- Дороги
«Дорога преткновения»: челябинские экоактивисты против расширения улицы Худякова
Сразу несколько челябинских общественников на этой неделе выступили с критикой проекта по расширению улицы Худякова. С неоднозначной инициативой на днях выступила Общественная палата Челябинской области. На расширенном заседании двух профильных комиссий члены палаты рассмотрели результаты соцопроса и пришли к выводу, что «большинство челябинцев» ради устранения пробок на улице Худякова согласны на вырубку деревьев на территории городского бора. Но вот экоактивисты увидели в этом не заботу о комфорте горожан, а очередную попытку обслужить коммерческие интересы застройщиков.
Главный аргумент противников инициативы – добавление ещё двух полос на Худякова проблему пробок всё равно не решит: шесть полос просто упрутся в четыре полосы на плотине. «Узкое горлышко», где сходятся транспортные потоки, никуда не денется – пробки просто переместятся в другое место.
По мнению депутата Центрального района Челябинска Елены Вахтиной, автомобильные заторы возникают из-за отсутствия продуманной стратегии развития транспортной системы.
«Не решается ведь главный вопрос - как вообще будет развиваться Челябинск и челябинская агломерация в совокупности? Вот сейчас застраивают Сосновский район, выставили на торги два участка, а как оттуда люди будут добираться до Челябинска, непонятно. Вроде как хотят построить дорогу через Харлуши и Бутаки. Так вы сначала реализуйте проект, обеспечьте людям возможность попасть в город сразу, минуя «бутылочное горлышко» на въезде», - поделилась мнением Елена Вахтина.
Что касается улицы Худякова, то здесь, по словам депутата, возможны и другие варианты решения – например, организовать реверсивное движение в часы пик, построить пешеходный мост над «обкомовской дорогой» - каждый из этих вариантов дешевле и эффективнее топорного «закатывания в асфальт».
Нецелесообразность дальнейшего расширения улицы очевидна и для политолога Александра Подопригоры. На странице сообщества «Челябинск, дыши!» во Вконтакте аналитик предлагает вспомнить, что улицу Худякова уже расширяли, и аргументы властей были те же самые, что и сейчас, только вот спустя 14 лет «вдруг» оказалось, что проблема никуда не делась.
«Мы уже проходили всё это относительно недавно, во время «дорожной революции» губернатора Юревича. Он обещал ровно то же: расширим улицы Худякова и Доватора и пробок не будет (под эти мантры бор тогда вырубили, выведя из состава ООПТ (особо охраняемых природных территорий – прим. автора) 60 метров вдоль обеих сторон ул. Худякова). Результат: пробки стали еще хуже, а деревьев больше нет», - констатирует политолог.
Кстати о птичках, вернее деревьях. В Общественной палате региона утверждают, что цена вопроса – «всего» 22 деревья плюс кустарники. Откуда взялась эта цифра, и насколько она соответствует действительности, непонятно, ведь проекта расширения улицы Худякова ещё нет.
«В этом нет ничего удивительного. Та же самая история была, когда из состава городского бора хотели изъять четыре гектара под строительство хирургического корпуса. Ещё не было проекта, но чиновники уже почему-то знали, сколько потребуется вырубить деревьев», – отмечает Елена Вахтина.
Сомнения у экоактивистов вызывает не только эта скромная цена компромисса, но и обещания властей провести компенсационную высадку насаждений.
«Компенсация - это разговоры для бедных, нет ни одного факта «компенсационных» посадок деревьев. Второе - расширять можно до посинения - эффекта не будет, пробовать реверс и изменить выезд с Лесопарковой на Худякова. Две правых тупиковых полосы надо убрать», - прокомментировал новость в соцсетях правозащитник и юрист ЧРОЭ «Экологический консалтинг» Владимир Казанцев.
Отсутствие в открытом доступе проекта и комментариев официальных властей только подогревает и без того накалённое информационное пространство. В Управлении информационной политики администрации г. Челябинска призвали пока воздержаться от однобокого освещения вопроса, отметив, что окончательного решения ещё не принято.
Как сообщил пресс-секретарь мэрии Владимир Сафонов, 22 дерева, которые придётся спилить в случае расширения проезжей части, это не так много, как «некоторые пытаются представить». При этом 11 деревьев из этих насаждений являются ослабленными или угнетёнными. Кроме того, рассматривается возможность многократно увеличить объёмы компенсационной высадки.
«При этом есть идея на территории, примыкающей к проезжей части, провести компенсационную высадку в количестве 6-ти крупномерных деревьев за каждое спиленное дерево. То есть, по окончании реконструкции, вдоль улицы Худякова появится 132 новых, взрослых дерева», - подчеркнул Владимир Сафонов.
Такая уступка экообщественности могла бы снять социальное напряжение, но на результативность борьбы с пробками это вряд ли влияет. Основной вопрос в том, избавят ли город от многокилометровых заторов дополнительные полосы или это станет очередным «латанием дыр». Иными словами, решаем «быстро и точечно», либо «комплексно и постепенно»?
