Александр Кузнецов: Психология детей изменилась - нужно менять подходы к их обучению
Руководство французской провинции Шампань-Арденны (Champagne-Ardenne) обратилось к министерству образования и науки Челябинской области с просьбой, поделиться опытом работы с электронными учебниками и электронным контентом.
Южноуральцы любезно приняли приглашение, и в сентябре министр образования и науки региона Александр Кузнецов побывал во Франции. О том, что заинтересовало французов, чего сумели добиться в Челябинской области, какие перспективы просматриваются в этом направлении, агентству «Урал-пресс-информ» рассказал Александр Кузнецов.
- Александр Игоревич, почему французы обратились за советом к нам и как о далеком Южном Урале узнали?
- В последнее время сложилась такая ситуация, что ученики и учителя не только во Франции и в России, но и во всем мире получили практически неограниченный доступ к различного рода электронным, в том числе и образовательным ресурсам. Сейчас в Интернете хранится масса, как мы говорим, цифровых образовательных ресурсов, электронных образовательных ресурсов разного качества и объема. И учитель в силу своей компетентности или некомпетентности, профессионализма или слабого профессионализма подбирает те или иные, на его взгляд, необходимые для урока образовательные ресурсы. У тех, кто четко понимает, что такое электронный учебник и как с его помощью повысить качество образования, это хорошо получается. Кто-то просто следует некой моде, видя, как его товарищи электронные ресурсы используют, не понимая, что это совершенно другая методика, другая технология педагогической деятельности, которой нужно специально учиться.
Требуется стандартизация электронного контента. Мы пытаемся сейчас из месива электронных ресурсов сделать такой ресурс, который был бы научно и методически выверен, относительно закрыт от вмешательства извне хотя бы в его базовой части. Она должна быть неизменной – это мое глубокое убеждение.
Сейчас мы совместно с крупнейшими издательствами страны решаем задачу по созданию четко структурированного, методически выверенного, одобренного научным сообществом электронного учебника, который бы включал в себя необходимый аудио- и видеоматериалы, текстовые и графические материалы, систему гиперссылок, обращений к справочным материалам и учебникам предыдущих лет.
- Сколько времени Челябинская область участвует в эксперименте по внедрению электронных учебников?
- Мы одна из немногочисленных территорий страны, которая активно и серьезно этой темой занимается уже три года. Кроме нас еще в этом направлении работает Татарстан, Москва, Томск.
В 2010 году мы начинали эксперимент с шестых классов - двух экспериментальных и двух контрольных (они работали по старой методике) - в двух школах. Отрабатывали на одном предмете – обществознание. Мы тогда уже увидели прирост качества знаний по итогам года. Поэтому эксперимент был расширен. Если в прошлом году у нас около 500 детей занималось по электронным учебникам, то в наступившем году их число утроилось. Сейчас в эксперименте принимают участие с 6 по 9 классы, которые обучаются по электронным учебникам по семи предметам. Они выпущены издательством «Академкнига/Учебник». Другое издательство – «Просвещение» - предложило нам учебники по двум возрастам по 3-4 предметам.
Мы сейчас ведем работу с электронными учебниками по нескольким направлениям, потому что пока, к сожалению, стандарт электронного учебника не утвержден федеральным министерством. Хотя понятие такое уже внесено в федеральный закон «Об образовании в РФ», который вступил в силу первого сентября 2013 года.
- По каким направлениям ведется эксперимент с электронными учебниками?
- В мире электронных учебников есть две философии – открытая и закрытая. С обеими мы работаем. При философии закрытого учебника (контента) издательство формирует достаточно емкий электронный ресурс, но он четко очерченный и хранится на некоем удаленном электронном «облаке» в Москве или в областном центре региона. На это «облако» закачан весь электронный контент по различным предметам и возрастам. Ребенок с помощью гаджета и Wi-Fi (вай-фай) имеет выход на это «облако». Как правило, канал связи с «облаком» запаролен. Каждый ребенок имеет свой пароль доступа к этому информационному ресурсу. Мы такую схему обкатывали в технической части еще с фирмой «Интел» на базе школы №67 (она продолжает работать в этом направлении).
При открытой философии электронный контент начинают выкладывать в некое «облако» все желающие педагоги. Это, по сути дела, повторяет существующую сейчас философию. Она нам не очень импонирует в силу своей чрезмерной открытости и в силу того, что туда все кому не лень могут что угодно закачать. Я давно в образовании и знаю, что в нашей системе много сумасшедших людей, которые предлагают якобы педагогические методики по спасению человечества, по различным, порой экстремистским образовательным программам.
