Квалифицированные рабочие и инженерные кадры надо растить со школы

Фото Квалифицированные рабочие и инженерные кадры надо растить со школы

В Стратегии социально-экономического развития Челябинской области, которая была откорректирована по распоряжению исполняющего обязанности губернатора Бориса Дубровского, поставлены задачи по двукратному увеличению валового регионального продукта и производительности труда. Этих целей, по словам главы региона, нельзя достичь без подготовки необходимых кадров, которые бы удовлетворяли предъявляемым работодателями современным требованиям.

В последние годы Южный Урал сохраняет лидерские позиции в образовании. Но при этом у вузов существуют претензии к уровню знаний поступающих к ним выпускников школ, а у работодателей - к качеству подготовки молодых специалистов в училищах, техникумах и университетах.

Для кардинального решения проблемы по поручению Бориса Дубровского был разработан проект «ТЕМП» - «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». В нем были выделены четыре организационно-управленческих блока: Т - требования времени; Е – единство целей и задач; М – мотивация и стимулирование; П – пути решения и приоритеты деятельности.

О новом проекте агентству рассказала вице-премьер Ирина Гехт.

- Ирина Альфредовна, в чем суть проекта? Его задачи?

- Для решения задач, поставленных в Стратегии, нам необходима специализация на инженерное образование. Но на сегодня у школьников отсутствует мотивация для получения технической профессии, востребованной в реальном секторе экономики. А у педагогов нет желания и возможностей создавать стремление учащихся к обучению рабочим специальностям. Задача этого проекта – мотивирование школьников и их родителей на получение инженерных специальностей и повышение результатов по предметам физика, математика, информатика и технология.

- А нынешние результаты не устраивают?

- Не секрет, что результаты ЕГЭ по математике у нас из года в год становятся хуже и нас это беспокоит. По русскому языку мы в этом году показали лучшие, чем в прошлом году результаты и стали лучшими по России.По математике таких радостных известий не пришло. У нас в этом году даже не было ни одного стобальника по математике, а по русскому 70 человек (вдвое больше, чем в прошлом году).

- И чем это объяснить?

- Мы понимаем, что многое было упущено в 90-е годы, когда большое количество педагогов ушло из школ, в том числе математики и физики. Сегодня средний возраст преподавателя математики составляет 50 лет. Это наиболее возрастная категория среди педагогов школ. Мы заинтересованы в подготовке молодых учителей и в повышении качества их преподавания.

- Губернатор на встрече с руководителями образовательных учреждений и экспертами в этой сфере отмечал, что у ректоров вуза есть большие претензии к уровню знаний абитуриентов. Насколько глобальна эта проблема?

- Провал в физико-математическом образовании ощущается достаточно остро по всей стране. В этом году Рособрнадзор даже вынужден был понизить минимальный балл на ЕГЭ по математике (он стал самым низким за все время существования ЕГЭ и составил 20 баллов из 100), иначе бы 30% школьников не получили аттестаты.

Из 2 тысяч абитуриентов, поступивших на бюджетные места по инженерным специальностям в вузы Челябинской области, только 600 ребят отвечает предъявляемым требования. Вузы вынуждены вкладывать свои средства для того, чтобы подтянуть поступивших до необходимого уровня по физике и математике.

Университеты (ЮУрГУ, филиалы МИФИ в закрытых городах) понимают свою миссию и много работают в этом направлении. Они организуют олимпиады, ведут методические объединения для учителей математики и физики.

- И как планируется прививать любовь к точным наукам?

- Мы будем вводить соответствующие финансовые коэффициенты для мотивирования тех педагогических коллективов, которые показывают высокие результаты по техническим и научным направлениям и снижать коэффициенты для тех, кто не дает необходимый качественный результат.

- То есть школы, где ученики показывают плохие результаты по точным наукам, будут получать меньше денег?

- Нормативное финансирование никто урезать не будет, а вот за хорошие результаты образовательные учреждения будут получать дополнительные средства.

- Как будут оцениваться результаты? По баллам ЕГЭ, по участию в олимпиадах по этим предметам?

- В том числе и по этим показателям. А также по количеству учащихся, выбравших физику и информатику, биологию и химию в качестве предмета по выбору. Это будет означать, что школьник движется в техническом или естественно-научном направлении. И это важно для экономики области.

- А не обидятся филологи, что ставки будут сделаны на математику?

- Думаю, не обидятся. Их предмет также останется основным. Ведь знание русского языка – это обязанность каждого ребенка, как гражданина РФ.

У нас стало бытовать мнение среди учеников: зачем мне математика, если я решил стать юристом. Важно переломить эту тенденцию. На самом деле, математика важна для всех, она является основой логического и системного мышления, которое необходимо каждому человеку в жизни (не только инженеру, но и юристу, и экономисту).

- На сегодня система профориентации рассчитана на старшеклассников. К тому моменту почти каждый школьник уже сформировал свои представления о будущем под воздействием мифов о престижности или высокой доходности той или иной профессии. Планируется ли менять подходы в этом направлении?

