Авиабаза в Челябинске: плюсы и минусы
Год назад в Челябинск из поселка Джида (Бурятия) была передислоцирована гвардейская авиационная база первого разряда войсковой части №69806. Первая партия бомбардировщиков прибыла на Южный Урал 9 сентября 2010 года, а к первому ноября перебазировался весь гарнизон.
С приходом авиабазы в небе над Челябинской областью стали кружить военные бомбардировщики СУ-24, сначала на малых высотах, а потом все выше и выше. И регион разделился практически на два лагеря – одним очень не понравились такие «шумные» соседи (и в администрацию Челябинска стали поступать жалобы), другим оказалось безразлично.
В июне региональное управление Роспотребнадзора провело замеры уровня шума от полетов бомбардировщиков и выяснило, что «эквивалентный и максимальный уровни звука, издаваемого самолетными двигателями, не соответствуют требованиям санитарных норм». По поручению губернатора Михаила Юревича при министерстве по радиационной и экологической безопасности Челябинской области была создана рабочая группа, которой поручено, в том числе, организовать инструментальный контроль за уровнем шума, издаваемого военной авиацией.
Разговоры об уровне этого шума не утихают до сей поры, хотя и были приняты меры по улучшению ситуации. А авиабаза, подчиняясь жесткой военной дисциплине (а как же иначе), продолжает жить своей жизнью.
В августе офицеры и прапорщики авиабазы с семьями заселились в десятиэтажный дом по улице Бурденюка, 6 на территории Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов (ЧВВАУШ, поселок Шагол). В настоящее время решается вопрос о сдаче в эксплуатацию еще двух стоквартирных домов – для военнослужащих Челябинского гарнизона. Одна новостройка находится в поселке АМЗ, вторая – на улице Блюхера.
Жизнь продолжается, но пока еще в области маловато тех, кто искренне радуется соседству с авиабазой. Хотя плюсов от прихода к нам в регион военной авиации немало.
Об этом мы и поговорили с командиром гвардейской авиационной базы гвардии полковником Николаем Гостевым и его заместителем по воспитательной работе гвардии полковником Александром Шкребтий.
- Почему именно Челябинск был выбран новым местом базирования вашей авиабазы?
- Это сложный вопрос. Мы люди военные и не всегда можем раскрывать все карты. Но если внимательно почитать СМИ, сравнить военно-политическую обстановку нынешнюю и десятилетней давности, то можно понять и сделать выводы, почему мы здесь, чем является Урал для России. Сердце человека находится по центру – вот почему мы здесь.
На сегодня в России осталось всего пять авиационных баз, таких, как наша: две – на западе, две – на востоке..
- И одна посередине…
- И одна ровно посередине – в Челябинске. Она готова за определенное время перебросить свои силы в любое направление.
-Здесь все понятно, выбор места дислокации авиабазы от вас не зависит. Вы подчиняетесь приказу. А что делать с шумами? До вашего прихода в область были жалобы на шумы?
- Я вам расскажу нюансы, почему сложилось ощущение, что с нашим приходом стало намного шумнее. Мы попали в два периода. Когда мы перебазировались, то попали на международные учения «Взаимодействие – 2010» (они проходили с 25 по 28 октября на Чебаркульском полигоне), где участвовало много авиационной техники из разных стран. В сентябре 2011 года в Чебаркуле проходили учения «Центр-2011». К нам прилетело большое количество самолетов, увеличилась интенсивность полетов. И это значительно усилило шум. Пик жалоб приходился как раз на эти периоды.
- А сейчас вы стали меньше шуметь?
- Есть главный документ по регулированию движения в воздухе – федеральные правила использования воздушного пространства. И их мы обязаны неукоснительно выполнять. У нас установлен жесткий контроль за этим. Вся информация о наших передвижениях передается в единую службу управления движением, ее центр находится в Москве. И любое наше уклонение от маршрута больше двух километров вправо или влево оценивается в два балла. Это ведет к серьезным последствиям, вплоть до снятия с должности и увольнения из рядов Вооруженных сил. У нас не забалуешь и не похулиганишь. Тем более есть общий контроль за независимыми гражданскими организациями.
Понимаете, под разные типы самолета установлена схема воздушного движения. Когда мы приехали сюда, то начали летать по схеме движения ЧВВАУШ. А они полностью секли город и летали на высоте 500 метров. Возникла тема шумов и командир принял решение поднять высоту полетов и отойти в сторону от города.
