«Астра СТ»: информация под защитой
Банковская деятельность неизбежно связана с обработкой и хранением большого количества конфиденциальных данных – о клиентах, их вкладах и всех осуществляемых операциях. Информация относится к категории закрытой и так или иначе постоянно может подвергнуться взлому. Основные риски связаны с вирусами, выходом из строя аппаратного обеспечения, сбоями операционных систем и несанкционированным доступом.
Поэтому на сегодняшний день вопросы информатизации и защиты банковской информации – одни из наиболее актуальных для руководителей банковских организаций. Ведь не секрет, что от стабильности и устойчивости последних зависит состояние всего финансового сектора страны.
О важности и способах защиты банковской тайны рассказывает руководитель группы компаний «Астра СТ» Игорь Туманов.
— Что входит в сферу интересов вашей компании?
— Мы реализуем проекты по комплексной автоматизации предприятий, выполняя при этом весь комплекс работ, начиная с исследования и IT-консалтинга и заканчивая внедрением интегрированной автоматизированной системы с последующим сопровождением. Эффективные механизмы управления проектами, соответствующие мировым стандартам, позволяют создавать максимально эффективные решения, являющиеся надежной базой для развития бизнеса наших клиентов.
«Астра СТ» имеет государственные лицензии на выполнение работ, связанных с созданием средств защиты информации, с использованием сведений, составляющих государственную тайну, деятельность по защите конфиденциальной информации, а также проектных, строительных работ. Специалисты фирмы сертифицированы ведущими производителями оборудования и могут выполнять проекты любой степени сложности.
В настоящее время в состав группы входит пять компаний: «Астра СТ» — проектирование вычислительный сетей, систем автоматизации, охранно-пожарных систем, систем электроснабжения, видеонаблюдения, контроля доступа. «Универсальные Системы Связи» - услуги связи, Интернет; проектирование и эксплуатация линейных сооружений, волоконнооптических и радиорелейных систем связи; организация видеоконференций; разработка и сопровождение порталов. «Информационно-вычислительный центр № 1» — оказание услуг по защищенной передаче данных, обработке и хранению информации; разработка программного обеспечения, баз данных. «Астра Сервис» — сервисное и гарантийное обслуживание оргтехники. «Строительное управление №1» —электромонтажные и строительные работы.
При компании открыт Удостоверяющий центр, имеющий все необходимые лицензии на работу с сертификатами ключей электронно-цифровой подписи.
— Наверняка о системах информационной безопасности большинства банков Южного Урала вы знаете не понаслышке?
— В рамках осуществления различных проектов группа компаний «Астра СТ» сотрудничала практически со всеми крупными региональными банками — Челиндбанком, «Кредит Урал Банком», банком «Снежинский», челябинским филиалом «УРСА Банка» и челябинским отделением Сбербанка России.
В ходе реконструкции здания Главного Управления Банка России по Челябинской области была спроектирована и создана структурированная кабельная система на тысячу с лишним портов, а также локальная вычислительная сеть, система речевого оповещения и радиовещания. Параллельно компания производила аналогичные работы в Челябинской банковской школе. После окончания работ по реконструкции была произведена поставка современной компьютерной техники и оборудования.
Помимо поставок оборудования и прокладки телекоммуникационных сетей партнерские отношения с банками развиваются и в плоскости хранения и защиты информации о пользователях кредитов в Межрегиональном бюро кредитных историй.
Сегодня созданное нами региональное бюро кредитных историй входит в число крупнейших в стране, аккумулируя информацию, поступающую из банков Тюменской, Челябинской, Курганской Свердловской, Кемеровской областей и Алтая. Накопление в бюро кредитных историй сведений о платежной дисциплине граждан, исполнении ими обязательств по погашению ссуд позволяет банкам повысить качество оценки рисков, совершенствовать процедуру отбора клиентов, что, в конечном счете, снижает стоимость заемных средств и при этом позволяет улучшить качество сервиса в банке за счет оперативного рассмотрения заявок на предоставление кредита. Во всяком случае, так должно быть.
— Каковы особенности сотрудничества с банковскими организациями?