Открытой философии придерживается, например, фирма Apple. Мы с ней тоже работаем и в августе провели масштабный семинар. У них есть обучающий ресурс – iTunes(айтюнс) – это некое удаленное «облако», доступ к которому предоставлен всем желающим в мире. Туда все педагоги могут выкладывать курсы, лекции, наработки и предоставлять другим пользователям возможность пользоваться ими бесплатно или платно.
- На какой философии остановимся мы?
- На чем остановится наша страна, не знаю. Мы параллельно отрабатываем и то, и другое. И там, и там есть свои плюсы и минусы. В варианте закрытого контента плюс в том, что мы за любую часть образования отвечаем, понимаем, что это однозначно ребенку не навредит, будет полезно. Но этот контент зачастую не учитывает различные специфические стороны образовательной деятельности: национальные, краеведческие компоненты. В условиях этого контента слабо учитывается и специфичность системы образования (отдельно должны быть курсы для гимназий, для школ с углубленным изучением, для обычной или коррекционной школы). Пока не очень велики возможности вмешательства педагога в эту систему. Хотя мы с издателями работу ведем, чтобы предоставить ограниченную возможность педагогам дополнять базовой контент спецификой деятельности своего образовательного учреждения.
Немаловажная тема здесь и авторские права. В случае закрытого контента однозначно соблюдаются авторские права, и там просто продается лицензия на пользование этим контентом тому или иному образовательному учреждению.
- С кем из издательств вы работаете по электронным учебникам?
- Мы сейчас работаем с двумя крупными издательствами: «Академкнига/Учебник» и «Просвещение». Свой электронный контент есть у «Русского слова» и «Бинома» и некоторых других издательств помельче. Я думаю, крупные издательства будут главными игроками на этом рынке. «Просвещение» исповедует открытую философию, «Академкнига/Учебник» – философию закрытого контента.
- Какой вариант победит?
- Скорей всего, победит компромиссный вариант. Мы с этого года начинаем работу с еще одним электронным образовательным ресурсом, где годичная лицензия продается на каждого ребенка (от 100 до 250 рублей). Это и экономически выгоднее, чем бумажный учебник. При этом один электронный учебник по информативности значительно больше, чем бумажный.
- Кто платит за электронный учебник?
- Платит образовательное учреждение. В рамках эксперимента платит бюджет, на наш взгляд, пока это достаточно дорого. Когда это будет введено в массовом порядке, то все будет зависеть от ценников, которые сложатся на этот электронный контент. Если лицензию покупает образовательное учреждение коллективно, то это будет дешевле. Мы рассчитываем, что ценник должен быть на уровне 30-40 рублей за один электронный учебник.
- За чей счет будут покупаться гаджеты?
- Здесь все будет зависеть от того, каким путем страна пойдет. Если все будут работать на Apple, то сделанный под образовательный процесс второй Apple стоит в пределах 13 тысяч рублей. Сумма небольшая. Если будет использована лизинговая схема, то вообще копейки получаются – около тысячи рублей. Это все потянет и бюджет.
Дети младших возрастов могут работать не на планшетниках, а на айподах и смартфонах. Через смартфон тоже можно получать усеченный контент, но этого будет и достаточно. Главное, в начальной школе - научиться технологически пользоваться этим электронным контентом, ведь пользоваться электронным учебником не тоже самое, что бумажным.
- В рамках эксперимента с электронным учебником вы отрабатываете только контент?
- Отрабатывается не только контент, но и техническая составляющая: какие должны быть каналы связи, гаджеты, с какими функциональными возможностями, какая операционная система, схема взаимодействия с авторами и поставщиками контента.
- Но важно не только создать контент, определиться с технической составляющей, но и научить учителей им пользоваться…
- Конечно. А это будет еще сложнее. Поэтому мы параллельно и эту работа начали. Мы с В.В.Садыриным (Владимир Витальевич Садырин – экс-министр образования и науки области, ректор Челябинского государственного педагогического университета - прим. ред.) договорились об обучении в экспериментальном режиме с прошлого учебного года студентов работе с электронным контентом.
- Как вы будете защищать свои электронные «облака», образовательные ресурсы от хакеров?
- Интерес взломать школьное «облако» мало у кого будет.
- А напакостить?
- Если делать это из хулиганских соображений, то овчинка выделки не стоит. Придется хорошо потрудиться. Хотя такой вариант и возможен, и мы принимаем меры для защиты.
Весь контент и каналы связи защищены, причем не обыкновенными пользовательскими паролями. Сейчас требования к хранению персональных данных очень жестокие. Есть специальные службы, которые за этим следят.