Мы подняли высоту на 900 метров, потом на 1200 метров. С августа мы летаем на высоте полторы тысячи метров и ушли на 20 километров от города. Шумы создаются только во время захода самолета на посадку и на взлете при включении форсажных режимов двигателя. Маршрут захода на посадку проходит над маленьким кусочком Ленинского района и промзоной. Еще одна проблемная зона была застроена по курсу взлета, посадки от аэродрома 12 км от торца ВПП три года назад вопреки всяким правилам. Крайние 10 лет в области никто не согласовывал места застройки со старшим авиационным начальником в регионе (это или военный, если есть воинская часть, или начальник аэропорта).
В остальных районах города нас практически не слышно. Возьмите любые шумоизмерители, мы не выйдем за нормативные пределы (даже установленные для автомобиля). Я вам это гарантирую.
- А проверяющие тоже гарантируют?
- Поначалу экологи пытались практически тайком в нарушении любого законодательства замерить уровень звука от самолета (без согласования) и стали говорить, что у нас завышенные шумы.
После того, как мы изменили схему полета, то стали сами предлагать еще раз замерить уровень шума в точках прохождения нашего маршрута. Мы показали точку, где будет наиболее шумно, но экологи уже не могут прийти замерить, они заняты.
И еще. Как вычленить шум самолета от общего шума города? Ни один прибор этого не покажет. В домах около городских магистралей шумы гораздо выше (стоит только открыть форточку и порой, даже говорить становится сложно). Так город шумит длительный период времени. А шум нашего самолета вы слышите меньше минуты.
- Некоторые продолжают утверждать, что вы все-таки летаете очень низко, «прямо над головами»….
- Я для понимания приведу один пример. К нам на авиабазу приезжал представитель одного из заводов с претензией, что мы летаем очень низко над их предприятием. Я его спрашиваю: «А как вы определяете, на какой высоте мы летаем?». Он отвечает: «Мне визуально видно, что вы летаете на высоте 150-300 метров». Я посмотрел в окно, увидел облачность и прошу его: «Определите высоту облаков». Он отвечает: «300 метров». Я звоню на метеослужбу, включаю громкую связь и прошу по приборам определить нижний край облачности. Мне докладывают: «1000 метров».
Это наглядно доказывает, что люди с земли не могут точно определить высоту. Я еще раз ответственно заявляю, мы не летаем на низких высотах.
- Вас еще обвиняют и в загрязнении атмосферы. Якобы след от самолета негативно влияет на экологию.
- Если смотреть по трубам (а мы с воздуха насчитали более 249 труб в Челябинске), то у наших самолетов высота выше, чем у них. Нет же ни одной трубы даже высотой на 300-500 метров. Наша сажа рассеивается и практически до земли не доходит.
- В любом новом деле есть две стороны – положительная и отрицательная. С претензиями к вам мы разобрались. Расскажите, а какие плюсы принес для жителей области ваш приезд сюда?
- Мы являемся крупным работодателем, и наш приход даст области новые рабочие места. Во-первых, возрождается авиационный ремонтный завод в Шаголе (он ремонтирует двигатели с наших самолетов). А это ни много, ни мало порядка 2,5 тысячи мест.
Кроме того, у нас работает около одной тысячи гражданского персонала (это позволяет нам больше времени выделить для боевой подготовки). Мы отдали сторонней организации функции по обеспечению столовой и питанию личного состава. Это тоже рабочие места.
Еще одна сторонняя организация – Газпромнефть-Аэро - обеспечивает нас топливом (средняя зарплата водителей там порядка 25 тысяч рублей). Будет организация, которая займется уборкой территории. И это тоже рабочие места.
Есть еще один немаловажный плюс от нашего присутствия в области. Дело в том, что сейчас убрали территориальный принцип призыва (раньше молодой человек должен был служить не ближе, чем 300 километров от дома). У нас в гарнизоне 1 тысяча 400 должностей военнослужащих по призыву.
- То есть 1400 южноуральских ребят могут служить в области?
- Так точно. В прошлом году осенью мы набрали порядка 120 челябинских ребят, в весенний призыв – порядка 80 челябинцев. У нас есть свой родительский комитет, так же взаимодействуем с комитетом солдатских матерей области. Мы приглашаем родителей и показываем казарму, место работы, столовую. Мальчик, приходя на службу с весом 60-70 килограммов, демобилизуется с весом 90-100 килограммов. В распорядке дня наших военнослужащих предусмотрен подъем в 6.30, а отбой – 22.30 и еще полчаса дневного сна. У нас даже есть возможность отпускать солдат в увольнительные на выходные домой. Но при этом мы можем вызвать родителей в часть.