— На сегодняшний день в Банке России принята долгосрочная концепция развития информационных систем, в соответствии с которой каждый год принимаются программы модернизации оборудования и телекоммуникационных сетей территориальных управлений, происходит автоматизация расчетно-кассовых центров. Наличие внятной стратегии развития информационных технологий, с одной стороны, упрощает взаимодействие, а с другой — накладывает серьезные обязательства.
У каждого региона — своя специфика. Территориальные подразделения разбросаны на огромной территории от Казахстана до дельты океана. Добраться до любого города Челябинской области можно за несколько часов, на севере география гораздо шире. В Тюменской области находится более ста расчетно-кассовых центров, в том числе и за полярным кругом, и в случае возникновения проблемных ситуаций инженер должен по первому требованию приехать и устранить неполадку, при этом постоянных путей сообщения в той местности нет.
— Каким опытом должна обладать компания для сотрудничества с банковскими организациями?
— Компания «Астра СТ уже на протяжении десятка лет входит в узкий перечень компаний, аккредитованных Банком России. В разное время мы выполняли различные работы и поставляли оборудование для территориальных управлений Банка России в Челябинской, Свердловской, Тюменской, Курганской, Оренбургской области, Удмуртии, Бурятии. Помимо безупречной деловой репутации для получения аккредитации компания должна обладать и довольно широким спектром возможностей для решения разноплановых задач: от поставки оборудования и прокладки nелекоммуникационных сетей до комплексной защиты информации.
— Какие проекты в финансовой сфере вы считаете наиболее интересными?
— Каждый проект по-своему уникален, потому что компания занимается не поставкой оборудования и прокладкой кабеля, а решением конкретных задач конкретной организации.
Специалисты компании не приучены слепо выполнять полученное техническое задание на проектирование телекоммуникационных и инженерных сетей – руководствуясь пожеланиями клиента, они должны создать необходимое количество оснащенных рабочих мест и магистраль, которая не бросается в глаза, не портит эстетику помещения, не препятствует эвакуации людей при чрезвычайных происшествиях – словом, нюансов – море.
Каждый заказ — это почти научно-исследовательская разработка. К примеру: в одном из челябинских банков система оповещения была интегрирована с охранной и пожарной сигнализацией. Сигнал о нештатной ситуации моментально поступает на пульт диспетчера круглосуточной охраны. Автоматически включается одна из дек двухкассетного магнитофона, на которой записано голосовое сообщение о чрезвычайном происшествии — пожаре или несанкционированном проникновении в здание посторонних лиц. Запись слышна во всех кабинетах и коридорах здания.
— Два года назад в связи с появлением в стране института бюро кредитных историй возникали большие сомнения: способен ли он обеспечить сохранность персональных данных о миллионах банковских клиентов? Как известно, в нашей стране любую «секретную» базу данных можно за копейки купить на Горбушке. Как вы считаете, за это время удалось переломить общественное мнение?
— За два года ни одного случая утечки или кражи информации из бюро кредитных историй не зафиксировано. Надо сказать, что в принятом в прошлом году законе о защите персональных данных предусмотрены жесткие санкции к бюро кредитных историй, не обеспечивших гарантированную сохранность собранных сведений.
— Исполняя предписание Банка России, большинство коммерческих банков сегодня исправно направляют сведения о заемщиках в одно из бюро кредитных историй, но пока, за редкими исключениями, не обращаются за встречным запросом при рассмотрении кредитной заявки. Почему так происходит?
— Потребуется несколько лет, чтобы бюро кредитных историй скопили необходимый объем информации о заемщиках. Некоторые организационные моменты сотрудничества банков и бюро кредитных историй на сегодняшний день не совсем ясны, однако неизбежный переходный период не затянется надолго: без существования бюро кредитных историй невозможно нормальное развитие финансового рынка страны. Сегодня разработанная нами для МБКИ технология с успехом применяется региональными бюро кредитных историй в Якутии, Поволжье, буквально на днях подписали договор с новым БКИ из Перми.
Преимущество предлагаемой компанией технологии в том, что хранимая информация надежно защищена не только от внешних попыток проникновения, но и от инсайда, который и становится причиной львиной доли случаев утечки информации. На протяжении последнего года компания «Астра СТ» ведет переговоры с одним из крупнейших российских бюро кредитных историй «Инфокредит», учредителем которого выступает Сбербанк России.
Группа компаний «Астра СТ»: www.astra-st.ru , тел. (351) 727-78-50.