Внук Дмитрия Тормахова хранит память о героическом деде, Герое России

Фото Внук Дмитрия Тормахова хранит память о героическом деде, Герое России
Фото: из архива семьи Тормахова

Имя лётчика-аса Героя России Дмитрия Дмитриевича Тормахова высечено золотыми буквами в зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны и в Парке Победы в Москве. В 2003 году в честь Дмитрия Тормахова названа одна из улиц Лазаревского района города Сочи, с 2008 года имя Героя присвоено средней школе № 99. Когда-то мы с семьёй отдыхали в Лазаревском, снимали жилье на улице Тормахова, гуляли в парке имени Тормахова. А недавно журналистская судьба свела меня с внуком Героя.

Дмитрий Тормахов-младший обязан деду именем, характером, внешностью. Такой же поджарый, перфекционист по жизни, с таким же обостренным чувством товарищества и с такой же верой в свою страну и Победу - уже нынешнюю. С первых дней СВО он стал волонтером, доставляя грузы бойцам, которые сражаются с укронацистами на Донбассе. Первое, о чем я его спросила, почему ветеран Великой Отечественной войны получил звезду Героя России, а не Советского Союза. Вот как это объясняет Дмитрий:

«Во время Великой Отечественной войны летчикам-истребителям присваивалось звание Героя Советского Союза за 10 сбитых самолетов противника. Дважды дед был представлен к высшей награде страны, однако награждение не случилось. Думаю, один раз из-за бюрократических проволочек, второй – деда посчитали погибшим в воздушном бою. Наградные документы пересматривали, когда Советского Союза уже не было. Лётчику Тормахову звание Героя Российской Федерации присвоено по Указу Президента РФ Владимира Владимировича Путина в 1996 году. Дед тогда был в звании полковника в отставке... Я ему многим обязан. С детства хотел быть похожим на него, нравились его рассказы о самых разных случаях на войне. В 15 лет пошёл в военкомат, поинтересовался, где можно обучиться профессии лётчика. Мне назвали несколько школ-интернатов с первоначальной лётной подготовкой. Выбрал ту, что в Таганроге. У нас дома был дельтаплан, так что я пришёл туда подготовленным. Пригодились советы деда, как найти общий язык со сверстниками, как соблюдать дисциплину. Дедов пример воинской дружбы тоже имел значение. Он активно занимался патриотической и ветеранской работой, был председателем совета ветеранов 236-й Львовской Краснознаменной истребительной авиационной дивизии и возглавлял совет ветеранов Лазаревского района нашего города. На моих глазах проходили его встречи с однополчанами, которые дед устраивал в Сочи сначала раз в пять лет, а с 1995 года каждый год. Дед успел порадоваться тому, как я успешно сдал выпускные экзамены в лётной школе, но 19 июня 2002 года его не стало. Ему было 80 лет. Не узнал мой героический дед, что его внук в тот же год поступил в Ставропольское высшее военное авиационное училище лётчиков и штурманов, что по окончании служил в Североморске. Сейчас у меня мирная профессия – строитель».

Д. Тормахов С боевыми товарищами.

О боевом пути бесстрашного лётчика Дмитрия Дмитриевича Тормахова говорят такие «сухие» цифры. К 9 мая 1945 года на личном счету советского аса было 368 боевых вылетов, 34 из них на нанесение штурмовых ударов по наземным целям, 86 на разведку и 186 на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков. Он провёл 68 воздушных боев, сбил 14 самолётов противника лично и 2 в группе. Ещё 2 самолёта уничтожил на земле, при штурме аэродромов. При нанесении ударов по наземным целям вывел из строя 2 паровоза, 20 железнодорожных вагонов, 18 автомашин, 8 конных повозок с грузами и истребил до 200 солдат противника. У Дмитрия Тормахова свыше тридцати правительственных наград, из них 11 орденов: три ордена Красного Знамени, три ордена Отечественной войны (два I степени и один II), три ордена Красной Звезды, орден Александра Невского и югославский орден «За храбрость», три болгарских медали, двадцать медалей России, в том числе «За боевые заслуги». Правительства Югославии и Болгарии справедливо отметили героизм и отвагу советского лётчика. Боевой лётчик сражался с врагом в небе северного Причерноморья, Донбасса, Молдавии, участвовал в освобождении Румынии, Венгрии, закончил войну в Югославии.

А начал войну Дмитрий Дмитриевич 20-летним курсантом Батайской военной авиационной школы лётчиков. Кстати, здесь чуть ранее работал инструктором Алексей Маресьев.

На снимке во втором ряду справа Дмитрий Тормахов-младший на встрече ветеранов в школе №99.

Внук Дмитрия Дмитриевича рассказывает:

«Если кто не знает, поясню: Маресьев и мой дед первоначально летали на самолётах марки ЛаГГ. Немцы называли этот самолёт «русфанер» за цельнодеревянную конструкцию. Наши лётчики не остались в долгу и окрестили истребитель Ме-109 «худым» и «глистой» за длинный силуэт, но признавали, что немецкие разработчики «мессеров» больше позаботились о своих пилотах, чем наши конструкторы. Конструкторов ЛаГГа много критиковали за то, что самолёт тяжеловесный, мало маневренный, слабовооруженный, у него плохой обзор из кабины. Однако в руках умелых лётчиков он стал грозой для немцев. Уже через месяц пребывания на фронте мой молодой дед открыл свой боевой счёт, сбив в небе Геленджика на истребителе ЛаГГ-3 вражеский Ме-109. А вскоре почти в этом же месте сбил сразу два «мессера» в одном бою. Даже одного «мессершмитта» сбить на ЛаГГе считалось большой удачей, а тут двойной самолётопад. За этот бой его впервые наградили орденом Отечественной войны 1-й степени...».