- Насколько технически сложно перевести все школы на электронные учебники?
- Челябинску на схему электронного контента будет перейти просто. Мы еще в 2008 году создали корпоративную интернет-сеть образовательных учреждений Челябинска – Итранет-сеть http://intranet.umc74.ru/. Все школы и садики города выходят в Интернет не напрямую, а через специально созданный узел связи. Внутри между собой эти образовательные учреждения общаются бесплатно. Всеми основными техническими возможностями занимаются специалисты этого узла.
Мы создадим к концу года общеобластной узел связи на улице Комсомольской. У нас есть и резервный узел связи. В нее будут включены около трех тысяч юрлиц.
- Что дает корпоративная сеть?
- Она решит для нас несколько задач: электронного контента, сбора информации со всей образовательной системы области. Она снимает техническую и очень затратную часть с не очень богатых муниципалитетов (им не надо создавать свои «облака» и поддерживать их).
Третья задача – подключение всех образовательных учреждений к системе электронного правительства. В системе образования должно оказываться девять услуг, в том числе лицензирование, аттестация учреждений, электронная очередь в детский сад, электронный дневник и классный журнал, постановка и запись в общеобразовательное учреждение.
Любой человек должен иметь возможность по интернету из любого населенного пункта записать своего ребенка в первый класс даже самого отдаленного и маленького села.
Конечно, малым школам такое не потянуть ни финансово, ни технически. Мы все заботы берем на себя.
-Получается, что я, находясь в Москве в командировке, смогу посмотреть, как мой ребенок учится в школе маленького города в Челябинской области?
- Я уже сейчас смотрю. В Челябинске уже шесть лет существует система «Сетевой город», где есть электронные журналы и дневники. У каждого есть свой логин и пароль.
- Насколько активно родители пользуются «Сетевым городом» в Челябинске?
- По-разному.
- В городе эта услуга может быть и востребована, но в деревне не в каждом доме компьютер есть…
- Я бы с вами поспорил. Народ некоторыми вещами жертвует, но компьютер или планшетник у многих есть. Мы даже не подозреваем, у какого большого количества людей они есть. Но в деревне проще дойти до школы и поговорить с учителем. Поэтому я не стал бы абсолютизировать такие системы как «сетевой регион», «город». Не надо забывать, что живое общение в педагогическом плане лучше.
- По прогнозам, когда все школы перейдут на электронные учебники?
- Должно пройти несколько этапов. По имеющейся у меня информации, к концу этого календарного года может быть издан приказ, утверждающий стандарт электронного учебника. Если это произойдет, дальше процесс будет развиваться в геометрической прогрессии. Возможно, года через 3-4 большая часть школьников будет заниматься по электронным учебникам. Ребенок получит выход на огромные массивы педагогически-целесообразной структурированной информации. Конечно, надо будет научить им пользоваться и детей, и учителей. Мы сейчас и курсы повышения квалификации готовим.
- А начальная школа тоже перейдет на электронные учебники?
- Тема интересная. Здесь есть некоторые крайности, которые практикуются в мире. Например, губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер три года назад в своем штате решил отказаться от чистописания. Дети перестали писать ручкой и сразу учатся набирать слова на клавиатуре. Чистописание – это не просто учиться писать рукописный текст. Это очень сложный психо-физиологический, педагогический процесс. Это развитие мелкой моторики руки, доли головного мозга. Я не сторонник таких «калифорнийских» экспериментов.
В начальных классах формируются общеучебные навыки, закладывается фундамент способностей школьника, надо быть осторожным. Есть еще одна проблема, она чисто психологического характера. Сейчас у нас серьезно меняется психология детства. До сих пор наша педагогика основана на психологии детства, разработанной еще в 20-30 годы 20-го века. Сейчас понятия по возрастам серьезно сдвигаются. Дети по-другому развиваются. Они начинают задавать вопросы, которые раньше в этом возрасте ребенок и не стал бы задавать. Что-то сместилось в психо-физиологическом развитии детей, но что именно и как именно пока не совсем понятно, потому что масштабных исследований в области педагогики и психологии детства у нас, к сожалению, не проводились.
Александр Асмолов, крупный психолог, возглавляет федеральный институт развития образования, еще три года назад ребром поставил вопрос, что нужно пересмотреть психологию детства. И дальше надо перестраивать систему обучения, воспитания, систему повышения квалификации и подготовки учителей.
