменьше шума. Тогда, в сочетании с именем Михалкова, на продажах готовых бриллиантов в Европе заработать можно немерено. Ну а трактора здесь постольку поскольку.

Лично мне ближе вторая версия. Верю, что бриллианты можно любить и отдельно от тракторов. И даже если вторые меняешь на первые, а не наоборот, очень мало оснований считать, что жизнь не задалась.

Комментарии 0
    Новости по теме Александр Подопригора