Потом были и другие успехи, и другие награды у отважного лётчика. Многим казалось, что Тормахов заговорённый, удачливый. И всё же однажды в бою удар врага пришёлся по фюзеляжу его ЛаГГа. Случилось это один раз за всю войну. Из-за удара загорелся центральный бак, огонь охватил кабину, языки пламени подбирались к лицу. Ничего не оставалось, как развернуть машину и уходить. Дмитрий едва дотянул до нейтральной полосы. Вывалился из кабины, рванул кольцо парашюта. Приземлился под сопкой, а на сопке немцы. Пули свистят, бои совсем близко. Спрятался в высокой траве, вынул пистолет и заметил, что кожи на руках нет. В тот миг ощутил жжение на ладонях и лице, до этого никакой боли не чувствовал. Долго полз и добрался до своих. В полку не вернувшегося на аэродром лётчика посчитали пропавшим без вести. Печальное извещение из военкомата пришло родителям в город Торжок. Но какова же была радость, когда через пару дней родные получили письмо от сына: «Жив, нахожусь в госпитале». Ожоги подлечили. За Тормаховым прилетел самолёт полка. Командиры и медкомиссия не допустили к полётам, так как рубцы не полностью зажили на руках. Пришлось долечиваться в санатории для лётчиков, в Ессентуках.

По воспоминаниям Дмитрия Дмитриевича Тормахова, бывали случаи, когда лётчики совершали до 12 вылетов в день. Отстрелявшись, они возвращались на аэродром, и, пока механики колдовали у боевых машин, лежали под самолётами, дремали. Был постоянный недосып из-за ночных и ранних утренних вылетов. В конце 1943 года Д.Д.Тормахову как одному из лучших лётчиков полка было доверено воевать на именном истребителе «Освобождённый Донбасс». Этот самолёт построили на средства, собранные жителями Донбасса. В середине 1944-го года Дмитрия Дмитриевича назначили командиром истребительной авиационной эскадрильи. После ЛаГГа он воевал на истребителях Як-1, Як-3, Як-9 и Як-7Б, ни одна машина не подвела его. За успешные бои он получал заслуженные награды.

Полковник Дмитрий Тормахов. 1943 г.

С улыбкой вспоминал последние дни войны. Его полк стоял в небольшом городке в Югославии. Второго мая, когда лётчики направлялись к аэродрому, раздались крики «Ура!», на улице поднялась стрельба. Это пришла весть о взятии Берлина. Вдруг пуля срикошетила от высокой стены дома, попала в грудь деда и плашмя упала на землю. Он поднял её, ещё горячую. Пулевых ранений у Дмитрия Дмитриевича не было, а тут «прилетело». Ну а потом был настоящий, долгий победный салют. На радостях однополчанин по имени Иван Порфирьевич залез на церковную колокольню и начал бить в колокола. У местных жителей нашлось, чем угощать победителей. Кругом виноградники, в каждом доме бочки вина…

Тормаховы- дед, внук, бабушка и отец.

Гордится Дмитрий Тормахов-младший и своей бабушкой. Мария Васильевна Тормахова - ветеран Великой Отечественной войны, сержант медицинской службы, с медсанбатом прошла от Сталинграда до Берлина и даже расписалась на стене рейхстага. С Дмитрием Дмитриевичем она познакомилась в Краснодаре, куда прибыл её медсанбат. А Дмитрий в это время учился в Краснодарской высшей школе штурманов. У них родилась дочь Светлана, потом сын Игорь. Впоследствии Светлана Тормахова стала известной актрисой театра и кино. Игорь работал в сверхлёгкой авиации.

В 1947 году Дмитрий Дмитриевич Тормахов уже заместитель командира, штурман истребительной авиационной эскадрильи полка и служит на Дальнем Востоке. В 1948 году снова на учёбе, теперь в Военно-Воздушной Академии. В 1954 году участвовал в учениях с применением тактического ядерного оружия на Тоцком военном полигоне. С 1957 года командовал истребительными полками в Заполярье и на Сахалине. С ноября 1974 года полковник Д.Д. Тормахов в запасе. Вместе с семьей переезжает в Лазаревский район Сочи, именно отсюда начинался его фронтовой путь.

Бессмертный полк. Школа №99.

Директор школы № 99 Светлана Александровна Рудометкина лично встречалась с Дмитрием Дмитриевичем, поэтому память о нём хранит особо. Неслучайно во время шествий Бессмертного полка в её руках портрет человека, чье имя носит школа. Педколлектив под её руководством создал комнату боевой славы памяти Героя России Дмитрия Дмитриевича Тормахова. Каждый год в дни знаменательных дат в школе имени Героя России проходят торжественные линейки, встречи с ветеранами. По возможности внук Дмитрия Дмитриевича приезжает в школу, чтобы рассказать новым поколениям школьников о своём деде - выдающемся лётчике, патриоте, Почётном гражданине города Сочи.

Комментарии 0
    Новости по сюжету На житейских перекрёстках
    Новости по теме Дмитрий Тормахов