- Чтобы получить хороших призывников, надо с самого раннего детства заниматься патриотическим воспитанием молодежи…
- Этим мы занимались, когда базировались в Джиде (у нас даже были свои подшефные классы). По прежнему месту службы мы ежемесячно проводили по 2-3 экскурсии. В Бурятии даже организовали конкурс , где одним из призов было посещение авиационной базы на полетах. Эту работу мы продолжаем в Челябинске. Мы приглашаем детей на аэродром, чтобы показать, как все устроено и работает, и ребята в восторге от увиденного. И, кстати, мамы ребят с северо-западного района, после того как мы начали организовывать постоянные экскурсии детей, перестали жаловаться на шумы.
- И это основная цель экскурсий на сегодня, чтобы перестали жаловаться?
- Нет. Если хотя бы один из ста ребят после экскурсии захочет стать военным и защищать нашу Родину, значит, определенная цель достигнута. Мальчишки должны восхищаться профессией военного.
Кстати, экскурсии интересны не только для мальчиков, но и для девочек. Недавно к нам приходили шестиклассники одной из школ города, так мальчики бегали вокруг самолета, а девчонки в кабинах сидели и их не вытащить было. В военно-воздушных силах две женщины летают на самолетах.
- Как давно вы проводите экскурсии и как часто?
- Впервые мы пригласили челябинцев на экскурсию в марте, выступая на одном из телеканалов.
- А если ребята из области захотят приехать к вам на экскурсию?
- Пожалуйста. Только надо заранее согласовать время приезда. Позвонить можно по телефону: 8 96179140 66 гвардии полковнику Шкребтий Александру Андреевичу или отправить заявку на факс 8 (351) 210-46-06. В заявке указать номер школы, количество человек, которые приедут на экскурсию, и что хотят посмотреть.
Можно посмотреть музей ЧВВАУШ (челябинское высшее военное авиационное училище штурманов). Мы его приняли и приложим все силы, чтобы его сохранить и приумножить. Хранитель музея – Шарманов Сергей Георгиевич, 78-летний полковник в отставке. Он много знает, и все экскурсии проводит сам. В музее собраны материалы, начиная от момента начала училища и до нынешних дней. Сейчас мы там потихоньку будем открывать свой класс в музее. У нас тоже большая история – 10 декабря нашей части (гвардейская оршанская ордена Суворова третьей степени Краснознаменная авиационная база первого разряда) исполнится 70 лет. Путь у нас хороший – мы прошли все войны, начиная от русско-финской. Часть ведет свое название от второго гвардейского истребительного авиационного полка, получившего гвардейское знамя 6 декабря 1941 года.
- Что в рамках экскурсии предусмотрено?
- Выезд на аэродром, просмотр техники, наши экскурсоводы покажут, как техники готовят самолет к полету, как готовится экипаж к взлету, как ведется запуск самолета и его посадка – это очень интересно.
- У вас есть ограничения по возрасту для экскурсантов?
- Нет. На первое ноября пришел заказ от подготовительной группы детсада. А в этом возрасте и зарождается будущая профессия. Старшеклассники уже сформировали свои приоритеты.
- Вы уже год на Южном Урале. В СМИ много говорят об отношении южноуральцев к вашему приезду к нам. А как вам Челябинская область?
- Нам понравилось. Красоту Урала можно хорошо оценить с высоты. При полете особенно летом бросается в глаза обилие озер (такого не увидишь по всей стране, а мы много где бывали), зелень и горы.
- А люди?
- Мы облетали всю Россию. Можем сказать, что Челябинск нам нравится. Это один из немногих городов России, где на вопрос, как пройти по такому то адресу, тебе три раза объяснят, а потом возьмут за руку и отведут. Здесь очень здоровые, человеческие отношения среди простых людей.
Мы как-то в такси ехали и нам водитель говорит: «Вы своим офицерам объясните, что стоимость проезда от пункта А до пункта Б стоит 300 рублей, а не 500 рублей». Хорошо. А почему вас так не устраивает, спрашиваем мы водителя. Он отвечает: « Понимаете, это мой заработок. Чем больше они будут платить, тем у них быстрее деньги закончатся, тем меньше я буду ездить и меньше заработаю. Тут живут честные и открытые люди».
-
В Челябинской области в чистом поле упала учебная ракета, выпущенная пилотом СУ-2424 октября 2018, 13:41
-
В челябинском небе новенькие Су-34 впервые отработали дозаправку в воздухе18 октября 2018, 17:48
-
В Челябинске на военный аэродром Шагол приземлились первые в ЦВО бомбардировщики СУ-3408 сентября 2018, 18:37
-
В Челябинскую область прибывают бесшумные истребители13 августа 2018, 16:35
-
Евгений Тефтелев разбирается с военными самолетами над Челябинском31 августа 2015, 13:40