- Нам предстоит коренным образом пересмотреть принципы профориентационной работы с детьми и их с родителями. Высококвалифицированную рабочую силу надо растить, как минимум с младших классов, а то и раньше. И у нас такие примеры уже есть. Преподаватели одного их техникумов Златоуста в подшефном детском саду рассказывают ребятишкам про каждую рабочую специальность, которую можно у них получить, а потом достаточно легко набирают студентов из своих бывших подопечных. Ведь когда ребенок еще в раннем детстве возьмет в руки взрослый инструмент, да еще ему разрешат им немного поработать (постучать, покрутить), объяснят полезность рабочих профессий, то это запомнится надолго и заставит сделать в будущем выбор в их пользу.

Наша задача - увлечь еще и работодателей этой идеей, чтобы они оборудовали в школах мастерские, как были в свое время производственные мастерские. Мы планируем также задействовать производственную базу профтехобразования для прохождения профориентационных мероприятий для школьников. Ребятам надо прививать любовь к труду с раннего детства.

Эта тема обсуждалась и на последней антинаркотической комиссии. Борис Александрович дал задание проработать вопрос создания круглогодичных рабочих мест именно для школьников и, может быть, даже с точки зрения увеличения бюджетного финансирования.

Директор Дворца пионеров и школьников имени Крупской, абсолютный победитель всероссийского конкурса «Учитель года 2005» (учитель физики) Иван Иоголевич предложил использовать в профориентационной работе 3D-моделирование. Оно не так затратно, как производственные мастерские, но поможет ребенку сначала виртуально создать модель, а потом в мастерских реализовать идею.

В рамках поиска и рождается сознание того, что нравится или нет. А когда такой возможности нет, то тогда выбор зачастую делается в выбор тех специальностей, которые пока считаются престижными.

- Раньше детское техническое допобразование могло по популярности конкурировать с гуманитарным. Были кружки юных техников, судо-, ракето- и авиамоделирования, картинги и многое другое. В 90-х годах всё это давно кануло в лету, и лишь немногие энтузиасты еще пытаются привить детям интерес к технике и науке. Возрождать традиции собираетесь?

- Да. Одна из задач проекта - возрождение технического дополнительного образования. В бюджете следующего года мы планируем предусмотреть дополнительные средства на эти цели. Помимо уже знакомых кружков, будут развиваться и новые, которые позволят повысить интерес детей к технике и науке, а также стимулируют рационализаторские и изобретательские способности школьников.

- В образовании многое зависит от квалификации учителей. Слабый педагог, не стремящийся к самоусовершенствованию, не даст ученикам хороших знаний. Что планируете делать в этом направлении?

- Мы намерены восстанавливать систему физико-математического образования и через возобновление работы методобъединений учителей, повышения их квалификации. Недавно мы встречались с одним из разработчиков программы повышения квалификации учителей английского языка, которые реализовали свой проект в Татарстане. Его измеримым результатом стало повышение уровня сдачи ЕГЭ по этому экзамену в среднем на 20 баллов, чем в среднем по России.

Мы этот проект планируем запустить в области в этом году, но не для всех учителей. Первоначально будет проведено тестирование на начальном уровне, а затем в течение года – дистанционное обучение педагогов носителями языка. Опыт и знание учителя будет транслирован на компетенцию учеников. Мы надеемся, что таким образом мы поднимем уровень английского языка.

К сожалению, пока такой программы по математике нет. Но мы будем делать аналогичные вещи через свой институт повышения квалификации. Нам бы хотелось, что уровень зарплаты, который мы сегодня обеспечиваем, сопровождался качеством преподавания и стремление учителей к повышению квалификации и более высоким результатам.

- Один из вариантов для повышения уровня знаний ученика – дистанционное образование…

- Мы тоже это прорабатываем. На самом деле у нас сегодня в некоторых малокомплектных школах один педагог преподает физику, математику, рисование и физкультуру. Мы хотим дать возможность ребенку сельской школы дистанционно присутствовать на уроке в школе, где преподает сильный учитель, например, физики. У школьников также есть возможность через личный кабинет получать консультации у педагогов вузов (такую помощь оказывают такие ЮУрГУ и филиалы МИФИ, столичные вузы).

Наша задача – замотивировать детей, дать правильные ориентиры и направления.

- Одним из мотивов выбора выпускником инженерной специальности может и стать перспектива будущего трудоустройства с хорошей зарплатой...

- И здесь должны подключаться работодатели. Мы это неоднократно об этом говорили. При чем начинать работу надо уже в школах в рамках прохождения производственных практик, чтобы ребята в атмосфере корпоративной культуры сориентировались на получение определенных специальностей.

- Когда планируется запустить проект ТЕМП?

- Как только губернатор одобрит разработанный проект, министр представит его педагогическому сообществу в качестве задачи, которая стоит перед системой как составная часть экономики области и потребности ее социально-экономического развития. Предусмотрено и бюджетное финансирование.

Сегодня, 21 августа, состоится августовская конференция, куда съедутся руководители образовательных организаций со всей области. На встрече будут традиционно подведены итоги и поставлены задачи на предстоящий учебный год.

Предполагается, что ТЕМП будет презентован на этом областном педсовете.

Комментарии 0
    Новости по сюжету Образование
    Новости по теме Ирина Гехт