Стоит отметить, что сторонники комплексного подхода есть и в Общественной палате региона. На заседании профильных комиссий, где были озвучены результаты соцопроса, неоднократно звучали заявления о необходимости увязать улично-дорожную сеть Сосновского района с Челябинском и рассматривать все транспортные потоки в системе. Кто-то предложил построить второй мост через Бутаки, кто-то – заняться кольцом на Шершнях, вспомнили и о реверсе. Однако идея оказалась не столь популярна, как среди защитников бора. О ней упомянули вскользь и забыли.
По словам председателя Общественной палаты Челябинской области Николая Дейнеко, целью расширенного заседания было обсудить итоги соцопроса, которые «помогут расставить приоритеты и подтолкнут органы власти к действиям».
Между тем политолог Александр Подопригора уверен, что приоритеты давно уже расставлены. Под лозунгом «быстрее, шире, дороже» можно только осваивать бюджетные деньги, а вот решить проблему транспортной связанности посёлков и города, с таким подходом нельзя. По словам политолога, проект расширения улицы Худякова пролоббирован коммерсантами, в планах которых – обширная застройка западного берега Шершней «якобы элитными», «экологически чистыми» посёлками.
«На основании этого странного «опроса», который никак не отражает мнение жителей миллионного города, псевдообщественники готовы начать уничтожение очередного участка городского бора в коммерческих интересах застройщиков», - написал в своём блоге эксперт.
Александр Подопригора выразил мнение, что вместо того, чтобы облегчать застройку берега Шершней, необходимо, наоборот, создавать максимально невыгодные условия для возведения на этих участках коттеджей и посёлков. Политика экстенсивного строительства, когда вне связи с инфраструктурой областного центра осваиваются «пустые» природные территории, приводит в конечном итоге к появлению целых городов без нормальных коммуникаций и нерациональной вырубке лесного массива.
Сторонники расширения улицы Худякова тоже обращаются к «зелёным» аргументам, напоминая, что автомобильные пробки и, соответственно, выбросы негативно влияют на экосистему бора.
«Токсическими компонентами выхлопных газов являются оксид углерода, диоксид азота, сажа, диоксид серы и др. При этом следует отметить, что объём выбросов при частых остановках и троганиях автомобилей с места в 3 – 4 раза выше, чем при равномерном движении. Известно, что хвойные растения очень чувствительны к автомобильным выбросам, поэтому вдоль дорог они выглядят угнетёнными и ослабленными, с большим количеством усохших веток. Ликвидация пробок по улице Худякова логично приведет к снижению выбросов загрязняющих веществ и улучшению экологической ситуации», - напомнил председатель комиссии ОП по экологии, охране окружающей среды и сельскому хозяйству Пётр Бирюков.
Таким образом, улица Худякова становится новой линией противостояния общественников «от власти» и экоактивистов. Первые ссылаются на «мнение большинства челябинцев», вторые уточняют: большинство – это только 800 опрошенных человек, и даже не челябинцев, а жителей пригорода.
Какую позицию займут в этом вопросе челябинские власти, которые пока не комментировали результаты соцопроса, зависит, скорее всего, от того, в какую сторону сейчас качнётся общественное мнение. Или от того, в какую сторону его «качнут».
Как сообщил ИА «Урал-пресс-информ» пресс-секретарь мэрии Владимир Сафонов, совместное совещание представителей мэрии и областного правительства, где будут приниматься конкретные решения по улице Худякова, состоится на следующей неделе. Тогда же мэрия сможет представить детали проекта.
-
В Октябрьском районе большегрузы «убили» сельскую дорогу05 августа 2024, 09:51
-
Дорожную проблему поселка Новобурановка взял на контроль Бастрыкин05 августа 2024, 09:10
-
Челябинцам напоминают об ограничении движения на перекрестке пр. Ленина и ул. Цвиллинга08 июля 2024, 10:40
-
Восьмого июля открыли проезд в ЖК «Территория» на улице Овчинникова в Челябинске08 июля 2024, 10:02
-
Жители Агаповки в отчаянии: новый микрорайон есть, а дорог – нет04 июля 2024, 16:14
-
Прокуратура проверит законность расширения челябинской улицы Худякова08 июля 2022, 17:19
-
Власти радуются строительству висячего моста через Миасс, челябинцы волнуются о судьбе бора05 июля 2022, 15:09
-
«Дорога преткновения»: челябинские экоактивисты против расширения улицы Худякова19 апреля 2022, 16:20
-
Челябинскому бору теперь угрожает метро: общественники выступают против новой станции09 февраля 2022, 17:06
-
Виталий Безруков: Мы категорически против расширения границ парка Гагарина, никакой «спецоперации против Челябинска» нет27 октября 2021, 20:22