- И в детских садах надо менять подходы к образованию…
- Конечно. Но интуитивно многие образовательные учреждения это осознают, и возникают авторские коллективы, технологии, школы. Это происходит от практики, надо чтобы и наука начала заниматься практикой. И кстати, реформу академической науки, в том числе педагогической, я считаю совершенно правильной.
- Если вся школа перейдет на электронные учебники, то уже в детском саду придется учить детей первоначальным навыкам владения гаджетом. Медики не забьют тревогу по этому поводу?
- Они давно уже бьют тревогу, как и мы. Сейчас важно не запрещать, это невозможно сделать. Нужно научить этим правильно пользоваться. С какого возраста учить? Пока не знаю. У меня нет готовых ответов на эти вопросы, мы тоже находимся в поиске.
- А может такое быть, что школы вообще закроют и будут детей обучать только дистанционно?
- Школы, я думаю, не закроют никогда. Сейчас процесс обучения уходит за рамки школы. Еще лет 5-6 назад москвичи прослеживали тенденцию: старшеклассники бросают школу и переходят на экстернат. В силу того, что они начинают предметно готовиться к поступлению по избранной специальности (все остальные предмет побоку) или они освобождают время для личностного роста, может быть, для досуга или работы.
В перспективе этот процесс будет усугубляться. Ребенок в процессе обучения будет отрываться от здания школы. Развитие сетей и информационных технологий позволяет обучаться всегда, в любое время в любой точке земного шара. Но школа не исчезнет. Обучение – не единственная составляющая образовательного процесса. Школа должна остаться мощным инструментом социализации ребенка. Если в школе создана хорошая психологическая атмосфера, если ребенку комфортно в ней, если у него есть интересы там, он в эту школу будет ходить и не только в учебное время, но и по выходным, на каникулах. Если администрация и педагоги будут много внимания уделять воспитательному компоненту, школа будет жить. Если на воспитании поставят крест, с одним обучением ребенок постепенно от школы уйдет.
- Представляете, какие должны быть педагоги?
- Очень грамотные, очень профессиональные. Проблема нашей школы в последние два десятилетия – у нас возникла узкая специализация педагогов. Я категорический противник этого явления. Раньше был Учитель с большой буквы. У нас последние 15-20 лет появилось разделение: учитель-предметник, желательно без классного руководства. Всеми не учебными проблемами должны заниматься социальный педагог, психолог. У нас на каждый «чих» отдельная должность. А Учителя с большой буквы уже нет. На мой взгляд, нужно изменить вектор образования в педвузах. Должен быть некий универсализм – педагог должен знать методику преподавания предмета, психологию возрастную, социальную, должен быть интересен и во внеурочной деятельности. В советской школе каждый педагог обязан был вести предметный кружок, причем это не оплачивалось. И это даже не обсуждалось. Сейчас, к сожалению, по-другому, но надо возвращаться к хорошим вещам.
СПРАВКА:
Комплексная автоматизированная система АС «Сетевой Город. Образование» внедряется в Челябинске с 2009 года. Она объединяет в единую сеть образовательные учреждения и органы управления образования в пределах города, сельского или городского района (округа).
Права доступа к информации разграничены и гибко настраиваются. Каждый пользователь образовательного учреждения (директор, завуч, учащийся, учитель и т.д.) и родители учащихся имеют индивидуальные имя и пароль и могут входить в систему с любого компьютера, подключенного к муниципальной сети (или сети Интернет). Например, находясь дома или на работе, родитель может отслеживать успеваемость и посещаемость своего ребёнка, общаться с преподавателями и администрацией школы; учащийся может удалённо получать домашние задания, просматривать свой электронный дневник и расписание, и т.д.
Параллельно, в реальном времени к обобщённой информации по школам имеют доступ и специалисты органов управления образования для формирования статистических и иных отчетов в рамках своей компетенции, не требуя от руководителей школ отдельных отчетов с последующей работой по своду информации.
Благодаря федеральным и региональным поставкам компьютерной техники, программам подключения школ к сети Интернет в городе Челябинске созданы реальные условия для создания единой сети образовательных учреждений.
-
Что будет после школы? – эксперты в сфере образования о грядущей приёмной кампании 202523 января 2025, 15:29
-
Экс-министр экологии Челябинской области перешел на работу к экс-министру образования25 октября 2024, 08:10
-
В Челябинске обсудили кадровое обеспечение системы образования03 октября 2024, 15:26
-
Именная стипендия – лучшим студентам: памяти особенного человека Дмитрия Быкова18 июня 2024, 17:01
-
Александр Кузнецов избран ректором Челябинского педагогического университета17 мая 2024, 15:19